Этимология и история слова- Хин, Хнов

             
История этого древнего слова своими корнями уходит далеко .А именно в древнюю Кавказскую Албанию и в ее
Алфавит. Об этом свидетельствуют многие исторические и языковые материалы а также топонимы, гидронимы и
этнонимы и т.д.
Начнем с прихода в Южный  Дагестан  арабов.
До прихода в эти места арабов, жизнь здесь не останавливалась ни на минуту. Об этом говорят известные древние маршруты по горам и долинам рек и т.д. Например как: Кази -Кумух, Курах,Ахты,Нуха... Ахты -Рутул-Хнов....Хнов- Борч-Гдым-Маза- Фий. Хнов-Борч-Гдым-Дашоглы -Кайнар-Нуха. Ахты -Куруш-Хиналуг
 -Нуха ...и т.д. Куруш-Игьир-Маза-Смугул-Хнов-Рутуль...и т.д.(в различных направлениях).
В первые арабы попали в высокогорное село Куруш в 733году в количестве 30 семей(ист."Ахты -наме")другой более свежий источник "Куруш-намэ"2001.  автор Аксарин Седрединов. Анализ древних документов из архива отца
Седрединова Катиба Мирзехановича.(1928-1998гг.) Оттиски фамильных печатей крупных барановодов села Куруш (в количестве 30 штук). Под №1. стоит Аль-абу Юсуф тот самый Юсуф, который возглавлял эту  группу семей .На оттиске печати свободно читается на арабском имя и год изготовления данной печати 733 год.
Теперь обратимся к родословной араба Абумислима ад
Димашики аш Шами в юном Дагестане.(по прямой линии).
Налпан .
Сайгид Джюнаид.
Абу Муслим ад-Дамашики аш Шами (он же Мекканский)
у него было четверо сыновей :Рамазан.Ибрагим.Юсуф.
Санжаб-Мухтар(млад.сын),у него было 7 сыновей.
Сам же Санжаб-Мухтар остался в с.Кара-куьре, сыновя
были направлены в села как:
1.Суйфаддин- в с. Микрах.
2.Юсуф-в с.Куруш(название села искажено переписчиком
на"Къуруз"смеш.букы Ш на З,по закону Дэвида Роля 2002).Год переселения с группой семей 733 г.
3.Насруддин- в с.Хина*...(см.далее).
4.Джамал -в с. Куба-Яргъун. с.Яръун .
5.Абдаллах- в с.Курах.
6.Али -Барахут- в с.Макка.
7.Хамзат- в с . Рича.
Источник :Абасов К.С.Гаджибеков Э.А.Кадиров К.С. 2011.
с.117,118.
Насруддин поселился в селе Хина/Хинав примерно  ок. 733г.
Этот факт говорит о том ,что село Хинов существовал уже до арабов...
Надпись на арабском она искажена и написана в форме -"Хина".
А самое ранее упоминание про с.Хинав -это памятник
(гробница)  54г. хид.675г.Святого человека по имени   Шейх Магомед Ибн- Асад.                Хронология такова:
1. Надпись на памятнике-675 год. Магомед Ибн-Асад.
2.Год переселение Насруддина в с.Хинов ок.733г.
3.Надписи на надгробных плитах с  9по 13вв.в с. Хинов.
4.Известный поход Ширван Шаха Фарибуза -1 на село
Хинов в 11 веке  и т.д.
5.Богатый эпиграфический памятник так называемый
"Хинавский надпись"1401 года.(расши. А.Р.Шихсаидова).
и т.д.
6.Хнов в 12-16вв.был сильным, независимым политическим образованием.(ист.Ширвана и Дербента)
А.Р.Шихсаидов.
7.В 1553году Хновцы в месте с Цахурами ,Рутулцами,
совершили поход на Кахетию.(ист."Картлис-Цховреба")
Фоп-Плотто.А.И.
 
Село Хинав (Хнов).
Правильное произношение названия села - Хинав, далее она превратился в форму -Хнов.  Это  высокогорное Рутульское  село в Ахтынском районе РД. Хновцы в различные периоды истории мигрировали  в различных районах Южного Дагестана и Северные районах Азербайджана как и др.села и сельчане Южного Дагестана и т.д.
В Шекинском бывшей Нухинском районе Азербайджане.
