Кавказ в разрезе политических спекуляций

Кавказ в разрезе политических спекуляций
Балкария – поддерживает курс президента Российской Федерации Путина В.В.,  на пути укрепления Российской государственности

28 марта 1957 года, после возвращения балкарского народа из мест насильственной депортации (1944-1957) из Казахстана и Средней Азии, была восстановлена автономия балкарского народа и образована единая Кабардино-Балкарская Республика.
В том же году в июле 1957 году, Республика широко отметила 400-летие вхождение Кабарды к России.
      Как отмечалось в печати тех лет, да и исторической литературе Московское княжество, затем и Россия дала возможность Кабарде противостоять в течении нескольких веков от порабощения татарскими ордами, находясь под спасительным крылом Российской империи. Отрицание оного, может быть только враги желающие худости самой России, со врагами, супротивниками великой России.
Помощь России в целом малым народам неоценима. Именно в Россию ездили с поклоном с разных окраин земель и Кавказа, и других мест, прося, холопства (подданства) и службы, а не Россия шла с поклоном к этим народам.
Золотая Орда, Крымское Ханство, Османская империя, Иран, Англия в разные периоды, разные правления, подвластность одних другим. Одни становились империями, другие входили в состав уже как подданные этих новых государств.
      Ныне несколько десятилетий начиная с 90-х годов XX века, в разных научных сообществах стало модным, престижным подвергать субъективной критике национальными историками, прежних государственных отношений, вхождения в подданство, стали переводить в разряд «военно-политических союзов».
       О каком «военно-политическом союзе» можно утверждать  в пределах истории Кабарды в  XVI в. Если в XVI - XVII вв.,  такой народ, как кабардинцы, не известен истории. Нет никаких исторических, документальных сведений, ни о количестве народа, ни о месте жительства, ни о каких её границах, и военных возможностях?!
      В XVIII численность кабардинцев, примерно была 15 тыс.человек.
 В  начале - XIX в. около 30 тыс. человек. В 1868 году на момент отмены крепостного права на Кавказе, и в Кабарде – кабардинцев было 22 тысячи подвластного народа, и свободного сословия 13 тыс. человек. То есть, несмотря на эпидемии, военные столкновения кабардинцы в прогрессивном росте численности населения не в худшем, а в лучшем сравнении.
     Теперь, вопрос: О каких миллионных потерях в войнах XVIII – XIX вв., можно утверждать, если всё туземное население Северного Кавказа не было в общей численности всех народов более одного миллиона человек.

Какой геноцид и где? Где эти жестокие войны и сражения.

Стали военные действия на Кавказе называть «Русско-Кабардинской  (Русско-Черкесской) войной.
      Пора перестать писать ложную историю, пора перестать обвинять Россию в разных бедах.

     15-19 октября 2014 года в Нальчике состоялась Международная научная конференция при уже известном Институте Гуманитарных Исследований Кабардино-Балкарии.
Не все точки зрения на этой конференции были научными. Как всегда кабардинские историки были оригинальными. Заявив, что кабардинцы воевали с Россией  101 год, несмотря на декларацию о вхождение в состав России с 1557 года.

      И несмотря даже на то, что по их заявлению (кабардинцев) Бгажноков Б.Х. «После Русско-турецкой войны 1735–1739 гг., в которой при ощутимой поддержке кабардинцев3 русские одержали победу, Российской империи отошли земли к югу от Царицынской сторожевой линии до условной, еще не вполне определенной линии между Азовом, рекой Калаус, урочищем Маджары и Кизляром4…»
То есть Кабарда участвовала в завоевательных походах русской армии.
И в тоже время, он же «…Роковую роль в развязывании войны с Кабардой сыграл, несомненно, менталитет Екатерины II. Напоминания о  выдержавшем испытание временем русско-кабардинском боевом содружестве были для нее пустым звуком. Придя к власти в результате дворцового переворота и умерщвления своего мужа, она круто изменила приоритеты внешней политики России и обратила всю мощь империи против Кавказа и Крыма, прежде всего против Кабарды. Был избран экспансионистский и далеко не самый лучший путь преодоления кризиса русско-кабардинских отношений…»
То есть,  по мнению Бгажнокова Б.Х., чтобы покорить Кавказ, нужно было покорить Кабарду.
Вряд ли это соответствовало действительности.
 
