Гнев и кротость
Но, к сожалению, “гнев губит и разумныя” (Притч.15:1).
По словам свт. Василия Великого одной из самых опасных страстей является гнев. Гнев лишает человека разума, уподобляя его зверю: “Что в ядовитых животных яд, то в сердитых раздражение”. А спектр плачевных последствий раздражительности широк - от злого слова до убийства: “Ибо раздражение возбуждает ссору, ссора родит ругательство, ругательства родят драку, драка - раны, а от ран нередко бывает смерть”. Раздраженный человек, обрушивая свой гнев на кого-либо, вредит в первую очередь самому себе. Но так как разум его в момент помутился, он не отдает себе в этом отчета.
Но не только разума лишает человека гнев, но и красоты внешней. Эту мысль подтверждает и прав. Иоанн Кронштадтский: “И как нелепа и противоестественна злоба и ярость! Как, напротив, сродна природе нашей кротость! Посмотрите на лицо кроткаго: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо, привлекательно! Какое духовное благоухание разливает в душах человек кроткий; глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. А взгляните на человека гневливаго, злаго: его лицо беспокойно, мрачно, безобразно; один взгляд на него иногда раздражает многих (заражая сердца, смотрящих на него, как бы ядом)”. А зачастую эта страсть доводит людей до такой степени невменяемости, что и чувства боли они лишаются: “ У них нет и времени ощутить, что потерпели, потому что вся душа занята мщением оскорбителю”.
Лучшее средство остановить охваченного гневом человека - молчание в ответ на оскорбления, кротость, хранение тишины. По наставлению свт. Василия Великого, нельзя становиться зеркалом для раздраженного: “Остановим зло в первом его начале, всеми мерами истребляя в душах гнев. В таком случае будем в состоянии вместе с этой страстию подсечь, как бы в корне и в начале, большую часть худого. Укоряет кто тебя? а ты благословляй. Бьет? а ты терпи. Презирает и за ничто почитает тебя? а ты приведи себе на мысль, что из земли ты составлен и в землю опять разрешишься”. Подобным долготерпением человек приближается к Богу и не уподобляется гневливому: “Не теряй благоразумия и не позволяй себе поддаваться обидчику. Пусть он без пользы на тебя лает и надрывает сам себя. Кто бьет не чувствующего боли, тот сам себя наказывает, потому что и врагу не отмщает, и своего раздражения не успокаивает; и кто оскорбляет словами человека, не трогающегося укоризнами, тот не может найти удовлетворения своей страсти; а напротив того, как сказал я, разрывается от досады”.
Разгневанного человека можно назвать сердитым и несносным ругателем, терпящего же от гневливого - великодушным, долготерпеливым и кротким. Впавший в этот грех будет жалеть о том, что говорил, а потерпевший никогда не будет раскаиваться в добродетели. Свт. Василий говорит золотые слова: “В подвигах, за которые увенчивают, венчается не начавший борьбу, но победитель. Потому и осуждается не только предначавший худое дело, но и тот, кто за лукавым вождем последовал в грех.
Если гневаешься, то сим подтверждаешь укоризну. Ибо что неразумнее гнева? А если останешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле”.
Свт. Василий дает такой, например, совет, как держать себя при нападках гневливого человека: “Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого, и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение”. Иными словами, смиренномудрием и кротостью обуздывается страсть гнева.
Но следует отметить, что святитель указывает нам и на пользу раздражительности: “Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. Думаю, что с равною ревностию должно и любить добродетель, и ненавидеть грех. Для этого же весьма полезна раздражительность” - она полезна в борьбе с зарождающейся в душе страстью.
Посему полезно для человека остерегаться раздражительности и гнева, и “если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале. Коварство, подозрительность, недоверие, злонравие, злонамеренность, дерзость и весь рой подобных пороков суть отпрыски этого греха. Поэтому не допустим в себя столь великого зла - этого душевного недуга, помрачения рассудка, отчуждения от Бога”.
И действительно, когда человек внимателен к своей духовной жизни, он вольно или невольно приходит к пониманию, что кротость творит чудеса и способна исцелить гневливого, направив его на путь истинный: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5); “А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс.36:11).
Свидетельство о публикации №223031301801