Они живут на стыке 3-х этнических групп как Рутульцы, Лезгины и Азербайджанцы и т.д.
Всего у Рутульцев 17 сел. В Дагестане 12 сел в т.ч 1 село под названием Хнов в Ахтынском районеи , 5 сел в Азербайджане.
В России  их численность насчитывалось ок.30360 чел. (2010г.)
                ***               
Сами Рутулцы  Хнов ,произносят в форме "Хинадбы"
"ХИНАДБЫ" на  лезгинском будет "Хинадбыр".
Здесь также важно подчеркнут ,что Современные Рутульцы могли получит из двух названии одно  как:
Хинав или Рутул естественно оба названия древние.
Однако по тем или иным обстоятельствам был выбран именно -Рутул.
АК. Комментария автора: В языке современных Рутульцев сохранился слово "Мухабыр".Перевод дословно с лезгинского языка означает "ячменные"так как "Мых"это ячмень(горный ячмень).(Мух/Мых, это одно и тоже).
Полная версия изложено на Проза.ру "Сословия  сельских общин Кавказской Албании" под моим редакцией(2021г.)
Мыхабыр -это были государственные служащие в К.Албании ,которые занимались в сельском хозяйстве заготовкой зерновых в частности  ячменем, для конницы
Албании.На это указывает сословия сельских общин, языковые материалы диалекты современных Рутульцев как:  Ихрехский, Мухадский, Мюхрехский и
Борч-Хновский.Эти диалекты написано на русский лад
т.е.в русской транскрипции. Интересующий нас диалекты это ,Мухадский-"Мыхабыр",Борч-Хновский это "Хиновский".Отсюда и всякого рода кривотолки и не ясности  .Как Мыхабыр так и Хинавцы относятся к Рутульцам,здесь разница только в диалектах одного и того же языка и т.д.
Примерно до 7в.в село Хинав влились пять других поселении, которые были расположены не далеко друг от друга (как :Донгьуз-тала,Нухух,Жилин,Къурдул)
Что, способствовало усилению и без того сильного  Хиновского обшества. (Исмаилов Д.М.Дипломная работа.
История развития с.Хнов.1978г.

Этимология термина и его значение.
Самоназвание здесь очень важен и его нельзя трансформировать, нам важен его первоначальная форма  произношения и т.д.
На мой взгляд самое древнее это форма произношения как:
1.Хинар,Хиннар,Хин-нар. (нар- в значении"большой")
2.Хинал, Хиннал,Хин-нал. (нал-в значении "цветной")
3.Хинав, Хиннав,Хин-нав.(нав в значении "подкова")
4.Хнов -абсолютно искажено от первоначального...
Если остановится на слове Хин в значении как"Холм"
(гора,горка,возвышенность,плпто),
то у нас получается такие понятия или словосочетания как:
1."Большой холм"
2."Цветной холм"
3."Подковообразный холм",имеется в виду  холм на котором был первоначально  расположен  село -Хинар.
Ведь  этимология-это беседа с прошедшим, с  мыслью
минувших поколений, вычеканенная ими из букв и звуков и т.д.
Еще философы античного мира считали слово неотъемлемой сущностью называемого им предмета, в котором закодированы его форма, цвет, физическое и химическое свойства. Это высказывание как нельзя лучше подходить  к нашему исследованию...
Слово- одно из величайших орудий человечества.
История не столько в камне,  и не столько в камне,
сколько в Слове.


                ***
 От с.Ахтов до с. Хнова 40 км. дорога построена    в 1969 году. Хновцы живут в разных районах как в Азербайджане так  Дагестана и России. В Азербайджане
более 8000чел. в Дагестане более 2000чел. и т.д.
*Более подробно про историю села см. в статье Али Албанви на Проза.ру от 2018г.
*А также в статье История  ,культура и традиции села Хнов А.Б.Джалилова .от 20.03.2022г.
*История развития села Хнов.(Дипломная работа)1978г.
Исмаилов Д.М. Где подробно описана история села.
Правильная форма произношения -ХИНАВ ,а усеченная форма - ХНОВ. Она исходит от Самоназвания и от
диалекта Рутульского  языка.(Борч-Хинавский диалект),
всего диалектов четыре как я указал выше.
Сперва перечислим все известные нам слова с корнем -"ХИН" как:
Хи, Хин-это прежде всего Кавказско Албанский формат.
