Солнце на спицах, синева над головой

ВЕЛОСИПЕД
на фото изобретатель первого велосипеда.

Велосипед не роскошь, а средство передвижения – перефраз.

Особенно популярный "велик" нынче среди курьеров по доставке еды и продуктов.
На велосипеде с удовольствием и радостью катаются все - от мала до велика!
И каких только моделей не встретишь!
 Подростковый, дорожный, спортивный, горный, трёхколёсный взрослый и детский.
В веломагазине глазами не охватить всю линейку моделей.
Но ведь было время, когда про велосипед вовсе не знали.
Но ведь изобрели!
Всякому изобретению предшествует потребность. Что же заставило изобрести велосипед?

На этот вопрос ответят  наблюдения за погодой.
Спрашивается: где погода и причём  велосипед?
А вот при чём.

Лето 1816 года выдалось на редкость холодным в Европе и Северной Америке.
Средняя температура на Земле упала на 3 градуса по Цельсию. Небо было затянуто тучами и шли дожди, а то и снег. Урожай погиб. Либо из-за заморозков, либо от недостатка света.
Это привело к нехватке продовольствия. Отсутствие урожая тем летом сделало выращенную с трудом пищу более дорогой.
Выросли и цены на овёс. Содержать лошадей стало очень дорого.
Что же случилось?

А всему этому предшествовало одно  событие:
В Индонезии  5 апреля 1815 года случилось извержение вулкана Тамбора. Выбросы вулканического пепла продолжались в течение 4 месяцев!
В результате извержения в атмосферу попало столько пепла и аэрозолей, что небо потемнело и Солнце скрылось из виду.
Есть сообщения о том, что на поверхности океана в регионе плавал слой пепла толщиной несколько метров.

Крупные частицы после извержения со временем осели, но более мелкие были достаточно лёгкими и пробились в стратосферу. Распространяясь затем в атмосфере, они оказали влияние на климат во всём мире.
Этот год вошёл в историю как «год без лета», потому что летом выпадал снег!

Итак, овёс не вырос. Лошадей содержать дорого. А они- главное средство передвижения.
 Двигаться надо! Передвигаться пешком, как известно, долго и некомфортно.


Вот и пришла гениальная идея барону Карлу фон Дрезу изобрести деревянную конструкцию, которую позже назвали велосипед.
От двух слов: быстрый и ноги .

Это был скорее беговел. Потому что состоял из деревянной рамы и руля. Колёса в движение приводились путём отталкивания ногами. Не было ни педалей, ничего из привычного нам в современном велосипеде. Даже колёса были деревянными!
На этом «Самокате» можно было развить скорость до 20 км в час.

В 1817 году немец Карл фон Дрез запатентовал своё изобретение как «машину для бега».
 
Лошадь стоила 1900 фунтов, а "дрезина" 20.
Велосипед оценили пользователи, но неудобства заставили вносить на протяжении времени в конструкцию изменения.
Патент не помог. Устройство стало настолько популярным, что его копировали и продавали по всей Европе.
Только прибыли изобретателю он не приносил.

Барон  изобрёл не только велосипед. Он изобрёл мясорубку и пишущую машинку. А первым его изобретением стало приспособление для вычерчивания 5 идеально ровных линий, известных нам как нотный стан.

КУЗНЕЦ,ПОДКОВАВШИЙ ВЕЛОСИПЕД

К современному виду велосипед приблизил шотландский кузнец Кирпатрик Макмиллан.
Деревянный велосипед приходилось натирать салом чтобы уберечь детали от стирания.
В 1839 году в маленькой деревушке на юге Шотландии  кузнец Макмиллан добавил седло и педали.
Педали были соединены с задними колёсами при помощи шатунов.
То есть их надо было не крутить, как современные. А толкать туда-обратно.
(Конструкцию можно увидеть если  зайти на сайт «Оказия», там есть фото)
Но эта конструкция не стала популярной.

