Беда Одним файлом

Известие об отъезде дочери оглушило Анну. Её кровиночка, с любовью взращённая и выпестованная, бедовая и самовольная Леночка собиралась покинуть её.

– И ведь ладно бы одна, – сокрушалась она, выкладывая подруге Ларисе свои новости – Сама-то авось не пропадёт, уж больно бойкая да деловая удалась.

Мне внучек жалко, их-то зачем на чужбину потащит, ну разве хорошо им будет в новом месте с чужими людьми?! Да и я ведь остаюсь здесь одна. Разве об этом я мечтала, пока растила дочку?

***

Анна родила Леночку совсем молоденькой. Доверилась по неопытности парню гораздо старше её, а тот надсмеялся и бросил её, едва узнав о беременности.

Его не остановило то, что рано потерявшая родителей и живущая со старенькой уже бабушкой девушка была наивна и беззащитна, без капли сожаления негодяй, проехавшись катком по судьбе, навсегда исчез из её жизни.

Бабушка прожила ещё совсем немного, и молодая мама осталась с ребёнком на руках совершенно одна. Порой бывало очень туго, но ради дочери она преодолела всё, много и трудно работала, выбиваясь из сил.

Памятуя о нанесённой ей обиде, Анна все эти годы избегала новых отношений, не веря больше никому. Она поставила Леночку на ноги, вырастила и выучила, была счастлива, когда та вышла замуж за обеспеченного мужчину и родила дочек - погодок.

Только судьба была немилостива и к дочери. Через несколько лет её муж увлёкся другой женщиной и бросил семью. Правда, надо отдать ему должное, чувствуя свою вину, оставил брошенке с его детьми квартиру.

Анна, конечно, сразу бросилась на помощь и взвалила на себя все хлопоты по воспитанию внучек. Леночка вышла на работу и проводила там много времени, неплохо зарабатывала.

То ли ради куража, то ли назло бросившему её мужу она ещё несколько раз выходила замуж и с лёгкостью затем разводилась.

При этом, что удивительно, пользовалась большим вниманием со стороны мужчин, которых не смущали ни её прошлые недолгие браки, ни наличие детей.

И каждый новый возлюбленный вёл свою избранницу под венец. В ЗАГСе уже, смеясь, называли серийную невесту своей постоянной клиенткой.

Когда однажды после очередного развода наступил трёхгодичный перерыв, встретившаяся ей как-то работница этого заведения с улыбкой попеняла на то, что она уже давно их не навещает.

Леночка угомонилась только на какое-то время, пока однажды не сообщила, что уж теперь-то она выходит замуж по любви и навсегда. Анна, конечно, была настроена скептически, но всё-таки таила надежду на то, что, наконец, дочь найдёт своё счастье.

На этот раз, кажется, действительно всё наладилось, и мать радовалась, глядя на новую семью. Только, не прошло и года, как Леночка вдруг заявила, что продала квартиру, и теперь они все уезжают в другую страну.

Оказалось, что её новый муж такой ценный специалист, что его приглашают на какую-то новую перспективную работу.

– Нам там квартиру дадут на три месяца бесплатно, – рассказывала Леночка, – потом уж мы сами что-нибудь сообразим. Я тоже без дела не останусь, язык подучила на курсах, работу найду. Да не плачь ты, мам, всё будет хорошо, не пропадём!

Но это мало утешало Анну, ведь она оставалась совсем одна. Без дочери и внучек терялся смысл жизни, да и сама жизнь становилась пустой и никчемной.

- Не плачь, бабушка! - прильнули к ней при прощании растерянные девочки, - Как только вырастем, мы вернёмся к тебе!

Ситуация с авиасообщением на тот момент сложилась так, что семье Леночки пришлось добиралась до места кружным путем. Это растянулось на несколько дней, так как им приходилось в аэропортах разных стран по многу часов дожидаться своего рейса.

Дочка жаловалась на то, что устала, девочки капризничают, муж злится. Анна сходила с ума от беспокойства за них и жалости к внучкам, плакала от бессилия. Впервые она не могла прийти на помощь.

– Не переживай ты так! – утешала её Лариса, – Сами надумали, сами и разберутся со своими проблемами. Долетят до места, отдохнут, там глядишь, все и наладится. Ты лучше о себе подумай. В кои-то веки можешь личную жизнь устроить, не дело это одной куковать. Тебе надо познакомиться, наконец, с хорошим человеком, у меня даже есть один такой на примете, соглашайся!

– С ума сошла?! – обиделась Анна, – Там мои родные в беде, а я собой заниматься буду. Да и не нужен мне никто, обожглась однажды, на всю жизнь того урока хватит. Не хочу я никого знать! Одна так одна, видно, заслужила чем-то такую судьбу.

***

Леночка писала о себе скупо, звонила нечасто. Прислала фотографии квартиры, нарядных внучек, виды чужого городка. При расспросах матери отделывалась общими фразами, повторяя, что волноваться не стоит, так как у них всё хорошо.

Между тем жизнь шла своим чередом. На людях Анна держалась, лишь вздыхала временами тяжко. Только дома опять давала волю слезам, а ночью маялась бессонницей. Не было ни сил, ни желания прибраться, приготовить что-то для себя.