Хи -это вода (с др.Албанского)
Хин-это имя собственное.
Хин- это возвышенность...(горная возвышенность)
Хин- это название пастбища в горах Южного Дагестана.
Хинар -это девушка.(самое др. устаревш.слово)
Хинч1ер- это вид горного  цветка.
Хинар- это название Рутульского  села в Ахтынском районе.РД.
Хиналугь -это название горы с высотой 3713м.           Хиналуг - дагь.
Хиналуг- название села  расположенная на высоте 2100м.
Хинихъ- это название летних пастбищ вокруг с.Куруш.
Хиней-  это название древнего  источника /родника в Дербентской крепости и т.д.
Хин-нар- название крепости на границе К.Албании и Иберии.(Хунарокерт- искажено  от  армянского языка и т.д.)
Как мы видим -это  многозначный термин.
Она одновременно является , топонимом , гидронимом,
 этнонимом и именем собственным и т.д.
Хин-это топоним ,который дословно означает ,откуда
вода течет вниз по наклону т.е.Холм или возвышенность. В переносном смысле это
горы или высокогорье где обитают люди и показывает направления движения и т.д.
На мой взгляд, она ближе всего к Шахдагской группе этносов в частности к Рутульцам и т.д.
Слово "Хин" относится к одному из наречии Кавказских Албан ,по этой причине оно и сохранилось в Нахских-
Вайнахских языках а так же в языках Шахдагской группы
лезгин и т.д.На мой взгляд Шахдагская группа языков
-это переходный связующий звено между Нахскими и
Лезгинскими группами языков и они до конца не изучены...
Ученый с мировым именем Юнус Дешериевич Дешериев
(1918-2005гг.)Лингвист, кавказовед. Доктор  филологических наук. "Грамматика Хиналугского языка" Москва 1959г.он писал ,что Вайнахские и Лезгинские языки   гораздо ближе находятся ,чем мы, это представляем себе"... АК. И- это он писал в 1959 году а што -до сих пор?...и где  дальнейшие  исследования ?...Их просто нет.
1.Хи,Хин,Хинал -это чисто Кавказский формат.
2.Это слово мы встречаем у Рутульцев в форме -ХИНА.
3.У Лезгин -Хинал.
4.У Хиналугов -Хинал.
5.У Азербайджанцев Хынал.
В лезгинском языке она имеет и другие значения как:
Хин-возвышенность.(и показывает направление движения воды).
Хин- село.
Хин- женский наряд.
Хин-"содержать" Хун-"пить.
Хина-краска.(хинин).
Хинар- девушка.
Хинчер- вид горного цветка.
Хинтак1у- вдовец
Хын-"брезент"твердый тканый  материал.("ломать").
Хине- претензия ,упрек.
Хинк1ал- хинкал еда и т.д.
На Вайнахских языках:
Хи- это вода.
Хихо-"водник"
Хин-  транспорт, спорт.
Хиузург-  водокачка.
Шина Хин юкь - это междуречье и т.д.(юкь-это пояс).
***
Слово Хин в перевертыше имеет и такое  древнее значение как:
ХИН-НИХ .А Них это один из 31 Албанских племен .
Гьав и Них находятся рядом в перечне племен и оба они
относились в древности к "Бычьим племенам ",так их назвали древние греки ,потому ,что занимались содержанием и торговлей и перегоном быков в Грецию и Европу и т.д.К стати Гьав на лезгинском языке -это "Горный дикий бык".А это уже другая и длинная история .
Кто интересуется этим вопросом см. на Проза.ру
История и этимология многозначного слова- Нах. от 25.12.2021г. в моем редакции.
Вывод:  Этимология слова Хин и все ,что связанно с ним  как мы видим разнообразен.

Село Хиналуг:
Определимся с этим термином  Хин-ал-уг.(Хинал-лугь).
На мой взгляд она не имеет прямого отношения
к древнему этносу (этнической группе) современных Хиналугцев. И свое название получили от ближайшей горы Хиналуг-дагь, и это название закрепился за ними Почему? Да потому ,что самоназвание современных Хиналугов  звучит в форме :Кетит ,Кетш,
Кетиш,  Кетщ-халкъ,"Народ Кетш".А названия Хиналугов-
Каъттидбур, что переводится как "односельчане"и т.д.
