Древние коневоды Кавказа балкарцы, карачаевцы
«Атны башы кюн» – голова лошади солнце», балкарская поговорка.
Общеизвестным фактом является, что тюрки первыми приручили лошадь, и даже сам термин на русском языке от тюркского слова – Алаша.
Балкарцы, карачаевцы в древности народ известный под именем: Асы-Аланы, позже «Пятигорские черкесы».
В народных поговорках балкарцев, карачаевцев множество поговорок и пословиц, связанных с коневодством, с лошадьми.
Одна из них на наш взгляд отражает суть мировоззрения ас-аланов: Конь – крылья мужчины, «Ат – эрни къанатыды». Ёмко, сильно, многогранно.
Уверенно можно говорить, что такого множества терминов обозначающих пород лошадей и их качеств, нет у других народов Кавказа, видимо по причине их позднего знакомства с коневодством.
Примеры многообразия и богатства коневодческой терминологии видно по их названиям и породам.
Кулан, куланчак – в значении жеребёнок до года, сосунок;
Тай – жеребенок до двухлетнего возраста. В народе говорят: Жабагъалы тай, жазгъа чыкъса – ат болур, «Линялый жеребёнок к весне лошадью станет».
Жыллыкъ тай – годовалый жеребёнок;
Эки жашар тай – двухлетний жеребёнок;
Кунан – жеребёнок до трёх лет. По этому поводу бытует поговорка: «Ючге чыкъса – ат болур», что означает «К трём годам- конь».
Ажир – жеребец;
Байтал – кобыла;
Айгъыр – необъезженная лошадь;
Алаша – мерин;
Аргъамакъ ат – Аргамак, породистая лошадь;
Тулпар ат – сказочный конь;
Боракъ ат – крылатый конь;
Чакъди ат - конь подобный молнии, выстрелу;
Жоргъа ат – иноходец;
Жабагъы ат – кляча;
Учхан ат – летящий конь;
Чабхан ат – беговая лошадь;
Аскер ат – конь воина;
Ишчи ат – рабочая лошадь;
Минилген ат – верховая лошадь;
Жегилген ат – тягловая лошадь;
Нарт ат – конь нарта,(Гемуда);
Юч аякъ ат – крылатый конь (трёхногий в нартском эпосе,олицетворение Троицы в Триединстве сотворения мира, божественный конь с чудесными свойствами).
Жылкъы – табун лошадей;
Жылкъычы – табунщик.
К слову сказать, такого многообразия коневодческих терминов не имеет ни один народ Северного Кавказа. Удивительно, то, что кабардинцы (адыги) народ с богатой историей банально не имеют названия и термина жеребёнка, кобылы и жеребца и других названий.
Но самое удивительное в кабардино-адыгском языке нет термина обозначающего «копыто коня».
Кстати, копыто коня на балкарском языке имеет название – «Туяк».
Видимо, отсутствие таких важных терминов в кабардинском языке это связано с тем, что кабартинские адыги, поздно соприкоснулись с коневодческой культурой и многие термины к ним (кабардинцам) проникли от соседства с тюркскими народами: ногайцами, кумыками, карачаевцами, балкарцами.
В настоящее время в памяти народа сохранились следующие названия пород лошадей:
Карачай ат - Карачаевская лошадь;
Тау ат – горская лошадь (карачаевцы, балкарцы);
Каспар ат – конь «Каспар» больше была распространена в Балкарии;
Чичхан сырт - с тёмной полоской вдоль хребта;
Чакъды ат – конь «Шагди», лошади ногайской породы, означает – молния;
Саразман ат – конь «Саразман», кумыкская порода лошади;
Шаулух ат – конь рода Шаулух тюркского княжества на Северном Кавказе Тау Султан (Таусултания) состояла из народов тюркского происхождения. Известной считалась абазинская порода лошади «Трам». В остальном лошади в целом назывались по имени хозяина табуна или князя владельца табуна. Названия лошадей: кумыкские, ногайские, кабардинские, карачаевские назывались по названию географии проживания того или иного народа. На продажу в основном шли ногайские лошади, которые поставлялись и Русскую армию, и другие регионы Кавказа.
В годы Советской власти были созданы Карачаевский, Кабардинский конные заводы, которые выращивали племенных лошадей для Красной армии. В 1943, 1944 годах после насильственной депортации карачаевского, балкарского народа всё поголовье лошадей были переданы Кабардинскому (Малкинскому) конзаводу и другим хозяйствам.
В настоящее время карачаевцы восстановили «карачаевскую (горскую) породу лошадей. В целом по России, Карачай одна из основных поставщиков лошадей на Северном Кавказе.
Богатой было и название масти лошадей у балкарцев и карачаевцев:
Акъ ат – Белая лошадь;
Къара ат – Чёрная лошадь, вороной конь;
Тор ат – гнедая лошадь;
Къонгур ат – каурая лошадь;
Чубар ат – чалая лошадь»;
Къолан ат – пёстрая лошадь;
Къула ат - саврасая лошадь;
Талгыр ат – Тигровая, полосатая лошадь и т. д.
Исторически известно, что кабардинская порода лошадей произошла от скрещивания калмыцкой и ногайских кобыл с жеребцами восточных кровей в XVIII веке.
На Руси особенной известностью пользовались татарская порода лошадей. Впоследствии широкое распространение в русской армии получили ногайские и башкирские породы лошадей. При Петре I создаются конные заводы. В 1740 – годах на заводах принадлежавших царской семье, содержалось 1685 великолепных племенных лошадей, из которых немецких было 712, неаполитанских - 478, кубанских - 229, английских - 70, персидских - 46, испанских - 44, фрисландских - 38, турецких - 21, датских - 17, черкесских - 11, арабских - 10, берберийских - 5 и ломбардийских - 3.
Это, то немногое, что я написал о коневодстве. К сожалению, историческую правду иногда так, обставляют, что, к примеру, ни будь «кабардинской лошади» мир рухнет. На днях один кабардинский общественник размахивал очередным кляузным письмом, что карачаевцы, присвоили историю кабардинской лошади и грозились «осложнением межнациональных отношений». Этому господину, если это действительно так, необходимо, выстроить термины кабардинского коневодства, примерно, и лучше моего. Показать всем, историю кабардинской, коневодческой терминологии, чтобы мир увидел, кто прав, а кто нагнетает обстановку.
Правоохранительным органам, закону в Российской Федерации, людям фальсифицирующим историю и осложняющим межнациональные отношения должны применяться меры, чтобы перестали размахивать всякими лошадиными историями, битвами и сражениями.
В России должен быть мир, спокойствие и благополучие. Мы стоим за это.
Хадис Тетуев, историк, 22.12.2019г.
Свидетельство о публикации №223031300998