Смысл и значение плача
В сочинении свт. Игнатия Брянчанинова “Плач мой” значение плача выражено через раскрытия добродетели блаженного плача, сопряженного с раскаянием, покаянием в грехах своих.
Когда “стенания скопились в груди моей, теснятся в ней, хотят исторгнуться”, на помощь приходит плач, дающий возможность выплеснуть из себя все то, что невозможно гнетет аж до боли.
Смысл плача состоит в очищении души от греховных пятен, преобразовании образа мыслей и жизни, а, следовательно, спасении: “Душа моя! Прежде нежели наступило решительное, неотвратимое время перехода в будущность, позаботься о себе. Приступи, прилепись к Господу искренним, постоянным покаянием, - жительством благочестивым по Его всесвятым заповеданиям”.
По мысли свт. Игнатия, покаяние есть евангельская заповедь, непрестанное духовное делание, ведущее ко спасению.
Спасение души невозможно без покаяния, через которое душа очищается с помощью слез и плача о грехах своих, цепи грехов, цепи падений, от сокрушения видения и осознания своей греховности.
Покаяние есть духовное делание длиною в жизнь, потому и очищающие слезы раскаяния сопровождают христианина всю его жизнь: “Многомилостивый Господь! Даруй мне покаяние, доставляемое безмолвием, покаяние постоянное, покаяние, могущее очистить скверны души и тела, покаяние, которое Ты даровал всем, кого избрал и призвал к себе…”.
С мирской точки зрения кажется абсурдным то утверждение, что эти слезы и плач приносят человеку истинную радость, обновление: “Мир, занятый своею суетою, своими попечениями, развлечением и преуспеянием, даже не обратит внимания на слова мои: для него непонятен, странен голос души, ощутившей нужду в покаянии и безмолвии”.
Но свт. Игнатий пришел к таким выводам не путем рассуждений, а путем опытным - наблюдением за собой, своею жизнью: “Вручите меня покаянию: оно вам возвратит меня очищенным, просвещенным, и возвещу вам слово спасения, слово Божие”.
Свт. Игнатий открыл нам, что есть духовная жизнь, духовное делание. Они есть непрестанное покаяние. Как нашему телу необходимы чистота, уход, поддерживающие красоту и здоровье, так и душе нашей нужно очищение ради здоровья ее, чистоты жизни и спасения в итоге.
А слезы и плач - это не признак непрерывного несчастного положения человека от видения падений своих, а источник радости и силы, силы встать после падения, силы жить дальше, жить осознанно, внимательно к себе, чтобы хранить эту радость и приумножать.
Очень важные слова свт. Игнатия: “блудно прожил я житие мое, достиг единонадесятого часа; все силы мои иссякли; не могу совершать заповедей и служений расслабевшим моим телом: даруй мне принести Тебе хотя покаяние, чтоб не пришлось мне уходить из гостиницы мира чуждым всякой надежды. Ты зришь мою немощь, немощь души и тела! Не могу стоять противу лица страстей и соблазнов! Изведи меня в уединенье и безмолвие, чтоб там мог я погрузиться весь, и умом, и сердцем, и телом, в покаяние... Покаяния жажду!... Милосердый Господь, утоли мою неутолимую, снедающую меня жажду: даруй мне покаяние! Изливший на меня толикие, бесчисленные благодеяния, наверши и преисполни их дарованием покаяния!”
Жаждущая спасения душа человека прежде всего он жаждет покаяния. Когда душа иссыхает от грехов, она жаждет, и жажда эта утоляется слезами, она омывается ими как в водах крещения, напитывается их влагой, словно иссохшая земля утренней свежею росою: “Таким вижу себя и рыдаю. То тихо скудные капли слез, подобные каплям росы, лишь орошают зеницы очей моих; то крупный слезный дождь катится по ланитам…”.
Свт. Игнатий задается важнейшим вопросом: “Какая участь ожидает мою душу, по разлучении ее с телом? благо было бы, если б предстал ей Ангел мирный и светлый, воспарил бы с нею в блаженные обители Едема. Но за что он предстанет? Какую добродетель, какой подвиг найдет в ней, достойные небожителей?”. Думаю, что ответ на этот вопрос таков: видение своих грехов, покаяние, выраженное плачем и слезами, желание исправиться есть добродетель и подвиг человека, ведь увидеть себя в истинном свете и признаться в этом самому себе - это смелый поступок сродни подвигу.
И Св. Писание доносит до нас важную истину, вселяющую радость: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф.5:4); “Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь” (Лк.6:21).
Свидетельство о публикации №223031301828