К биографии архитектора Л. В. Камбиаджио

     26  мая 1886 года тифлисская  газета «Кавказ» печатала скорбное сообщение о смерти Людвига Валентиновича Камбиаджио. C душевным прискорбием  о кончине своего отца извещали его дети- сын Алексей Людвигович Камбиаджио и две дочери: Мария Людвиговна Костенская и Александра Людвиговна Клименко. Они просили родных, знакомых и сослуживцев пожаловать на вынос тела покойного из его квартиры на Николаевской улице, дом кн.Грузинского №21, в среду 28 мая в 9 утра, в католический св. Петра и Павла собор(1).
     К сожалению, в объявлении не указана дата и место его смерти.   С.В.Волков в кратком словаре »Высшее чиновничество Российской империи» приводит  другую дату -1 июня 1886 года(2).
     О человеке со столь необычной фамилией я узнала еще в 1996 году, когда начинала писать историю города Баку и его жителей. Позже я оформила свои изыскания и опубликовала в 2008 году книгу «Баку и немцы» (3), в которой коротко сообщила о его работе в Бакинской губернии.   
      В последние годы появилось много публикаций, содержащих дополнительные сведения о годах жизни и деятельности Л. В.Камбиаджио, которые я решила обобщить и частично составить его биографию. 
      Прекрасную работу об архитекторах Кавказского края того времени представил доктор архитектуры Тамаз Герсамия,  автор книги »Старый Тбилиси» и монографии об архитекторе итальянце Джованни Бернардо (Иване Борисовиче )Скудиери(1816-1851),      (4),где упоминается  и его земляк- Луиджи Камбиаджио.Согласно его сведений Луиджи родился в 1812(другие считают в 1810 году) в Милане.
     По нашим сведения, полученным благодаря доброжелательности  архивистов-волонтеров Российского государственного исторического архива, он  родился в  Милане 23-го ноября 1811 года  от законного брака Валентина Камбиаджио и Марии Анны Този и при  крещении  24-го ноября в церкви св. Еусторгия (кириак-один из христианских мучеников, убитый  при гонениях Диоклетиана)  получил имя Энрико Луиджи Мария Гаэтано.
   Семья Камбиаджио происходила из древних римских генуэзских  патрициев , значилась в герольдейской книге  и имела свой фамильный герб. Отец Валентин  имел диплом капитана Национальной гвардия Цизальпинской республики, провозгласившей «Свободу, достоинство, равенство». На эту должность гражданин  Валентин  Камбиаджио  был избран  в Милане  3 ноября 1793 года   большинством голосов на собрании офицеров» уверенных в том, что народ сделал правильный выбор и он послужит в пользу нашего общего отечества и с честью исполнит принадлежащие этому званию свои обязанности».
     Луиджи учился в Императорском Королевском Павийском университете  и после окончания курса наук признан единогласно и с похвалой доктором инженерных и архитектурных наук  с преимуществами, присвоенными этой степени. Диплом получил 10 сентября 1832 года.
    По рассказу его правнучки решение выехать в Россию возникло по следующим обстоятельствам: «итальянский архитектор Людвиг Камбиаджио спокойно жил в Милане и собирался жениться на красивой девушке, когда во время карнавала ему в дом подбросили тело мертвого мужчины в маске, в котором Людвиг опознал отца своего соперника. Понимая, что его хотят обвинить в убийстве, несчастный архитектор той же ночью бежал из города и, скрываясь от несправедливого преследования, добрался до России» (5). Предполагаю, что это просто интригующая семейная легенда.
     На самом деле причину нужно искать в политическом и экономическом положении, раздробленной и разграбленной на то время, Италии. По завершению наполеоновских войн и крушении наполеоновской империи, решением Венского конгресса 1814-1815 г.г. большинство государств Италии вошли в сферу влияния Австрийской империи. Слабое аграрное государство с упадочной промышленностью оказалось под тяжким гнетом Габсбургской монархии. Итальянцы периодически восставали против этого режима. Революционная опасность на время сблизила Императора России Николая I  и  монархов  Австрии и Пруссии.
