Церемония освящения миквы, и как я ещё раз... Ч. 1

               
                Церемония освящения миквы,
                и как я ещё раз попала впросак. Ч.1

22 января 2023 года еврейская община города Камарилло праздновала открытие общественной миквы. Директор «Хабад Камарилло» Арье Лэнг «с большим волнением и благодарностью Всевышнему» разослал общинникам приглашения на церемонию освящения новой миквы.
 
Мне было интересно посетить эту церемонию, хотя я не знала, что это такое. Поэтому, уже имея опыт общения с секретарём офиса «Хабад Камарилло» Элиной Хирман, я снова решила обратиться к ней за разъяснениями. Элина – тот человек, о котором директор «Хабад Камарилло», раввин Арье Лэнг сказал: «Элина Хирман… всегда делает потрясающую работу, выходящую за рамки её служебного долга».

Мне чрезвычайно повезло с Элиной в том отношении, что она оказалась единственной женщиной в общине, говорящей по-русски. Она родилась в русскоязычном  Харькове. В 1990 году в возрасте 15 лет вместе с родителями она переехала в Израиль. Здесь она окончила школу, отслужила в армии, стала выпускницей университета. В армии она познакомилась со своим будущим мужем Алексом. Когда он получил приглашение на работу в США, то Элина вместе с ним переехала в Штаты. У супругов четверо детей.
 
Элина помнила, что её бабушка соблюдала еврейские обычаи. В то же время, живя в СССР, Элина была полностью оторвана от национальных корней. Она всем сердцем понимала, что евреи не должны так жить, если хотят сохранить свою идентичность. Поэтому она решила вернуться к своим корням, исполнять традиции, соблюдать законы Торы.

Начался её поиск примера, по которому можно было бы построить еврейскую семью. Когда, будучи уже сложившимся человеком, она впервые попала в религиозный дом, то поняла, что это было как раз то, что она искала. На этот счёт у неё с Алексом сначала были некоторые разногласия, однако в дальнейшем  их позиции оказались полностью идентичными. Их выбор ортодоксального иудаизма как нормы жизни был желанным и осознанным. Сейчас Элина счастлива, ощущая себя в своей среде.

В «Хабад Камарилло» она работает уже пять лет. На Элине лежит вся работа по офису, рассылка, печать буклетов, организация разных мероприятий. Она, по существу, является  «правой рукой» директора офиса Арье и его помощницы и супруги Леи Лэнг.

В своё время она рассказала мне о некоторых законах Торы. Она же объяснила мне разницу между Шаббат и Хабад. До этого разговора с ней я полагала, что эти слова означают одно и то же, и недоумевала, почему они  по-разному пишутся. Именно она объяснила мне, что ортодоксальные еврейки во время беременности не делают УЗИ на предмет определения пола будущего ребёнка и не празднуют бейби шауер. Это она рассказала, что замужние женщины должны покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. В некоторых общинах замужние женщины покрывают голову платками. В общине «Хабад Камарилло» они носят парики, о чём я даже не догадывалась, поскольку их парики выполнены мастерски.

Однажды при прощании я хотела обнять Элину и вдруг испугалась, что могу совершить что-либо недозволенное. Тогда Элина поспешила заверить меня, что женщин обнимать можно, а вот к мужчинам нельзя даже прикоснуться. Я стала лихорадочно соображать, не прикоснулась ли я случайно к кому-либо из мужчин, посещающих Шаббат.
 
Элина прекрасно понимала, что я совершенно не готова к восприятию тонкостей ортодоксального иудаизма, поэтому сейчас на мой вопрос о микве она ответила достаточно упрощённо. Она объяснила, что миква – это большая ванна, предназначенная для ритуального духовного очищения, упомянув при этом о менструальном цикле у женщин и о многом другом. Она также сказала о том, что строительство  миквы важнее строительства синагоги! Я буквально онемела от услышанного!
 
Эта информация была для меня новой и неожиданной. Позже, когда я работала над этим очерком, я прочитала несколько статей о духовном значении миквы и послушала объяснения Элины о духовном значении этой процедуры. А в тот момент я представила себе микву как обычную ванну, только большего размера и с этими небольшими знаниями отправилась на церемонию, которая должна была состояться в доме ребе Арье и Леи Лэнг.