Для нас показалось интересным и очень объективным и честным выступление
Ш.А. Гапурова, г. Грозный, «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА:
хронология, причины и содержание»

Большинство историков ХIХ и ХХ вв. считают, что регулярные, систематические военные действия между российскими войсками и восставшими горцами Северного Кавказа (Кавказская война) начались с назначения на Кавказ главнокомандующим А.П.Ермолова

1. Исходной точкой начала войны некоторые
из них называют 1817 г. Один из авторов, придерживающийся
этой точки зрения, А.М. Демин, полагает в то же время, что «в качестве первого этапа вооруженного противоборства можно выделить период с 1810-го по октябрь 1817 г., когда войска России проводили карательные экспедиции с целью подавления
выступлений кавказцев»

2. Возможно, А.М. Демин имеет в виду небольшие антироссийские выступления горцев в Кабарде и Дагестане в этот период, но в Чечне, кроме отдельных набегов
на Терскую линию с 1813 г., и то зачастую в ответ на набеги царских войск и казаков, каких-либо выступлений не было вплоть до 1918 г.

Второй же этап российско-горского вооруженного противоборства, по мнению Демина, начинается с «ермоловской эпохи». Но тогда выходит, что и Кавказская война началась с 1810 г., хотя сам же этот автор в заглавии своей статьи и обозначил ее
хронологические рамки по другому (1817–1864).

Тут мы наблюдаем определенную путаницу.

«Горская война началась собственно с 1817 г., по возвращении генерала Ермолова из Персии», – полагал Р.А. Фадеев3.
«Эта колониальная война, начавшаяся с перенесения в 1817 г. пограничной линии с
р. Терек на р. Сунжу… получила среди историков и
публицистов название собственно Кавказской войны», – отмечает
И.В. Карпеев4.

«Началом военных действий считаются основание крепости Грозная в 1817 г. (именно так: в 1817 г. – Г.Ш.) и первые шаги в планомерном «покорении горцев»», – считает В.В. Лапин в своей статье, вышедшей уже в 2003 г.

 Некоторые специалисты высказывают мнение о более раннем начале войны – от назначения главнокомандующим генерала Цицианова в 1802 году. Окончательный выбор одной из этих дат требует внятного ответа на вопрос: как квалифицировать многочисленные столкновения разного масштаба в ХVIII – начале ХIХ в. в Дагестане, на Кубани, на Лезгинской линии, в Осетии и Кабарде?

 Если все их отнести к предыстории, то таковая будет выглядеть несколько затянув-
шейся. Конечной датой Кавказской войны также традиционно называют апрель 1864 г., когда прекратили организованное сопротивление последние племена Адыгеи, отстаивавшие свою независимость.

 Но война на правом фланге Кавказской линии (на Кубани и Белой) была изолирована и «независима» от кампании в Чечне и Дагестане (на левом фланге Кавказской линии).

Регулярные стычки на Кубани начались раньше, а планомерное продвижение в горы – позже. Покорение Чечни и Дагестана исчисляют с момента пленения Шамиля, хотя через 18 лет (в 1877 г.) после этого события нам вспыхнуло восстание, по своим масштабам сопоставимое с военными действиями 1830–1840-х г.6

       И все же большинство историков ХIХ–ХХI вв. относят начало Кавказской войны к 1817 г. Однако в 1817 г. царские войска на Северном Кавказе никаких военных действий против горцев не вели (за исключением военных столкновений на чеченском участке Кавказской линии).

План А.П. Ермолова по «замирению» Северного Кавказа был закончен к ноябрю 1817 г., но утвержден царем он был в марте 1818 г. Да и кордонная линия с Терека на Сунжу была перенесена в 1818 г., с построением крепости Грозная.
Наступательные, систематические военные действия российских войск в Чечне, Дагестане и Кабарде начнутся только в 1818 г., который и можно считать отправной датой в
осуществлении ермоловского плана по установлению в крае российской власти.

 В 1818 г. генерал Ермолов «предпринял решительные меры для усмирения чеченцев, – отмечается в издании 1837 г., – самого воинственного народа между кавказскими
племенами, народа, который быстрыми своими набегами и беспрерывными разбоями наводил повсюду ужас до того, что по Военно-грузинской дороге невозможно было следовать иначе, как с сильным прикрытием, при коем всегда долженствовали
находиться и орудия»7.

Считается, что термин «Кавказская война» был впервые введен в научный оборот
Р.А. Фадеевым в его работе «Шестьдесят лет Кавказской войны», вышедшей в 1860 г. Однако расширенного определения этого термина Р.А. Фадеев не дал.