    Россия в 1830-40 –вые годы начала новый промышленный этап своего развития: строились железные дороги, вокзалы, здания, многоэтажные доходные дома с квартирами , сооружения новых типов и пр.
    Город Одесса  Херсонской губернии на то время был  столицей  Новороссии и, естественно, также начала интенсивно   застраиваться.Создавался фактически совершенно новый город, в развитие которого внесли свой большой вклад одесские градоначальники — адмирал Х. де Рибас, Дюк де Ришелье и др. Но главный успех был достигнут благодаря созидательности графа Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края и наместника Бессарабии,   назначенного на эту должность 19 мая 1823 года. Ему подчинялась огромная территория, включающая нынешнюю Молдову, юг Украины и Крым.
   Под его руководством Новороссия, громадный и малоосвоенный край, в короткий срок удивил Россию развитием земледелия, виноградарства, виноделия и овцеводства. По южному берегу Крыма было проложено шоссе, а по Черному морю началось регулярное движение судов.
   24 августа 1837 года в Одессу приехал  Дж.Скуриели  и  » сразу был определен в Одесский Строительный комитет вольнопрактикующим архитектором». И не удивительно, так как в этом городе с 1820 года работал его дед по материнской линии, художник, один из первых живописцев-монументалистов города, Джованни(Иван)Торричели, а с 1826 года начал свою работу в Одесском строительном комитете его дядя, архитектор Георгий (Георгис) Иванович Торичелли (1796 -1843),с 1827 года  - городской архитектор.Был ли Луиджи ранее знаком с Джованни или встретились случайно в России- неизвестно. Достоверно одно- их судьбы объединил один человек –М. С. Воронцов.
   Луиджи Камбиаджио  приехал  в Россию по предписанию новороссийского  и бессарабского  генерал- губернатора от 20 февраля 1838 года  и 15 марта этого года  был допущен к должности городского архитектора.Свою службу по Министерству внутренних дел Л. Камбиаджио начал также в Одесском строительном комитете классическим чиновником(2), занимаясь проектированием и строительством  жилых домов.
         В 1841 году был командирован к Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Елене Павловне во время ее пребывания на Южном берегу Крыма с конца июля до конца августа,» для содействия по технической части и предварительных распоряжениях по постройке предполагавшего дворца» супруги  Императора Николая 1, Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны в Ореанде. Это было первое императорское имение на Южном берегу Крыма.   
     Труды его удостоились внимания и 4 сентября 1842 года Е.И.Высочество соизволило пожаловать ему бриллиантовый перстень с назначением его архитектором при постройке Ореандского дворца.
      В 1843 году Государыня Императрица соблаговолила пригласить Л.Камбиаджио в С-Петербург для личных объяснений и надлежащих инструкций по постройке дворца. Встреча  состоялась  8 июня   в Петергофе.  Вначале июня 1844 года тяжкая болезнь настигла его в Ореанде,    продолжавшаяся более года и навсегда устранила от постройки Императорского дворца.
      Для строительства был использован проект архитектора А. Н. Штакеншнейдера. В 1852 года царская семья посетила Ореанду, в которой возвышался красавец дворец, «построенный в стиле лучших образцов греческой архитектуры. Великолепная колоннада охватывала внутренний двор, обсаженный редкостными благоухающими цветами, а посреди бьет фонтан – он освежает жаркий летний воздух."(8).Судьба у дворца печальная- 7 августа 1881 года он сгорел.
    В 1842 году в хозяйственном департаменте рассматривался вопрос « Об принятии в русское подданство исполняющего должность Одесского городового архитектора иностранного инженера Камбиаджио с присвоением ему чина коллежского асессора», но результат нам неизвестен.
    После смерти Торичелли в 1843 году Камбиаджио исправлял должность городового архитектора Одессы(9). Выполненные в лучших традициях классицистической архитектуры дома Мавро на углу ул. Екатерининской и Полицейской (Р. Люксембург, 26, 1841 г.), Димова по ул. Успенской (Чичерина, 89, 1841 г.), дом Карпова по ул. Итальянской (1843 г.) и Сигеля по ул. Ремесленной (1845 г.) (оба не сохранились) гармонично вошли в структуру городской застройки и были гордостью города(6).
