Эх, молодость...

...Когда мне исполнилось четырнадцать лет, отец меня на лето трудоустроил на хлебоприемный пункт разнорабочим. Что мы только не делали: подметали асфальтированные площадки под будущий урожай, чистили воздуховоды в складах, белили стены, ремонтировали щиты и заборы. Всего не перечесть. Платили копейки, конечно, но к концу лета набиралась сумма, которую хватало для подготовки к школе.Естественно, работал я не один. У нас была бригада человек пять, или шесть, в которую входили мы, пацаны – школьники и пара взрослых.

  Заметив мою заинтересованность в технике, начальник хлебоприемного пункта Трухин Александр Николаевич стал мне поручать работы посложнее – оперировать электро – транспортером, погрузчиком. Отец, будучи начальником пожарной охраны, учил меня, как вести себя, если загорит какой - то объект: подавать сигналы тревоги (бить пальцем от гусеницы трактора по рельсу), звонить в пожарную часть.

  Учил заводить пожарную мотопомпу, пользоваться пенными огнетушителями – уметь их разряжать и заряжать, быстро раскатывать пожарные рукава, и многому другому. Эти знания потом пригодились в жизни.

  После девятого класса мне было поручено освоить зерносушилку. Пару недель я был учеником у Савинцева Виктора – сушильного мастера. Зерносушилки того времени были передвижными. Иногда их ставили возле склада, подводили транспортеры для подачи сырого зерна и отгрузке высушенного. Работали сушилки на солярке – в большую никелированную трубу вдувалась смесь солярки и воздуха, эта смесь сгорала и горячий воздух направлялся в каналы, по которым сыпалось зерно. Управлять таким агрегатом было довольно сложно. Одних электродвигателей в сушилке было около десятка! Надо было иметь опытный слух, чтобы распознать изменение тона работы какого - то из агрегатов.   

  Однажды произошел забавный случай, положивший крест на моей карьере сушильного мастера. Каждое утро перед воротами ХПП собиралась небольшая летучка. Закончившая работу смена докладывала о проблемах в работе, мерах по их устранению. Заступающей смене давался инструктаж и планы на рабочий день.Так и в этот день, проводя планерку, Александр Николаевич сказал: “ Сегодня в обед приедет инспектор из Целинного с проверкой материально – технической базы. Будет смотреть абсолютно все. Мужик въедливый, очень вредный, не любят, когда ему перечат, или спорят. Будьте готовы ко всему”.   

  Мы разошлись по своим рабочим местам, обсуждая, что может найти “криминального” этот проверяющий. Подошли к сушилке. Взяли метлы и еще раз промели площадку перед сушилкой. Я протер тряпкой пульт управления, убрал потеки смазки на механизмах. Вроде бы все в порядке... 

  Зерносушилку пока не запускали – не было зерна. Только к одиннадцати часам пошли первые машины с зерном. Их разгружали на подъемнике, транспортером перегружали зерно в склад. А оттуда уже по подземной галерее зерно подавалось в сушилку.Нужно было накопить не менее пятидесяти тонн зерна, чтобы запустить сушилку в работу. Пока машины подвозили зерно, мы сидели рядом с сушилкой и играли в карты.

– Атас! – воскликнул Витя, – начальство прёт, убирайте карты!Быстренько убрали карты и стали поджидать руководство. Рядом с Александром Николаевичем шел невысокого роста мужичонка, толстенький, как медвежонок Пух из мультфильма. Они подошли и Александр Николаевич нас познакомил с проверяющим.Проверяющий тут же полез в сушилку, стал заглядывать во все уголки. Заметив что - то, коротко черкал карандашом в блокнотике. Мы сидели на лавочке молча, наблюдая за проверяющим. Наконец он спустился с мостика управления сушилкой, брезгливо достал двумя пальцами платочек и вытер руки.

– Грязюку развели тут, – пробурчал он недовольно, – протирать надо чаще!Витя презрительно сплюнул и хотел что - то сказать в ответ, но осекся под свирепым взглядом Александра Николаевича.