 С последней трети ХIХ в. данный термин широко используется в кавказоведческой литературе.

С ХIХ в. и по сегодняшний день нет четкого, хотя бы принятого большинством кавказоведов, ответа на главный вопрос: какое содержание вкладывается в понятие «Кавказская война», в чем его суть?

Без ясного ответа на этот вопрос вряд ли можно говорить о причинах, характере и хронологии Кавказской войны. Более того, с ХIХ в. существует и термин «Кавказские войны», под которыми подразумевались все военные действия на Кавказе в ХVIII–ХIХ вв., в том числе и росссийско-турецкие, российско-иранские войны.

 Все, наверное, помнят вышедшую в конце ХIХ в. книгу «Исторический очерк кавказских войн» под редакцией В.А. Потто, работу Н.И. Покровского «Кавказские войны и имамат Шамиля» или  В. Лапина «Российская армия в Кавказских войнах ХVIII–ХIХ вв.».

 Один из ведущих современных кавказоведов, В.В. Дегоев, так оценивал Кавказскую войну: «Термином «Кавказская война», появившимся в русской и западной исторической
литературе первой половины ХIХ в., принято обозначать вооруженную борьбу между горцами Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, с одной стороны, и Россией – с другой»8.

В 2000 г. в спецвыпуске журнала «Родина» был проведен заочный «Круглый стол», где редакция поставила вопрос: «Насколько термин «Кавказская война» отражает сущность происходивших событий?

 Что это было: завоевание, колонизация, гражданская война?»9. Нам представляется, что здесь неверна, некорректна сама постановка вопроса.

Во-первых, постановка вопроса в той форме, в какой она приведена выше, подразумевает характеристику действий только одной стороны – российской. Причем вызывает недоумение выбор предложенных характеристик действий российской стороны – «завоевание» или «колонизация».

Оба определения носят негативный характер. Да, конечно, в действиях России на Северном Кавказе в ХVI–ХIХ вв., безусловно, есть элементы и завоевания, и колонизации.

 Но, по-нашему мнению, только элементы.

Основное содержание политики России в этом регионе в обозначенный период, содержание российско-горских отношений было значительно глубже, иным и далеко не ограничивалось определениями «завоевание» и «колонизация».

Во-вторых, изначально очень узко и неверно обозначена сторона северокавказских горцев.

Предложена только одна трактовка их многолетних действий – «гражданская война».

В событиях первой половины ХIХ в. на Северном Кавказе элементы гражданской войны, внутреннего противостояния можно наблюдать только в Дагестане. В Чечне, Кабарде, в Закубанье нет никакого внутреннего конфликта.

Здесь действия горцев носят иной характер – это освободительная борьба.

Но редакция журнала «Родина» даже не поставила вопрос о том, можно ли
 характеризовать действия горцев данных районов как народно-освободительную борьбу?

В-третьих, не обозначены позиции Турции и Ирана, которые в течение нескольких веков воевали с Россией и народами Северного Кавказа, стремясь захватить регион.

Теперь давайте посмотрим, как известные кавказоведы профессора В.Г. Гаджиев, М.М. Блиев и А.Р. Джендубаев ответили на поставленный редакцией вопрос. По мнению В.Г. Гаджиева, «Кавказская война» – не «оценочный термин, а всего лишь географическое определение». «Это восстание …народное движение …Горцы восстали против своих правителей, а антиколониального движения не было».

 В.Г. Гаджиев приходит к выводу, что определению «Кавказская война» «больше всего подходит оценочный термин «народно-освободительное движение»10.

М.М. Блиев также был согласен с тем, что термин «Кавказская война» «не совсем отражает историческую действительность». Но он против того, чтобы назвать эту войну «национально-освободительным движением», поскольку оно «требует иных структур».

 К сожалению, М.М. Блиев не поясняет, что он подразумевает под «иными структурами». В то же время он выражал уверенность, что «со временем будет найден термин, более
точно отражающий суть дела».

 В то же время М.М. Блиев считал, что название «Кавказская война» «объединяет… разноплановые факты и процессы»: внутренние процессы в горском обществе,
связанные с формированием феодальной собственности; «столкновение интересов России и горцев Большого Кавказа»; внешнеполитические интересы Англии, Турции и Персии11.

А.Р. Джендубаев, рассуждая о характере Кавказской войны, полагал, что «Россия вела колониальную войну», а горцы защищали свою культуру, свой образ жизни и в конечном счете – свое право на жизнь»12.