Она остро ощущала пустоту вокруг себя, а внутри словно что-то сдулось, потому вся уверенность и энергия враз ушли, в душе остался лишь ужас, как в детстве, когда она пугалась отсутствия родителей и замирала в оцепенении до их прихода.

Только необходимость ходить на работу держала женщину на плаву. Не раз она хвалила себя теперь за то, что не уволилась после выхода на пенсию, как советовала ей дочь.

Занимаясь неотложными делами, Анна хоть немного отвлекалась от тяжёлых мыслей, поддерживала беседу с коллегами и даже улыбалась в ответ на их шутки.

Чтобы не обижать сочувствующих ей людей, не отказывалась от общения, даже выбралась с подругой пару раз в театр. Правда, попытки познакомить её с тем самым подходящим ей мужчиной пресекла на корню.

***

Начинающийся день не предвещал ничего хорошего. Солнца не было уже который день. Небо привычно хмурилось и брызгало время от времени надоедливо шелестящим дождём, порывы ветра сердито швыряли в окно пожелтевшие листья.

Выждав момент, когда на улице немного прояснилось, Анна поспешила в магазин. Она не хотела отмечать завтра свой день рождения, но Лариса пообещала обидеться на всю жизнь и отлучить от жилетки, в которую так спасительно было поплакаться и излить душу.

– Не прощу, так и знай! – сурово заявила она, – Это ещё что за фокусы, лишать себя хоть маломальского повода для радости. Я всё равно приду, а ты уж как хочешь, можешь хоть корочкой хлеба меня встретить, если совести хватит.

Где это видано, лишать подругу праздника! Посидим душевно, по чуть-чуть дерябнем для аппетита, споём, как раньше, наши любимые жалостные мотивы, там, глядишь, и до частушек дело дойдёт. В общем, хватит киснуть, пора жить!

***

Хоть и купила Анна в магазине всего понемногу, а набралось два больших тяжёлых пакета. Как на грех, опять припустил дождь. Отчаявшись переждать его, женщина пустилась в обратный путь.

Обходя большую лужу, она шагнула неловко, при этом наступила на мокрые листья, которые предательски заскользили под ногой. Спасая пакеты, Анна не удержалась и свалилась набок.

– Спасибо хоть не посередине лужи, – нервно рассмеялась она от нелепости ситуации.

Поднявшись и подхватив пакеты с продуктами, женщина доковыляла до скамейки. Поскользнувшаяся нога ныла при ходьбе, в туфли попала вода, весь бок тоже был мокрым и грязным.

Присев кое-как, Анна, подняв глаза к безжалостному небу, беззвучно заплакала. Было очень больно, холодно и обидно. Капли дождя падали на лицо, смешиваясь со слезами, стекали по лицу бедняги, оплакивающей свою незавидную долю и всю безнадёгу, воцарившуюся в душе.

– Сударыня, позвольте спасти вас! – раздалось откуда-то сзади, и над головой Анны вместо серого неба воцарился купол зонта весёленькой расцветки.

Возле скамейки обнаружился незнакомец в домашней одежде и тапочках.

– Позвольте представиться, Валентин! – он попытался щёлкнуть он по-гусарски каблуками, чем вызвал ответную улыбку женщины.

– Вы промочите ноги! – встревожилась она.

– Пустяки! А вот вы можете простудиться. Я, как увидел вас в окно, так сразу и помчался на помощь с внучкиным зонтом. Вы что, плачете? – вгляделся в её лицо спаситель.

– Нет, что вы, это просто дождь, – Анна смахнула предательскую влагу с щёк.

– Вот и хорошо. Стоит ли расстраиваться из-за таких пустяков, как неудачное преодоление лужи. Она, знаете ли, очень коварная, эта лужа, я тоже натерпелся от неё за эту осень. А что это мы стоим? Пойдёмте поскорей, я буду вас сушить.

– Куда?

– Ко мне, конечно. Давайте сумки. Сейчас мы их протрём, распотрошим ваши намокшие стратегические запасы немного. Вон какая прорва продуктов! Должно быть, большая у вас семья?

– Если бы, – опять погрустнела Анна.

– Понял, не смею расстраивать. Идёмте, в тепле всё расскажете, если захотите, конечно. Обещаю, пытать не буду!

Выслушав историю Анны, Валентин ободрил её.

– Разве ж это беда? Главное, что все живы-здоровы, а пообщаться в нынешнее время со своими родными ты всегда сумеешь благодаря чудесам цивилизации.

Беда - это совсем другое. Вот у меня и дочь, и зять, и жена погибли, попали на машине в аварию. Остались мы с внучкой вдвоём, самому пришлось поднимать её.

Но ничего, не унываем. Варенька теперь уже отделилась от меня, самостоятельно живет. Сама понимаешь, дело молодое. Но мы всегда на связи, я в курсе событий её жизни, она обо мне заботу проявляет.

Наше с тобой дело - при надобности совет дать, поддержать, так сказать, во всех смыслах этого слова. А родные так родными и останутся, как бы далеко они ни были, душевная связь неизменной останется.