    Он разработал «Коллекцию чертежей открытых лавок (шопов), предполагаемых к постройке на площади Старого Базара по направлению Базарной улицы в г. Одессе Херсонской губ. с указанием месторасположения на плане части города: Планы, фасады, разрезы»(7).
     Скандальная история со строительством домов в Одессе семьей коллежского секретаря Ивана Лукьяновича Колчак  и  Екатерины Авксентьевны Колчак  «на вновь прибавленных к булевару вокруг города местах», позволяет многим  вспомнить имя архитектора Людвига Камбиаджио .Он  в 1840 году   составил план, по которому в 1843  году был  выстроен дом по адресу :ул. Ново-Рыбная, угол ул. Старопортофранковской (сегодня — ул. Чижикова, угол ул. Комсомольской). Дом не сохранился(7а). 
     В мае 1843 года, получив от Строительной комиссии по постройке соборной церкви г. Бердянска Таврической губернии серебром пятьдесят три рубля тридцать копеек, совершил  туда поездку   для «обозрения работ и материалов производимой постройки церкви « (10).
    27 декабря 1844 года указом Императора Николая I на территориях Кавказа, вошедших в состав Российской империи, было вновь учреждено Кавказское наместничество с центром в Тифлисе. Первое наместничество (1785-1796г.г.) было образовано по Указу Императрицы Екатерины II и состояло из Астраханской и Кавказской губерний.
   Император Николай I в этом же году  неожиданно назначил 63-летнего Кн. Воронцова на эту должность, оставив за ним и Новороссийское генерал-губернаторство. Жизненной географией Михаила Семеновича были дороги: военные, горные, степные. Покоя не предвиделось. Но был какой-то особый смысл в том, что теперь, совершенно седой, с недавно присвоенным титулом Светлейшего Князя, он снова направлен в те края, куда ринулся под пули двадцатилетним поручиком. 25 марта 1845 года он прибыл в Тифлис.
    Князь хорошо знал Кавказ и в «замирение» края с помощью  только лишь одной военной силы, не верил. Путь к миру он видел, в первую очередь, в веротерпимости, о чем писал Николаю I: «То, как мусульмане мыслят и относятся к нам, зависит от нашего отношения к их вере…». Именно поэтому, в первые годы своего пребывания на Кавказе, он дает добро на учреждение в Тифлисе мусульманского училища.Там же был впервые поставлен татарский (азербайджанский) спектакль Мирзы Фатали Ахундова «Медведь-победитель», а в 1853 году газета «Кавказ» уже печатала русский перевод «Визир Ленкоранского ханства» и «Гаджи-Кара  или  приключения скряги»(3).   
    Кн.Воронцов развернул кипучую строительную деятельность, возрождая после губительного нашествия персов, Тифлис. Пробивались новые улицы, их прямоугольная сеть меняла планировочную структуру города. Развивались новые типы общественных зданий - учебные заведения, гостиницы, клубы, театры, банки, доходные дома. Застройка преимущественно имела черты русского классицизма. 
   Не удивительно, что Михаил Семенович призвал в помощники талантливых и энергичных людей, ранее служивших с ним. По личной инициативе итальянских архитекторов Дж. Скуриели и Л.Камбиаджио, они  были приглашены в Тифлис. Согласно сведений Т.Герсамия, первым приехал из Одессы 23 февраля 1846 года Скуриели и уже 28 февраля был назначен исправляющим должность городового архитектора Тбилиси. Более точно это звучит так: тифлисским городовым архитектором, титулярного советника (9 класс, согласно Табеля о рангах) в составе Строительной комиссии  Грузино - Имеретинской губернии. 
     Луиджи Камбиджио  был уволен от должности архитектора  г. Одессы 6 февраля 1846 года и  приехал в Тифлис 12 мая 1846 года , стал чиновником Кавказского строительно-дорожного комитета и  19 апреля 1846 года получил назначение на должность Каспийского областного архитектора.
    
    продолжение следует на этом же сайте
                Спасибо,что прочитали.


Рецензии