Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать

       Негромок  и становится неуловим - в победной поступи НТР (научно-технической революции) - шорох рун и шелест стеблей тысячелистника.

    Расскажи о них Ачуч-Пачучу http://proza.ru/2021/06/12/732, и, наверняка услышишь что-то вроде:
"Юдасин тоже писал подобную муру о шахматах, но он был гроссмейстером" (из отзывов на "Шахматы - чёрный ящик цивилизации"
http://proza.ru/2020/07/04/1121).

     Развитие - это не столько улучшение, это, скорее, разворачивание изначальной сути с непременным запутыванием!

    Например, в русском языке ТУЗ, самая сильная карта, непостижимым образом прозывается … «двойкой»!

     Этимология прослеживается легко: русское «туз» — польское tuz — средневерхненемецкое dus — южнофранцузское daus — французское deux, народнолатинское — duos («два, двойка»).

   Почему двойка?! С каких пор?

      Путь распространения игральных карт был естественным для логистики средних веков: Китай — Индия — Персия — Египет . . .

     Первые упоминания о насыщенных азартом картах на территории Европы относятся к XIV столетию.

    Туз, изображённый ныне одним символом масти с буквой А, вначале был самой незначительной картой.
    Его первоначальное название происходит от латинского as — «единица, одна штука», от названия самой мелкой монеты.
   "Единица - вздор...", мелочь!
   

    Туз как Единица, карта с одним очком, в КЛАНЕ колоды шестиграмм http://proza.ru/2023/03/07/465
представлен значением (00)-(01) или "Волшебница с учеником".
   Три прерывистых над одной непрерывной чертой.

    Это же сочетание яо в шахматном комплекте, сформированном генератором чифр, http://proza.ru/2020/07/04/112, соответствует ПЕШКЕ.

    Колода карт и шахматный комплект, как оказалось, проросли из 64-х гексаграмм И-цзин.
   В одном случае, из КЛАНА, в другом случае, из ГЕНЕРАТОРА ЧИФР.

   Глубинных соответствий у шахмат и карт оказалось не меньше, чем очевидных различий:

 младший разряд представлен в шахматах восемью пешками, в картах - девятью ФОСКАМИ*);

   старшие фигуры в шахматах - король и ферзь, тура (ладья),
конь, офицер (слон),
   а в картах Король и Туз, дама, валет (в испано-италийском варианте колоды представлен двумя фигурами: sota, изображается пажом или оруженосцем и caballo  - «конь», то есть рыцарь).

   Две масти в шахматах - против четырёх карточных.

      И, наконец, идея джокера присутствует в обеих играх.

       Кроме того, в жизни карточного туза и ферзя где-то в XV веке случились разительные перемены.

   Беспородный карточный туз, как олицетворение денег и финансового могущества, вознёсся выше  Короля,  представителя властной династии!



   В те же времена, шахматный ферзь из визиря с игровыми возможностями чуть сильней пешки стал КОРОЛЕВОЙ, самой дорогой и старшей фигурой.
     По легенде - дабы увековечить успехи освободительницы Испании и покровительницы Колумба, Изабеллы Кастильской.
   
      Обратите внимание:  мечта каждой проходной пешки-джокера не Король, а именно Королева!

     Наверное потому, что шахматный Король - аватар Человека Играющего, существа из измерения, более сложного чем плоскость игры.
 
  — «Бог не играет в кости!», - как-то сказал Эйнштейн.
 
 —   «Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать», - возразил ему Бор. 

     И то правда, HOMO LUDENS,   созданный Всевышним по образцу и подобию своему, играючи, может даже связать пешек и тузов с буквами и цифрами:

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.




ПРИМЕЧАНИЕ.

*)
 так у картёжников назывались карты от двойки до десятки.


Рецензии