Итак, мы видим три разные точки зрения на определение термина «Кавказская война»: «народно-освободительное движение», но не «антиколониальное движение» (В.Г. Гаджиев);

М.М. Блиев против придания этой войне характера «народно-освободительного движения». По его мнению, это явление, в котором объединились внутренние процессы в горском обществе, столкновение интересов горцев и России, а также внешнеполитические интересы Англии, Турции и Ирана.

Более категоричен А.Р. Джендубаев: Кавказская война – это «колониальная война»
со стороны России и, следовательно, освободительная, антиколониальная война со стороны горцев. Приблизительно по этой схеме распределяются и оценки Кавказской войны в многочисленных публикациях других авторов.

Суммируя множество мнений о Кавказской войне, можно выделить две основные линии: Кавказская война –
1) это военные действия России на Кавказе до середины ХIХ в. за установление
здесь своего господства против горцев, Турции и Ирана и

2) это военные действия между царской Россий и северокавказскими
горцами с 1817–1864 гг.

В обоих случаях при такой постановке вопроса со стороны России эти действия смотрятся (трактуются) как завоевательная война, со стороны горцев – как народно-освободительная борьба.

При бесспорности (с нашей точки зрения) второго постулата (о горцах), нам представляется далеко не бесспорным определение действий России на Северном Кавказе до середины ХIХ в.

Большая часть дореволюционных историков (В.А. Потто, Н.Ф. Дубровин. А.Л. Гизетти, Р.А. Фадеев, А.Л. Зиссерман и др.) в понятие «Кавказская война» включали борьбу России с Турцией, Ираном и северокавказскими горцами за утверждение своей власти на Кавказе.

Значительная часть советских и современных российских авторов под этим термином понимают борьбу между царской Россией и горцами.

 Например, в 2006 г. вышла книга «Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20–60-х гг. ХIХ в.», хотя, как мы видели выше (точка зрения М.М. Блиева), у дореволюционной версии Кавказской войны есть свои сторонники в современном кавказоведении.

Нам представляется, что российско-иранские, российско-турецкие (почему мы до сих пор употребляем названия «русско-иранские, русско-турецкие войны» – ведь с Ираном и Турцией, и прочими воевали не русские, как народ, а государство Российское) войны ХVIII – первой трети ХIХ в. и военные действия между царскими войсками и горцами Северного Кавказа в первой половине ХIХ в. – это явления совершенно разного характера, и вряд ли оправдано их объединение под одним названием –«Кавказская война».

Военные действия Османской империи и Персии на Кавказе в ХVIII – первой трети ХIХ в., безусловно, носят завоевательный характер. А вот с российской стороны войнам с Турцией и Персией за Северный Кавказ в означенное время вряд ли можно
дать столь однозначную характеристику. С середины ХVI века Кабарда, с конца ХVI в. Чечня формально, исходя из российско-кабардинского соглашения 1558 г. и российско-чеченского соглашения 1589 г., могут считаться в российском подданстве.

А с последней трети ХVIII в. в российское подданство перешли Осетия и Ингушетия, равнинный Дагестан (шамхальство Тарковское и Северная Кумыкия).

 Следовательно, можно говорить о том, что в российско-турецких и российско-иранских войнах ХVIII – первой трети ХIХ в. Россия защищала северокавказские территории, находящиеся в ее подданстве (выделено нами. – Ш.Г.).

 По-нашему мнению, можно говорить о том, что относительно Северного Кавказа в ХVIII–ХIХ вв. войны России с Турцией и Ираном с российской стороны не являлись завоевательными войнами. При анализе этого вопроса надо учитывать и факт активного и широкого участия в данных войнах горского ополчения на стороне
России.

Пророссийские настроения в горских обществах Северного Кавказа особенно усиливаются с конца ХVIII – начала ХIХ в. В.В. Дегоев отмечает: «… Общий вектор позитивного восприятия, чтобы не сказать приязни, все явственнее обращался на се-
вер, в сторону России

…Преимущество ей давало изменявшееся соотношение великодержавных потенциалов участников «большой игры» на Кавказе.

Это понятие включало помимо военной составляющей еще и государственно-политическое, экономическое, культурное и моральное влияние. Помимо авторитета
силы – силу авторитета. Иными словами, дело шло о типе и интенсивности привходящего воздействия на кавказские народы, о конкурирующих цивилизационных проектах, выбрать из которых, в конечном счете, предстояло тем, кому они предназначались...