Примерно в это же время, подобная идея посетила , молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать

ВЕЛОСИПЕД ЛАЛМАНА

В 1863 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель.
   А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо.
  Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует  свое изобретение

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.
Почему удивили одинаковые по размеру колёса?
А потому, что существовала недолгое время модель Фолькстоуна с огромным передним колесом и небольшим задним. Педали на этой конструкции были размещены прямо на переднем колесе. так делают на трёхколёсных велосипедах для малышей.
Но он был популярен недолго- смещённый центр тяжести сыграл злую шутку. При торможении наездник кубарем летел через руль. А высота была приличная!
Проблему с торможением решила велосипедная цепь.


В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп (ветеринар!) изобрел надувные шины из каучука.
(Он поместил надувную трубку в твёрдую резиновую покрышку и разместил её вокруг колеса) Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации.
1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, но материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала.
Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то  рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и  не были покрашены. Уход за таким велосипедом был трудоемким: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

В  это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной- эту модель взяли в пользование военные, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.
За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады.
   Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта.
Хотя такие автогиганты как "Шкода",Опель" и "Пежо" Начинали с вело бизнеса.

А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать всего лишь как игрушку для детей.
Но с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и  важности экологических проблем.

Источник:
P.S.
В начале 1973 года я оказалась в ГДР. город Дрезден.
 Там я впервые увидела выделенные дорожки для велосипедистов. Дорожки были, а велосипеда тогда у меня не было.
 Можно порадоваться за велосипедистов Санкт-Петербурга: через 45 лет и здесь дорожки выделили.
А велосипеды есть у многих. Давно. И у меня тоже.
А какую нацию вы считаете самой велосипедной?

И ЕЩЁ:

Я подумала: а применяют ли дерево при изготовлении современных велосипедов?
   Ответ оказался неожиданным. Да!
Как оказалось, сегодня деревянные велосипеды существуют и более того с каждым годом набирают все большую популярность. Причин для этого несколько: на самом деле, деревянная рама может не уступать по прочности металлической, плюс с большинстве случаев она дешевле. К тому же дерево обладает большей гибкостью, что позитивно сказывается на комфорте при езде.
dzen.ru
 Интернет мне в помощь!


Рецензии
И снова здрасте, Галина, свет, наша Санарова!
Тема мне очень знакома и приятна опять же, потому нырнул в неё благодарно.
Пол-века педали кручу. Но несмотря на мал- мал запоздалые приличные велодорожки у нас, оставлять механизмы у кромки даже шибко привязанными всё ещё очень рискованно.
Порадовался за немцев-педантов, которые, похоже колёса даже в дом не заносят, внесезонно их присобачивая к любому надёжному столбику.
В свете отлично проведенного расследования, любопытно однако, каковы Ваши личные отношения с тормозами, рулями, педалями? - ))
С искренним уважением - Ваш

Игорь Наровлянский   13.07.2023 14:25     Заявить о нарушении
Кланяюсь вам приватно, Сударь!
Рада встрече. Тем более, что мы оба на велосипедах.
С детства в дружбе!
И теперь, правда только на даче, т. К. В городскую квартирку я его не могу определить. Стойло не предусмотрено((.А на улице- умчат!
Скажу что велосипедов у нас хватает даже гостям: 4 взрослых и два детских.
На днях моя 4-х летняя внучка откатала разом 10 км на маленьких 2 колесиках!!!
Восторг!
Разумеется в пути была с мамой и братом 7 лет. Предусмотрены были перекусы и отдых. Правда, она только месяц, как пересела с беговела. И сама стартовать не умеет.
Это к вопросу про отношение к велоспорту. Я бы вам кампанию составила...
Умчалась...
Галина.

Галина Санарова   13.07.2023 16:35   Заявить о нарушении
Чтобы вы не ломали Игорь голову представляя "приватный поклон", скажу, что это шуточка смартфона.
Поклон был всего лишь приветный!

Галина Санарова   13.07.2023 16:40   Заявить о нарушении
Удивили, конечно. Но куда больше - порадовали!
Так, куда нам ехать на совместную велопрогулку?-)

Игорь Наровлянский   13.07.2023 17:03   Заявить о нарушении
Полагаюсь на ваш выбор!
Поехали!

Галина Санарова   13.07.2023 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.