Давай-ка мы с тобой чайку попьём, у меня и прянички есть, а потом я с огромным удовольствием буду сопровождать тебя до дома. Возражения не принимаются! – решительно отмёл он робкие попытки отказа Анны.

***

Вечером явилась Лариса.

– Ну, и чего это мы молчим? Целый день жду звонка. Видела я тебя на пару с интересным мужчиной. Давай рассказывай!

– Да нечего рассказывать! – отмахнулась Анна, – Я упала, а он помог потом донести сумки, вот и всё.

– Чего всё-то?! Это же он!

– Кто?

– Да мужчина этот! Это же тот, про кого я тебе всё время говорила. Сама-то я его, конечно, не знаю, только видела издалека. Мне про него соседка рассказывала, очень, говорит, хороший человек, помогу познакомить, если надо.

– Ну познакомились мы, и что? – вспылила Анна, – Что дальше?! Ох и любопытная ты, Лариска, везде свой нос суёшь.

– Да я что? Я ничего, просто хотела, чтобы вы увиделись, а что дальше, жизнь покажет, может, и сладится что у вас, – смутилась та, – Я же хотела как лучше.

– Да ладно уж, заходи! Поможешь мне подготовиться к завтрашнему дню, раз пришла.

Лариса, как и обещала, пришла после обеда. С порога загомонила, поздравляя, хохоча и осыпая подругу прибаутками, потом пригляделась к ней.

– Ты чего такая смурная, или что случилось?

Анна лишь покачала отрицательно головой.

– Так чего ты киснешь, в свой-то праздник?!

Та пожала плечами и глубоко вздохнула.

– А Леночка твоя звонила?

– Нет! – понурилась виновница торжества.

– Да фу на тебя! День ещё только начинается, а ты уже куксишься, не поздравили её видите ли! Ты же знаешь, как у них, у молодых, всё делается, спят до обеда, потом дела да заботы. Позвонит, никуда не денется. Давай приглашай лучше к столу, или не пустишь дальше порога?!

***

Подруги уже наугощались и просмотрели все фотографии, вспомнили молодость, поговорили о детях, потом пили чай под концерт из телевизора, когда ожил дверной звонок. Отперев, Анна не поверила глазам. На пороге стояла Леночка с внучками.

– Мамуля, поздравляю!

– Да как же это вы, – растерялась женщина, – Я ведь думала, вы далеко и забыли совсем про меня.

– Ты что, бабулечка, – налетели, обхватили, расцеловали её внучки, – Да как ты могла такое подумать! Мы тебя так любим, мы соскучились!

– Ох, и мне-то как скучно без вас! Да как-же я рада-то! Лариса, иди посмотри, кто тут у меня! Радость-то какая!

***

Застолье стало шумным и весёлым. Девочки делились впечатлениями, тормошили бабушку и угощали, дарили подарки. Когда они унеслись на улицу, сообщив, что должны навестить друзей, наступила передышка. Лариса вызвалась помыть посуду, оставив дочь с матерью наедине.

– Ну как вы живёте? Ты что-то ничего мне не рассказываешь, – пожурила Анна Леночку, – Уж я извелась вся, представляя разные ужасы. Несладко поди на чужбине-то?!

– Ну что ты, мамочка, – успокоила её дочь, – Всё нормально. Конечно, есть разные нюансы, но в целом нормально мы устроились, не переживай.

– Ну как же не переживать? Для того ли я тебя растила, чтобы старость одинокой бедовать, в такую даль вы уехали, кто же мои дни-то последние скрасит?!

– Мама, не прибедняйся! – сердито прикрикнула на неё Леночка, – Какие такие последние дни? Ты же ещё молодая совсем, и не наговаривай на себя понапрасну. И потом, не навсегда мы уехали.

– Правда? – не поверила мать, – А тогда зачем же вы поехали туда, ещё и квартиру продали?

– Ты же знаешь, муж работал в иностранной компании, она закрыла здесь свой филиал и всё перевела за границу, предложила ему хорошие условия, если и мы переберёмся следом.

Да только, немного оглядевшись, мы решили, что не останемся там насовсем. Вот окончится контракт через три года, и вернёмся. Примешь нас временно, если что, пока своего жилья не будет?

Не наше это всё. Только издалека кажется, что жизнь там мёдом помазана, на самом деле всё гораздо сложнее. Но ты только не волнуйся, мы справимся, теперь уже приспособились к тамошней жизни. Слышишь, звонит в дверь кто-то?!

На этот раз за дверью обнаружился принаряженный Валентин с цветами и подарками.

– Хоть меня и не звали, я не мог не поздравить вас, Аннушка, с днём рождения! Позвольте выразить своё восхищение вашей красотой и ангельским характером!

– Мам, а кто это? – не сдержавшись, подскочила к ней Леночка.

– Это мой новый знакомый, – ответила та, – очень добрый и хороший человек.

– О, я вижу, тебе не придётся больше тосковать здесь одной, – улыбнулась дочь лукаво, – Ну теперь-то ты точно дождёшься нашего возвращения и не будешь больше думать о своих последних днях.


Рецензии