Супруги переехали в Калифорнию из Нью-Йорка в конце 2002 года. Затем, поселившись вместе со своей старшей дочерью в Камарилло, раз в месяц они начали обслуживание приверженцев ортодоксального иудаизма в арендованном ими доме. Примерно через год или два ребе Арье и Лея открыли в этом же доме дошкольное учреждение. Позже на площади Санта Роза они арендовали помещение магазина под синагогу и место для детского сада, учреждения для дошкольников. Супругам посчастливилось привезти в Камарилло пять свитков Торы.
 
Каждую субботу в «Хабад Камарилло» проводятся утренние службы, на которых с эмоциональной речью к общинникам обращается раввин Арье. В его образной речи английские слова нередко перемежаются со словами иврита. Прихожане читают и поют молитвы тоже на иврите. Во время служб царит весёлая атмосфера, если только она не посвящена какому-нибудь траурному событию. Б-г, как считают евреи, любит, когда люди от души веселятся. Детям общинников позволено свободно перемещаться по небольшому залу, в котором проводятся службы, и, пользуясь этим, детишки бегают мимо пришедших на службу то на кухню, то на улицу.

Часто можно наблюдать забавную картину, как кто-либо из младших детей раввина Арье просит поднять его на руки, и раввин с ребёнком на руках продолжает читать проповедь. Ребе серьёзно готовится к своим выступлениям, и вместе с тем он любит пошутить, хорошо поёт, а порой и пляшет. Я наблюдала его экспансивные пляски, когда в помещении офиса выступал музыкальный ансамбль, исполнявший еврейские песни, а также хорошо мне знакомые так называемые «одесские хиты», в том числе «Бублики», «Семь сорок» и многие другие. Ребе Арье пришёл в офис ближе к концу концерта, когда как раз звучала зажигательная одесская мелодия. Он с порога пустился в пляс, высоко подпрыгивая, хотя я бы не сказала, что он ещё молодой человек.

Умилительную картину также можно наблюдать, когда на коленях Леи и Ширы во время службы сидит кто-либо из их детей, в то время как другие дети ждут своей очереди. В каждой из этих двух семей много детей, и все они дорожат вниманием своих матерей. Это радикально отличается от тех случаев, когда в семье воспитывается один ребёнок, целиком приковывающий к себе внимание родителей.

Семья Лэнг уделяет большое внимание помощи многочисленному пожилому населению города. Поэтому они наняли раввина Йосефа для помощи в создании программы «Улыбнись пожилым людям». В рамках этой программы осуществляется еженедельная доставка свечей для Шаббата и маленьких булочек-хал примерно ста пожилым людям, а также посещение пожилых людей в домах престарелых и больницах. Около 11 лет назад руководство общины начало осуществлять программу по предотвращению употребления наркотиков и алкоголя подростками. Ребе Йосеф ведёт также занятия по изучению Торы и Каббалы.

Одной из важнейших задач «Хабад Камарилло» было строительство миквы, являющейся весьма дорогостоящим проектом. Понадобилось немало лет, чтобы собрать нужную сумму – миллион долларов. Само строительство осуществлялось полтора года.
В своём обращении к общинникам Лея Лэнг рассказала о своих родителях Зеве и Рошель Саймонс, чьё имя будет носить миква. Они, по свидетельству Леи, были искренними, честными и заботливыми людьми, прожившими короткую жизнь. Однако то, что им удалось сделать за это время, невозможно переоценить. Их непоколебимая преданность детям была беспримерной. Лишь недавно Лея стала осознавать, насколько значимыми были её родители, поскольку сейчас Лея сама заботится о своей многочисленной семье, о девяти детях и муже.
 
Лея рассказала также о дошкольном учреждении, которым она руководит. Одно из главных дел, которому она посвятила свою жизнь, — это еврейское образование маленьких детей. В этой сфере её родители были ярким примером для подражания: отец, служивший в иешиве Кессер Тора, и мама, работавшая в детском саду.  Продолжая дело родителей, Лея возглавляет  детский сад Ган Камарилло, названный в честь её родителей. Недавно он стал лучшим дошкольным учреждением в округе Вентура, что свидетельствует об осуществляемом в нём качественном еврейском образовании.
 