С начала ХIХ в. в долгой борьбе трех великих держав за господство на Кавказе перевес России становится все более явным.

Уже один этот факт служил для самых разных слоев кавказского населения основанием видеть в России защитника, арбитра, устроителя общественной жизни и источник надежд»13.

Если любознательный читатель задастся целью узнать о Кавказской войне по современным энциклопедиям, то он обнаружит весьма запутанную и безрадостную картину.

 «Энциклопедический словарь» сообщает, что Кавказская война (1817–1864 гг.) – это «война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев – мусульман с русскими (здесь и далее выделено нами. – Ш.Г.) проходила под флагом
газавата. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России»14. Большой энциклопедический словарь (М., 2000): «1817–1864 гг. война между Российской империей и народами Северного Кавказа.

 Вызвана колониальной политикой царизма»15. Современная энциклопедия (М., 2000): «Кавказская война (1817–1864) – принятое в литературе название военных действий между российскими войсками и горскими народами в ходе завоевания Россией
Северного Кавказа»16.

Итак, главные моменты в подобных энциклопедических определениях Кавказской войны – это «война горцев – мусульман с русскими», война «колониальная», «завоевательная»,
в ходе которого и произошло присоединение народов Северного Кавказа к России.

При подобной трактовке напрочь отбрасываются десятки, а точнее, сотни научных публикаций кавказоведов, в которых на протяжении многих лет доказывалось, что присоединение народов Северного Кавказа к России – это результат взаимного стремления России и горцев к государственному единству (исключением, на наш взгляд, является Закубанье – территория западных адыгов).


За последние 10–15 лет почти во всех регионах Северного Кавказа прошли юбилеи их добровольного присоединения к России. В 2008 г. и в Чечне торжественно отметили 420 лет установления добрососедских отношений между чеченцами и Россией.

 В 2013 г. целая серия торжественных мероприятий прошла и в Дагестане по поводу 200-летия Гюлистанского мира, в результате которого был завершен многовековый процесс присоединения Дагестана к России.

С середины ХVI в. делегации горских народов Северного Кавказа стали посещать российскую столицу и российские административные центры в регионе, ходатайствуя о принятии их в российское подданство, об установлении тесных экономических
связей. Россия была заинтересована в установлении своей власти на Северном Кавказе в силу геополитических, стратегических, государственных интересов растущей державы.

Разумеется, в реальности российское правительство в своих действиях на Кавказе вовсе не руководствовалось соображениями «цивилизаторской миссии».

 Во все времена и все государства строят свою внешнюю политику исходя из практических государственных интересов. Филантропия тут неуместна. Горцы, строя свои отношения с Россией, тоже исходили из своих практических интересов.

 За Кавказ шла борьба между Россией, Османской империей (ее сателлитом Крымским ханством) и Персией. И большинство горских феодалов и старшин «вольных обществ» приходят к выводу, что в этой борьбе надо принять сторону России.

Это, по многим факторам, даст горцам перспективу поступательного
исторического развития.

Нельзя думать, что горцы ХVI–ХIХ вв. не разбирались в политике и дипломатии.
 В большинстве своем разбирались, иначе не выбрали бы российскую сторону. «…Горское общественное сознание не было совершенно индиффирентно к «зарубежным»
событиям, – пишет В.В. Дегоев. – Достаточно четко выраженный
интерес к ним проявляла политическая элита, которая в силу
своего статуса не могла оставаться безразличной к «внешнеполитическим» вопросам, потому что они во многом определяли степень прочности этого самого статуса. При всей своей малочисленности и корпоративной недоразвитости горские социальные верхи уже приобрели некоторые политические инстинкты и некие навыки политического «анализа» явлений общекавказского, международного и характера на предмет их использования с максимальной выгодой.

 Немаловажно также иметь в виду весьма высокий потенциал влияния элиты на умонастроения низов. При непосредственном участии данного фактора формировалась внешнеполитическая ориентация (или ориентации) общества»17.

К концу ХVIII – началу ХIХ в. большая часть Северного Кавказа уже находилась в подданстве России.

 С конца ХVIII в. начинается установление российской административной власти в Кабарде, Осетии, Ингушетии. С начала ХIХ в. – в Чечне и Дагестане.

Конечно, процесс присоединения народов Северного Кавказа к России – явление сложное, многоплановое, далеко не прямолинейное. Тут были и вооруженные конфликты, и периоды взаимного недопонимания и разногласий.