Крызы их называют -Гет1ди.(Гьет1ди)Хетди...(Гь-Х).
Будухи их называют-Гэт1ди.(Гьет1ди)...
*Слово Кетиш- с древне Албанского означает-"Воин"...
Азербайджанцы их называют -Хыналык.(искажено от Хиналуг).Тюркского элемента здесь нет и в помине...
Курушцы как соседи их называют -Лехин ,Ле-Хин.
Что же хотят сказать этим Курушцы?
Обратите внимание здесь сохраняется слово -"Хин"
Лехинар и Курушцы спокон веков имели и имеют традиционные и родственные связи между собой.
И сейчас в селе Ново-Куруш живут десятки семей Лехинар.
Слово Ле-Хин состоит из двух частей :
Что же они могут означать, значение слов :
*Ле-имеет древне албанские корни т.е.  Ле- это высота,
Ле- это горная высота, Ле-это обращение к мужчине,       Ле- это мужчина орел ,отсюда и слово Лекь- орел  и т.д.
Это слово в различных произношениях сохранился в родственных языках лезгинской семье языков и т.д.
*Хин- в данном случае -это вниз ,внизу относительно высоте (противоположной стороне).Хи -эта вода ,значит вода течет вниз а не вверх и т.д.
Почему Курушцы назвали их Ле-Хин, потому ,что они расположены выше них на 460м. (2560м.-2100м.).
Образно говоря "Ле"-это мы ,а "Хин"-это вы, так ,что сидите и мальчите... Вот такая вот история между родственниками и соседями...
             Албанская надпись в Дербентской крепости .
В первые на этот надпись в современных условиях обратил внимание Бадалов  Фейруз  Абумуслимович
(1949-2021гг.)Лезгинский ученый, историк, журналист,
писатель, драматург.Член Союза Писателей России и т.д.
Он в 2015 году обратил внимание, что  на камне родника имеется албанская надпись -"Хиней" Корнем здесь является слово Хин,(Хин-Хиней). И правильно определил его значение , первоначально она имела значение как
"возвышенность, альпийские луга, летние пастбища".
А древне Албанское  слово "Хиней"переводится как родник, которая течет с верху в низ. Далее он пишет ,что самое высокогорное село в Кубинском районе Аз.Р. на
высоте 2100м.называется с.Хиналуг.(корен -"Хин").
Курушцы называют это село -Лехин.(и здесь мы находим слово "Хин").  АК. Значение слова Ле-Хин  я объяснил выше. (у него была небольшая отпечатка в слове "Ле"        и т.д.Далее он пишет ,что в Ахтынском районе имеется
высокогорное село Рутулцев с названием Хинар.
В Докузпаринском районе имеется родник которая падает с высоты более 100 м.с названием "Хинин булах" (родник Хин) .Здесь также имеется ступени  в количестве 10 штук  жители их  называют"Хинин гурар"- Лестница -Хин.
В высокогорном с.Куруш ближние к  селу альпийские пастбища называют "Хинихъ".(здесь корен Хин и ихъ -окончание )и т.д. В конце Ф.Бадалов пишет ,что таких примеров предостаточно. И это на самом деле так.
Кроме того в источниках встречаются слова как :
Хнов,Хени,Хено,Хенавы,Хеноки,Хина,Хинадби,Хенуки, Хенови,Хенуты,Хиновцы,Хунани,Хинар(Хин-нар), Хунарокерт. Последное -это название крепости на границе К.Албании и Иберии она так же искажена от армянского языка,и их переписчиками. Расположенная в долине рек Алазани и Иори.
Значит расположенная относительно ниже чем здешние высокие горы .Крепость имеет и другое значение как
"Героическая"или "стойкая" и т.д. К стати термин Хунзах,
Хунзахъ- также можно перечислить к этой группе.Толко она изменена на русский лад в виде-Хунзах,первоначально
она звучала в форме "Хинзахъ"(Хин-закъ),это Хинзакъ- ское  плато. Все эти и другие слова производные от корня "Хин"и т.д.(Не в коем случае не путать с Ср.Азиатскими Хуннами). Здесь "Хин" превращается в "Хун",при смешении букв(И на У),по закону Дэвида Роля "(2002г.)     и т.д.
На этом я хотел завершить. Всего Вам доброго. Аминь!


Рецензии