– Какие будут к нам указания? – спросил Николаевич у проверяющего.

– Почему у вас не работает сушилка? – спросил он, – запускайте, я посмотрю, как вы все делаете.

 Мы разошлись по своим местам. Я, Витя и проверяющий поднялись на площадку перед пультом управления. Зерносушилка запускается просто: включается главный вентилятор продувки норий, (чтобы не скапливались пары солярки – иначе может быть взрыв), потом включается продувка камеры горения и затем открывается форсунка, подающая солярку. Нажимается кнопка электровоспламенителя. И вот тут нас поджидала проблема. Электровоспламенитель до того был капризный (не продумали его до конца инженеры – конструкторы) – не поджигает факел, хоть тресни!И главное – его не видно, то ли он искрит, то ли нет. На такой случай всегда имелось небольшое ведро с соляркой и кусок проволоки с намотанной на его конце тряпкой. Поджигали тряпку, запускали вентиляторы и форсунку, просовывали факел в камеру сгорания через смотровое окошечко. Как только в топке начинало гудеть пламя, факел вынимали и тут же его гасили, макнув в ведро с соляркой. Солярка не бензин – вспыхнуть не может. Конечно, с пожарной точки зрения это было делать нельзя!

  Я проделал все манипуляции на щите управления, и запустил вентиляторы. Но электровоспламенитель не зажигал топку! За всем происходящим внимательно следили проверяющий и работники нашей смены. Саша Гусев увидев, что воспламенитель не работает, быстро подал на площадку ведро с соляркой и проволоку с тряпкой.Привычно макнув факел в солярку, я поджег его и просунул в камеру сгорания. Медленно поворачивая маховичок подачи солярки стал регулировать силу пламени. Через пару минут печь загудела в рабочем режиме. Я вытащил из топки факел и опустил его в ведро с соляркой.

  И тут случилось то, кто никто не ожидал...Проверяющий несмотря на свою полноту, кулем перевалился через ограждение площадки и с двухметровой высоты смачно, с кряканьем хряпнулся об асфальт. Мигом соскочил на ноги и опрометью кинулся прочь от склада с сушилкой вопя: “Пожар! Горим!”

  Мы вначале ничего не поняли, но потом дошло и все покатились от смеха.Александр Николаевич не знал – то ли ему смеяться, то ли плакать...Увидев, что ничего угрожающего его жизни не произошло, проверяющий подкатился к нам и разъярясь, стал меня отчитывать. Я не оправдывался, понимая, что нарушал правила пожарной безопасности.Наконец, выплеснув из себя всю злобу за свое позорное бегство, он сказал тыча в меня пальцем: “Так, чтобы завтра этого клоуна тут я не видел! А сейчас я его от работы отстраняю! Вы поняли!”Понятно, чего уж там...

  Конечно, жалко было расставаться с ребятами, с работой, которая нравилась и кстати, была хорошо оплачиваемой. Как сейчас помню, один час смены оценивался в 72 копейки. Простые разнорабочие получали по 30 копеек за час.

  Делать нечего – взял свою сумку с едой и отправился восвояси. Пришел на проходную, сел на лавочку в курилке. Рядом подсели мужики, закурили.

– Серега, ты не переживай, – похлопав меня по плечу сказал Володя Суров, – клоуны приезжают и уезжают, а мы останемся на месте. Тебя Николаич не выгонит. Щас этот балбес уедет водку жрать, а ты иди на свое место, работай. А пока уйди куда - нибудь, чтобы он тебя не видел.

  Я ушел за территорию, сел на бревнышки у забора Миши Ненашева и стал наблюдать, когда проверяющий уедет.
Наконец, они вышли из конторы, Трухин посадил пьяненького инспектора в ГАЗик и они укатили.  Я подошел к начальнику. Он увидел меня и сказал: “А ты чего шаришься за территорией? Где твое рабочее место?”

– Дык...меня же... – выдавил я.