 Г.Г. Лисицына отмечает: «Процесс вхождения горских народов в российское подданство проходил тяжело как для русской администрации, так и для вновь присоединенных народов, которые нередко оказывали сопротивление новым для них формам управления, поэтому правительство для достижения своих целей использовало различные средства – от дипломатических до насильственных»18.

Но вплоть до назначения наместником Кавказа А.П. Ермолова в 1816 г. российко северокавказские отношения, в целом, развивались по восходящей линии.

Выше мы уже говорили о хронологии Кавказской войны. Полагаем, что, независимо от того, какой год считать начальной датой Кавказской войны – 1817-й, 1818-й – к этому времени большая часть народов Северного Кавказа (за исключением адыгов
Закубанья) считаются в российском подданстве.

 И военные события 20–50-х гг. ХIХ в. в Кабарде, Дагестане и Чечне происходят внутри (выделено нами. – Ш.Г.) российского государства.

 Но тогда эти действия со стороны России никак не должны рассматриваться как завоевание.

 Завоевание – это захват чужой территории. Не могло же правительство государства Российского захватывать собственные территории.

 Мы полагаем, что действия России по отношению к горцам Чечни, Дагестана и Кабарды в 20–50-е гг. ХIХ в. могут быть охарактеризованы как подавление восстания подданных, подвластных.

 Кстати, именно так рассматривал эти события А.П. Ермолов.

А как же охарактеризовать действия горцев Чечни, Дагестана и Кабарды в 1818–1859 гг.?

Мы полагаем, что в данном случае мы должны сохранить уже сложившееся название «народно-освободительная борьба горцев». В 1818 г. в Чечне происходит крестьянское восстание, возглавленное выходцами из крестьянской общины.

 В Дагестане в 1818–1823 гг. и в Кабарде в 1818–1825 гг. освободительное движение возглавляют феодалы, которые в результате установления российской административной власти стали терять свои феодальные привилегии.

 В этих двух регионах еще нет массового движения, основную часть восставших
составляют уздени кабардинских князей и свободное население
дагестанских ханств.

 По нашему мнению, в тот период, до конца 20-х гг. ХIХ в., ни в одном из этих регионов в движении нет анти - феодальных мотивов.

 В Чечне их и не будет вплоть до окончания Кавказской войны, поскольку здесь нет установившихся феодальных отношений, они еще в стадии генезиса. В Дагестане же
и в Кабарде движение возглавлено, как мы уже отмечали выше,
феодалами.

Главная его цель – восстановление былой самостоятельности и феодальных привилегий. Однако с конца 20-х гг. ХIХ в. под знаменем идеологии мюридизма и в Дагестане
 происходит восстание свободных общинников, возглавленное выходцами из крестьянское среды.

 Здесь это восстание действительно носит характер антифеодального, освободительного движения.
Наблюдается внутренний конфликт в дагестанском обществе.
Здесь есть и элементы гражданской войны.

Мы уже выше приводили мнение В.Г. Гаджиева, который назвал эти события в Чечне
и в Дагестане «восстанием», «народным движением».

В то же время нужно подчеркнуть, что, как и в Чечне (в 1818–1859), в народном движение в Кабарде (в 1818–1825) и в Закубанье (1830–1864), нет элементов внутреннего противостояния, гражданской войны. Здесь движение носит только освободительный
характер.
Главная причина народно-освободительного движения на Северном Кавказе в 1818–1864 гг. – это попытки (начало им положил А.П. Ермолов) установить российскую власть в регионе военными, силовыми методами. Это вызвало восстание со стороны свободных крестьян-общинников и части феодалов против российской администрации.
Народно-освободительное движение горцев Северного Кавказа в ХIХ в. не было направлено против их присоединения к России.
Этот процесс (т.е. присоединение. – Ш.Г.) хронологически не совпадает с Кавказской войной. Процесс присоединения народов Северного Кавказа к России происходит
(если верить архивным документам, прочим источникам и многочисленным научным публикациям советского и постсоветского периодов) в ХVI–ХVIII вв. Кавказская война начинается в 1818 (1817) г. в форме восстания свободных общинников и
части феодалов против установления российской административной власти ускоренными темпами и военной силой, против грубой ломки традиционных общественных отношений в горском обществе.

Подводя итоги, нам представляется необходимым подчеркнуть несколько принципиальных моментов:

1 С середины ХVI в. Россия, исходя из своих стратегических,
геополитических интересов, стремилась установить свое влияние на Кавказе (по образному выражению Р.А. Фадеева, Кавказ представлялся для России мостом между Европой и Востоком).