Лея рассказала, как её мама относилась к микве. В пятницу вечером, покидая семью дочери после зажигания свечей, она говорила: «Я собираюсь исполнить мицву». Когда Лея стала старше, она узнала, что эта таинственная мицва была связана с исполнением её мамой роли помощницы, следившей за соблюдением правильности омовения в микве, и что миква является основой жизни еврейской семьи. В свою очередь, Лея подтвердила, что миква имеет приоритет даже перед строительством синагоги.

В 14-ю годовщину смерти родителей Леи строительство миквы находилось в полном разгаре, уже был залит цемент для цистерны для сбора дождевой воды. Приближаясь к 20-летию своего пребывания в Камарилло, семья Лэнг прикладывала огромные усилия к быстрейшему завершению строительства миквы.
 
И вот сейчас  мне предстояло стать свидетелем открытия миквы и её освящения.
Мой друг Бонни, уже неоднократно выручавшая меня с транспортом, и на этот раз привезла меня к дому ребе Арье, в котором была сооружена миква. На территории вокруг дома уже находилось много приглашённых. Им были предложены кофе, холодные напитки, бутерброды и вино. Когда все гости были в сборе, их пригласили в импровизированный летний зал с тканевым навесом, сцена которого была красиво декорирована гирляндами из разноцветных воздушных шариков. Рядом со сценой был установлен стенд с портретом лидера хабадского движения.

Торжественную церемонию открыл раввин Арье Лэнг. Он поздравил присутствующих со знаменательным для всех евреев Камарилло событием. Затем с приветствиями к собравшимся выступили раввин Сапочкинский - лидер общины «Хабад Вестлейк Виллидж», раввин «Хабад Камарилло» Йосеф Мучник, Моти Херцог, владелец винодельни «Herzog» в Окснарде, директор еврейского дошкольного учреждения Лея Лэнг и её брат Мендель Саймонс, активистка «Хабад Камарилло» Леора Льюис и другие.

По окончании торжественной части церемонии хозяева гостеприимного дома предложили присутствующим осмотреть микву и познакомиться с развлекательной программой.
 
В коллаже:
верхний ряд – Элина, семья раввина Арье и Леи, раввин Арье,
нижний ряд - раввин Сапочкинский, Лея Лэнг, раввин Йосеф.

Выражаю глубокую признательность Элине Хирман за ценные замечания по тексту моего очерка в части правильности освещения еврейской традиции, а также моей дочери Юлии Валенской за прекрасно выполненный коллаж.

Продолжение следует.


Рецензии
"службы, на которых с эмоциональной речью к общинникам обращается раввин Арье."
Сегодня все молятся, посещают службы, однако никто не говорит, есть ли от этог занятия какой-то прок?
Почему вы, известная русская писательница, этот вопрос обходите? Вам это неинтересно?

Владимир Иноземцев   30.01.2024 09:44     Заявить о нарушении
Я репортёр, рассказывающий о событиях, а не религиовед, анализирующий разные религии.
Тем не менее, мысль человека материальна и обладает энергией. Есть люди, обладающие большой силой мысли, которые могу ею лечить.
Изречённое слово, произнесённое с пониманием заложенного в него смысла, обладает значительно большей энергией, чем мысль.
Соответственно, изречённое слово, произнесённое группой людей, приумножает энергию слова одного человека. Суммарная энергия создаёт в пространстве эгрегор, в свою очередь воздействующий на массу молящихся.
Таким образом, эгрегор влияет на психику и события.

Алла Валько   31.01.2024 09:05   Заявить о нарушении
"эгрегор влияет на психику и события"
Понятно. люди в словах могут убедить других и находить себе сторонников.
Но что вас привлекает в религии?
Любая религия лжива. Вера служит для одурачивания людей. Примеры вы знаете сами.

Владимир Иноземцев   31.01.2024 09:10   Заявить о нарушении
Я гностик.

Алла Валько   01.02.2024 06:33   Заявить о нарушении
это означает, что и вы дурачите.
У буддистов 4 заповедь - "Не солги".
Как она вам?

Владимир Иноземцев   01.02.2024 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.