Этимология села Теки
Село Теки также является одним из древних сел
Докузпаринского района. Когда оно возникло доподлинно неизвестно. По одной версии более 500 лет назад. Давайте коротко остановимся на этом вопросе через призму наших знаний на сегодня.
Село Теки расположено межу сёлами Мукрах и Куруш, если подниматься со стороны районного центра Усухчай, в горы. Село расположено на высоте 1567м.над ур.моря, географические координаты села 41-20 с.ш. 47-53 в.д. Общеизвестно ,что арабы в этих местах появились в 733 году.(источник :Ахты- наме).В нем указано ,что 30 семей арабов (это примерно ок.120 человек.) Они добирались этим же маршрутом как Дербент, Усухчай, Мукрах, Теки, Куруш. При этом делали остановки в этих населенных пунктах.
Конечный пункт был высокогорный аул Куруш.
Можно ли верить этому источнику? Конечно да, потому что мы знаем, что сохранились оттиски фамильных печатей в с. Куруш. На одном из них четко написано (выведено)на арабском языке имя Аль-абу Юсуф. Это тот самый Юсуф который возглавлял эту группу из 30 семей, и на нем дата изготовления 733 год. Это задокументированный юридический факт. Об этом я в свое время писал в своей книге"Куруш-намэ". 2001 году. с.91-97.
Эти оттиски, 33 штуки, всех их я поставил в хронологической последовательности. На первом месте оттиск печати Аль-абу Юсуф (733г.), прямой потомок из рода Курйшитов. Есть также печать Джума мечети, она сохранилась до сих пор в железном футляре с изображением звезды и полумесяца, с годом изготовления 753г. С момента прихода в село арабов, до момента строительства мечети прошло ровно 20 лет.(753-733=20)и т.д. Добираться в с.Куруш в то время не так то было просто без остановок, на высоту 2560м. Вот и приходилось останавливаться делать перевалы, тем более с женщинами и детьми и т.д.
Наши гости остановились на привал и в Теки, здесь
было небольшое отсело, в несколько домов. Это было
задумано до того, исходя из конных переходов в горной местности ,чтобы остановиться, передохнуть, заменить лошадей и далее двигаться в горы и т.д.
Возможно руководители арабов здесь в поселке оставили несколько семей в том числе и братьев Гасана и Сулеймана в дальнейшем, наших святых-Пиров и т.д.Так вот исходя, из имеющих данных у нас получается (2023-733= 1290лет.),поселению Теки примерно 1290лет.(а не 500 лет от роду...)Автор этих строк в детстве сам испытал этот тяжелый маршрут. Сейчас на внедорожниках это уже не вопрос, добраться в с.Теки или в с.Куруш и т.д. Курушцы- имеют давние ,родственные и традиционные связи с жителями Теки в частности через семью Азаевых, Идаята Фармановича и других семьей и т.д. К стати(ГЭС), Гидра Электра станция построенная в с.Теки носит его имя .Он его построил будучи директором строительства и он же был первым директором этого ГЭС она и сейчас работает обслуживает ряд сёл электричеством и т.д.
Этимология.
Остановимся на этимологии села. Название села произносится по разному как Теки ,Текипир,(Тек-Пир) Текипиркент. Официальное название Текипир-кент.
Как мы видим это сложное термин который состоит из трех слов а именно: "Тек -Пир -Кент".
1.Тек,Теки- с лезгинского языка означает один- "одинокий".
2.Пир- это святилище, святилище святого человека(зиярат-мавзолей) по имени Гасан,Гьасан, Гьасан- Эфенди.(реального святого человека).
3."Кент"-это село как и другие понятия как аул,село, деревня, "кент" и она добавляется в конце термина и т.д. Однако это слово сюда привнесенное со стороны, с тюркского языка...
Как буто бы, у нас нет своих слов... Так в 2015 году ФЛНКА был поставлен вопрос "Вернуть Юждагу
свою топонимику". Данный "хвостик" здесь абсолютно лишний .Почему? Потому что
слово "Кент"как говорится здесь "не к селу, не к городу",(одним словом белиберда)...т.е. в значении как "Одинокий святой -село".Вот, что делает чужое слово втиснутый в чужой язык без разбора и т.д.
Такая же картина наблюдается и в названии горы
вместе Ярудаг изменено - "Еридаг",которая к стати ничего не означает... (Яру-даг "красная гора")и т.д.
Название должно быть Теки или Текипир...в
официальных источниках тоже и т.д.
Что же у нас получается в этимологическом плане.
Тек+Пир=Текпир , дословно "Одинокий Пир".Она полностью передает первоначальный смысл и значение данного названия .В древности на этом месте в действительности стоял одинокий Пир.
Который был построен благодарными потомками своему святому человеку по имени Гьасан-Эфенди.
(Пире Гьасан).Пире Гьасанан бур- этот род и сейчас здравствует в селе Теки, желаем им и всем односельчанам всяческих успехов и процветания. Аминь!
Вокруг святого Эренлара имеются много пиров как:
Большой Пир Эренлар(Эрен-Лар).
В селе Теки- Шейх Пире Гьасан (Хасан).
В селе Лгар- Пир Сулейман .Пир находится на горе Эренлар.
В селе Куруш: Пир Хаджи Зенги -буба. Пир Хаджи Вели -буба. Шейх мулла Юсуф -буба. Этот Пир именно того самого предводителя группы арабских семей, которые прибыли сюда из Аравии для распространения в этих местах Ислам .
Вечная память нашим святым Пирам. А м и н ь !
На этом я хотел бы завершит. Всего Вам доброго!
Источники:
Проза.ру Значение термина Эренлар-Шалбуздаг . от 19.12.2021г.в моем редакции.
Седрединов А.К. Седрединов С.А.
Народные термины Кавказской Албании-современного Дагестана и Чечни. Махачкала. 2016.с.94.
Седрединов А.К. Куруш-намэ. Махачкала .2001.
с.91-97. Выводы и Анализ терминов автора.
Свидетельство о публикации №223031401145