Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать
Расскажи о них Ачуч-Пачучу http://proza.ru/2021/06/12/732, и, наверняка услышишь что-то вроде:
"Юдасин тоже писал подобную муру о шахматах, но он был гроссмейстером" (из отзывов на "Шахматы - чёрный ящик цивилизации"
http://proza.ru/2020/07/04/1121).
Развитие - это не столько улучшение, это, скорее, разворачивание изначальной сути с непременным запутыванием!
Например, в русском языке ТУЗ, самая сильная карта, непостижимым образом прозывается … «двойкой»!
Этимология прослеживается легко: русское «туз» — польское tuz — средневерхненемецкое dus — южнофранцузское daus — французское deux, народнолатинское — duos («два, двойка»).
Почему двойка?! С каких пор?
Путь распространения игральных карт был естественным для логистики средних веков: Китай — Индия — Персия — Египет . . .
Первые упоминания о насыщенных азартом картах на территории Европы относятся к XIV столетию.
Туз, изображённый ныне одним символом масти с буквой А, вначале был самой незначительной картой.
Его первоначальное название происходит от латинского as — «единица, одна штука», от названия самой мелкой монеты.
"Единица - вздор...", мелочь!
Туз как Единица, карта с одним очком, в КЛАНЕ колоды шестиграмм http://proza.ru/2023/03/07/465
представлен значением (00)-(01) или "Волшебница с учеником".
Три прерывистых над одной непрерывной чертой.
Это же сочетание яо в шахматном комплекте, сформированном генератором чифр, http://proza.ru/2020/07/04/112, соответствует ПЕШКЕ.
Колода карт и шахматный комплект, как оказалось, проросли из 64-х гексаграмм И-цзин.
В одном случае, из КЛАНА, в другом случае, из ГЕНЕРАТОРА ЧИФР.
Глубинных соответствий у шахмат и карт оказалось не меньше, чем очевидных различий:
младший разряд представлен в шахматах восемью пешками, в картах - девятью ФОСКАМИ*);
старшие фигуры в шахматах - король и ферзь, тура (ладья),
конь, офицер (слон),
а в картах Король и Туз, дама, валет (в испано-италийском варианте колоды представлен двумя фигурами: sota, изображается пажом или оруженосцем и caballo - «конь», то есть рыцарь).
Две масти в шахматах - против четырёх карточных.
И, наконец, идея джокера присутствует в обеих играх.
Кроме того, в жизни карточного туза и ферзя где-то в XV веке случились разительные перемены.
Беспородный карточный туз, как олицетворение денег и финансового могущества, вознёсся выше Короля, представителя властной династии!
В те же времена, шахматный ферзь из визиря с игровыми возможностями чуть сильней пешки стал КОРОЛЕВОЙ, самой дорогой и старшей фигурой.
По легенде - дабы увековечить успехи освободительницы Испании и покровительницы Колумба, Изабеллы Кастильской.
Обратите внимание: мечта каждой проходной пешки-джокера не Король, а именно Королева!
Наверное потому, что шахматный Король - аватар Человека Играющего, существа из измерения, более сложного чем плоскость игры.
— «Бог не играет в кости!», - как-то сказал Эйнштейн.
— «Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать», - возразил ему Бор.
И то правда, HOMO LUDENS, созданный Всевышним по образцу и подобию своему, играючи, может даже связать пешек и тузов с буквами и цифрами:
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
ПРИМЕЧАНИЕ.
*)
так у картёжников назывались карты от двойки до десятки.
Свидетельство о публикации №223031300792