При этом, вплоть до начала ХIХ в., Россия использовала здесь
преимущественно мирные (экономические и политические)
средства. В результате, в начале ХIХ в. почти все народы региона
считались уже в российском подданстве.

2 Кавказская война не была завоеванием или захватом Северного Кавказа. Она не была борьбой горцев против присоединения к России. К ее началу, т.е. к концу второго десятилетия ХIХ в., почти все народы региона считались уже в российском подданстве.

3 С 1818 г. кавказский наместник А.П. Ермолов начал утверждать российскую власть в регионе предельно жесткими силовыми методами. В ответ горцы Дагестана, Чечни и Кабарды подняли вооруженное восстание, которое длилось несколько десятилетий.

По мере продолжения этого восстания оно становилось все более радикальным. Это восстание носило характер народно-освободительной борьбы. Это подчеркивали уже в ХIХ в. многие авторы (Потто, Волконский, Ходнев и др.), – «горцы боролись за свою
свободу». Это положение имеет принципиальный характер, и, по нашему мнению, его надо строго придерживаться.

Нам представляется, что подобные формулировки могут быть приемлемы для всех сторон: они вполне корректны и позволяют поставить вопрос о целесообразности использования, к примеру, таких формулировок, как «колониальная, захватническая война России на Северном Кавказе», «горские набеги», «горская экспансия» как основа всех зол и т.д.

Спор о содержании и хронологии Кавказской войны идет уже больше века. И, видимо, будет идти бесконечно, если ученые-историки не договорятся между собой о единых критериях.

Мы предлагаем, в качестве обсуждения, несколько моментов:
– «развести» однозначно войны России с Турцией и Ираном в
ХVIII–ХIХ вв. и военные действия между российскими войсками
и восставшими горцами в 1818 (1817)–1864 гг.

Это – явления разного характера и, по-нашему мнению, не могут быть включены в
одно название – «Кавказская война».

Термин «война» в привычном понимании – это военные действия между разными государствами. Часто войны получали в историографии географические названия – «Крымская война», «Балканские войны» и т.д.

 В этом плане название «Кавказская война» целесообразно было бы сохранить за военными действиями между Россией, Турцией и Ираном в ХVIII–ХIХ вв.;

– Военные действия между российскими войсками и восставшими горцами в 1818–1864 гг. назвать «Народно-освободительное движение горцев Северного Кавказа в 1818–1864 гг.».

 Эти события рассматривать как восстание горцев против установления российской власти в слишком жестких формах и силовыми методами. Со стороны правительства – это подавление крестьянского восстания, иногда возглавленного отдельными феодалами.
Это –события, которые происходили внутри Российского государства.

Кавказская война (в понимании военных действий 20–50-х гг. между царскими войсками и восставшими горцами Северного Кавказа) и связанные с нею события не должна быть предметом политических и идеологических спекуляций.

 Ни с одной стороны. Ее нужно рассматривать как величайшую трагедию в истории российских народов в ХIХ в., в истории российско-горских взаимоотношений. Это было длительное военное противостояние, породившее озлобление с обеих сторон. Ошибки и жестокости тоже были с обеих противоборствующих сторон. Конечно, жертв со стороны горцев в этом противостоянии было намного больше, особенно среди чеченцев.

 Но, видимо, это будет тупиковый и непродуктивный путь: заниматься подсчетами, кто
в Кавказской войне больше страдал, у кого было больше потерь.


Даже великий писатель и гуманист Л.Н. Толстой в своих кавказских произведениях не дал четкого ответа на данный вопрос.

Русский офицер ХIХ в., участник Кавказской войны Торнау, подытоживая свой рассказ о штурме чеченского селения Герменчук 4 сентября 1832 г., отмечал: «Ночь накрыла поле боя. Все выполнили свой долг в соответствии с совестью и убеждениями.
Главные действующие лица ушли в вечность; остальные, вместе
со зрителями, укрылись в своих палатках. Вероятно, в глубине души задавали себе вопрос: кому и зачем все это нужно? Разве на земле мало места всем, вне зависимости от языка, на котором они говорят, и вероисповедания?»19.

Совестью народа в Чеченской Республике называют Абузара Айдамирова, народного писателя, автора целого ряда исторических романов о Кавказской войне. В советское время его книги либо вообще не издавали, либо издавали с трудом, обвиняя его в том, что он ворошит тяжелое прошлое. Он отвечал на это так: «… Я убежден в том, что нельзя все время ворошить кровавое, трагическое прошлое, бередить старые кровоточащие раны.