– Дык, всем кирдык, – перебил меня Александр Николаевич, – иди работай, никто тебя увольнять не собирается.

  Обрадованный, я понесся к сушилке. Привычно занял свое рабочее место. Смена продолжалась...С хлебоприемным пунктом у меня связано множество воспоминаний, в основном приятных.   
  Были конечно, случаи травматизма, но в основном мелкого: лопнула пила от циркулярки и осколок распорол мне пиджачок на плече, неглубоко разодрав кожу. А мог бы и убить. Однажды на ремонте крыши склада подо мной оторвался кусок рубероида и я съехал вниз. Повезло тем, что около стены была свалена куча зерноотходов и я в нее благополучно приземлился с четырех метровой высоты.

 Помнится еще пара случаев, которые для меня могли стать плачевными.Однажды после смены сидим у проходной, дожидаемся сменщиков. Как всегда наш балагур и весельчак Володя Суров травит анекдоты, рассказывает забавные истории. Все знают, что он великолепный выдумщик и враль, и никто всерьез его не воспринимал.

– Серега, а чо свет до сих пор не выключен на территории? – обратился он ко мне,  – иди отключи рубильник.

– Я тебе электрик, что ли, – ответил я Володе. Но поднялся и хотел идти к щитовой, где располагались электрорубильники.

– Погоди, – раздался возглас электрика Пальчикова Ивана Григорьевича, – не ходи, действительно, это не твое дело, да и там рубильник старенький, часто замыкает.Григорьевич ушел отключать рубильник, а мы продолжали свои байки.Вдруг из щитовой вырвался сноп синего света, раздался сильный хлопок и Григорьевич из дверей вывалился на траву, зажимая руками лицо. Все поняли, что случилось что - то нехорошее. Подбежав к лежащему в траве Ивану, перевернули его вверх лицом. Часть волос и лоб его были обожжены, но глаза и лицо не пострадали.Придя в себя он рассказал, что отключал рубильник с осторожностью – прикрыв лицо локтем. Я конечно так бы не сделал и мог остаться без глаз.   

  Второй подобный случай произошел, когда я уже поступил после десятого класса в институт. Перед началом занятий решил немного подкалымить на хлебоприемном пункте. Трухин А.Н. Поставил меня оператором на ковшовый погрузчик КШП – 6.Задача работы на нем была простая – непрерывно подавать зерно в воронку, уходившую в подземную галерею и затем в зерносушилку.Погрузчик был самоходным, очень легким в управлении. Единственной проблемой было – следить за электрокабелем, чтобы его не оторвать от рубильника, или не намотать на вращающиеся детали погрузчика.

 Представьте себе ночную смену: ты один в складе, сидишь за пультом управления погрузчиком, передвигая его вперед по кругу вокруг воронки. Монотонный звук работающего механизма усыпляет.
 
  В какой - то момент я прозевал, что кабель съехал с вершины зернового холма и попал в шнек. Погрузчик смолк. Я мигом пришел в себя, поняв, что случилось что - то с подачей электроэнергии. Осмотрев погрузчик, увидел, что кабель намотался на шнек подачи зерна. Помня случай с Пальчиковым Иваном Григорьевичем я больше никогда не лез туда, где было электричество. Пошел за дежурным в смену электриком. В эту ночь дежурил Соломенников Коля. Мы пошли в склад. Николай отключил рубильник на улице и стал смотреть, что же произошло. Подойдя к погрузчику он все понял. А потом меня подозвал: “А ты везунчик, – сказал он, – был всего в сантиметре от смерти. Смотри - кабель порвался, и одна из его жил была буквально в сантиметре от вала. Если бы жила коснулась вала, то все, хана...”.

  Меня продрало холодом...Да, действительно повезло...   


Рецензии
Многое вам пришлось испытать в жизни. Но ангел-хранитель любил вас и спасал.

Здоровья вам и долгих лет жизни!

Галина Санорова   15.12.2023 03:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Галя!

Сергей Лукич Гусев   15.12.2023 08:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.