Надо стремиться к тому, чтобы народы забыли старую вражду,
войны, укрепить между ними дружбу и братство.

… Но именно клевета на чеченский народ, появившаяся в советской историографии в 50-х гг., обвинения чеченского народа во всех смертных грехах заставили меня написать мои исторические романы»20.

 Вывод простой: нельзя клеветать ни на один народ, нельзя выстраивать народы по рангу – кто выше, кто ниже.

Волею судьбы и волею наших предков русским и кавказцам выпало счастье жить в одном государстве. Но жить надо достойно, не оскорбляя историческую память наших предков, равно уважая друг друга. Помня о том, что в ХVI–ХVIII вв. в Москву и Петербург с ходатайствами о российском подданстве ездили не «туземцы», не «дикари и хищники», а достойные представители горских народов, имеющих свою древнюю культуру и славное
историческое прошлое.

И, конечно, аксиомой должно стать положение о том, что Россия, преследуя на Кавказе, в первую очередь, свои государственные интересы, в то же время несла горцам перспективу поступательного исторического развития.

Нельзя идти вперед, все время обернувшись назад и выискивая в нашем общем историческом прошлом один лишь негатив и взаимные обиды.

Мы должны укреплять наш общий дом, общую родину – Россию, и для этого в прошлом можно и нужно найти и массу позитивного: культурный диалог и культурное
взаимовлияние России и Кавказа, преобразовательная деятельность России
в регионе со второй половины ХIХ в. и многое другое.

Выражу мнения большинства балкарского народа, если выскажем точку зрения того, что говорить о геноциде черкесов или кого-то, в этой войне нельзя.
Нельзя постоянно эксплуатировать тему этой войны, в Кабардино-Балкарии называя её «Русско-Кабардинской или Русско-Черкесской войной».
Военные действия, колонизация охватила все народы и Поволжья и Крыма и Кавказа. В то же время, когда эту тему создают на пустом месте, рисуя миллионы потерь, это преступление.

Откуда эти миллионы черкесов выросли, на каком месте, в каком государстве. Кто они – эти сочинители миллионов?
Почему государственные органы позволяют в СМИ, на государственных каналах национал-шовинисты дают дезинформацию о миллионных потерях?

Кабардинский историк Бгажноков Б.Х., утверждает, что «…В кабардино-балкарской историографической традиции временные рамки Кавказской, или Русско-Кавказской войны определяются 1763–1864 гг…». Из чего исходит Бгажноков Б.Х., нам неведомо.

Балкария с конца XVIII века стремилась изъявить свое желание о вступлении в подданство Российской империи, и наконец, в январе 1827 года это желание было осуществлено.
Сегодня кабардинские национал-шовинисты, Кабардино-Балкарии борются с желанием балкарского населения республики об официальном установлении на научной конференции «О путях вхождения Балкарии в состав Российской империи», и проведения мероприятий связанных с этой датой.
  Кабардинских политиков это не устраивает по нескольким причинам:
1. Тезис кабардинских псевдо-историков о подвластности балкарцев кабардинцам, приобретает черты искажения исторических фактов, как есть на самом деле, коль балкарцы были самостоятельными в выборе о вступление в подданство на основании собственного, независимого Прошения быть подданными Российской империи.
2. Балкария входила в Российскую империю собственной территорией, Кабарда фактически находилась на территории Балкарии, на участках равнины рек Баксана и Чегема, в пределах «Баксанской и Кашкатавской партии», которые располагались на территории Балкарии.
3. Совместное вхождение Кабарды и Балкарии в состав Московского княжества в 1557 году, даёт перспективу кабардинским национал-шовинистам, считать территорию современной Кабардино-Балкарии своей, а себя хозяином этой земли, властной над балкарцами.
4. Балкарцы и Балкария эту блиц идею не поддерживают, и чем больше властные структуры будут отдаляться от решения вопроса «О вхождении Балкарии в состав России», тем больше балкарское население убеждается в антибалкарской направленности определённой части кабардинских общественных движений вкупе с частью кабардинцев во  власти.
5. Балкарии и балкарцам, необходимо объединится в гражданском обществе во имя защиты своих политических и гражданских прав в рамках законов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
Балкария – считает своим домом Россию, а себя гражданами Российской Федерации.


Хадис Тетуев,  историк, 10.04.2020г.


Рецензии