Сквозь заросли клематиса

Помню, я тогда только купил себе участок земли, с небольшим уклоном, который плавно сползал в сторону горной балки. За моим «огородом» — как я часто шутя называю свой надел земли в 8 соток, хотя, если уж говорить точнее — за садом, был только один заброшенный и огороженный виноградными столбиками садовый участок, на котором не было ничего, кроме травы. Поэтому, прямо с моего сада, сквозь этот соседний кусок земли, открывался весьма живописный вид на то, как умиротворённо простиралась раскинувшаяся и вниз и вдаль, ложбина горной балки. Это место, с самого первого дня, когда я впервые, взобравшись на большой камень, увидел эти склоны, поросшие травами, переливающимися на солнце всеми оттенками зелёного, я всегда теперь называю своими «Альпийскими лугами».

«Холодная балка» — так, по-моему, переводится с крымско-татарского название этого места. Спускаешься по горному склону вниз мимо редких кустов шиповника, с более густо насаженными терновыми зарослями, проходишь тропой небольшое озерцо и идёшь в сторону родника полчаса по очень красивым и тихим местам, затем, немного поднимаясь со дна балки по, местами пологому, местами крутому склону, выходишь к дубовой роще (назвать дубравой этот лес не поворачивается язык, дубы в Крыму не такие, как в средней полосе России, стволы много тоньше и менее ровные), а дальше, с холма, перед тобой открывается прекрасный вид на каскад водоёмов, окаймляемых по линии берегов кустарниками Кизила и Боярышника.

Бывало, мы с Ксюхой расстилали какое-нибудь покрывало под высоким и размашистым деревом черешни, дающим полутень и валялись на природе, смотрели на облака и на роскошные заросли белого Клематиса, которые непроходимым кустом наваливались на рабичный забор, образуя практически непролазную живую стену-цветник. В этих зарослях я очень часто встречал богомолов, размером с указательный палец мужской руки. Первый раз, внезапно обнаружив прям перед глазами такого здорового богомола, у меня аж перехватило дух, особенно после того, как он медленно, словно робот, повернул свою выразительную голову в мою сторону и я почувствовал, что меня изучают (и возможно, оценивают в гастрономическом плане). Скорее всего — это была самка, они по размерам прилично больше самцов. Это очень необычные жители нашей планеты, если их внимательно рассмотреть, появляется ощущение, что они и есть, те самые инопланетяне, которые уже давно живут среди нас.


Бог мой, какое же, всё-таки, красивое растение «Клематис», он же «Ломонос», какие нежные маленькие цветочки и их так много, в тот период, когда куст находится в стадии цветения. А по ощущениям, это самое цветение, начавшись весной, продолжается почти всё лето. И потом уже, осенью, вместо цветов, на их месте всё покрывается чем-то очень похожим на вату, тоже весьма специфично и интересно, но не так как у Скумпии, например, а такими лёгкими ватными полосами из одуванчиков.
А порой, ещё лежишь так на покрывале среди травы, а над тобой проносится какая-то тень — на относительно небольшой высоте пролетает пара здоровых грифов (мне сказали, что это Чёрные Грифы, после того, как я описал местным знатокам огромный размах крыльев этих птиц и их расцветку), а бывало, пролетит такой же здоровый, чёрный как сажа, ворон. Однажды он обронил перо, я поднял его и удивился размерам, это ж надо, обычной вороне до такого размерчика надо прилично ещё подрасти или сидеть на каких-нибудь добавках, на спортпите или стероидах, настолько он крупный.
Вообще, Крым, должен сказать — рай для орнитолога. Здесь просто неисчислимое количество видов пернатых.

И вот, там, на покрывале, уютно устроившись в конце огорода, в тени деревьев, мы часто, эдак возлежав, обедали или полдничали.
В тот раз, на широком блюде лежали обжаренные куриные голени и крылья, а рядом стояла чеплашка салата из помидоров и огурцов (урожай с моего огорода). Мы поглощали пищу как римляне или греческие боги в кинофильмах: полулёжа, точнее лёжа на боку, облокотившись на локоть. Ксюха, помнится сказала: надо тебе котейку завести, мол, что за деревенский домик и без котейки?!

 

И тут пришёл он. Рыжий, с подранным ухом, среднего размера, короткошерстый и яркий красавчик. Он правда был очень красивым. И шёл он на нас с хозяйским таким видом, покрикивая, мол что там, едите без меня что ли?! Бесцеремонно подходил к миске, а потом смотрел на наши руки и начинал есть с рук.

— Знаете, Холмс, он, скорее всего чей-то, раз ручной такой и людей не боится.
— Гениальнейший вывод, Ватсон! А может просто отважный тигр предгорья, — сказала Ксюха, — ты говорил, у тебя тут лисы по массиву носятся?
— Да, видел пару раз, но это ближе к терновнику, что в балке. Хотя, несколько раз перебегали дорогу, когда мы ехали на автобусе как-то с работы. Что, кстати, как назовём? Может обжора, смотри как он уплетает одну за другой куриные ножки, причём и кости не жалеет? Кошмар...
— Такой маленький, как в него столько влазит, а, тигрище, как в тебя стёлько влязит, а? — Ксюха взяла его на руки и начала тискать: гладить и прижимать к себе. Кот не сопротивлялся, но не выпускал из виду оставшиеся куриные лапки на блюде, естественно.
— Вот проглот, хотя, ведь и голод — не тётка.

Мы с Ксюхой работали в одной компании. Когда-то даже пытались жить вместе, но не вышло, не ужились. Несовместимость характеров и взглядов на мир какая-то, не знаю, сложно всё это объяснить. В итоге, просто остались хорошими приятелями, и нет-нет, да и проводили время в том году вместе на моей даче или в каком-нибудь походе по Крымским горам.
На работе, она часто интересовалась как там кот, часто ли приходит в гости, ночует ли у меня? Я отвечал, что достаточно часто, вообще, можно сказать, что он у меня прописался. Что чувствует себя хозяином участка и может быть даже уже стоит переписать право собственности на него.

По ходу дела, выяснилось, что это кот председателя СОТ, Андрея. Он и его семья, видимо, не особо баловали едой этого котика, так как сами много работали и были часто в разъездах, но и возможно потому и для того, чтобы тот ловил мышей и сам мог о себе позаботиться, не знаю, но поесть Рыжий любил. Да, я долго не думая, стал звать его Рыжим, по цвету шёрстки. Хотя, порой называл и Тигрой, на пример диснеевского мультфильма, что так популярен был в моём детстве.

В итоге, я так и привязался к моему другу, который встречал меня часто по вечерам с работы, причём даже порой и на остановке. Давая, конечно, не раз, повод переживать за него, всё-таки тут часто летают разные, как выразился мой приятель — «диарейщики», любители высоких скоростей, чьи авто проносятся здесь порой со скоростью ветра, особо не прибегая к торможению, несмотря на неровности дороги.

Так, постепенно, пришёл и ноябрь. На 17 число мне должны были привезти новое окно для комнаты. Потому, как то, что было — древний бабушкин вариант окна, которое больше было похоже на окно верандного типа, и в зиму с таким входить было бы самоубийством. Да, Крым — это не Мальдивы, да и на ЮБК не теплей, чем в Сочах. Здесь тоже есть зима (с сильными и ледяными ветрами) и отопительный сезон длится около 5 месяцев. А в нашем степном районе с предгорным климатом и подавно. Прошлые хозяева участка жили в городе, и ночевали в домике только летом, и то — иногда, поэтому, это окно их вполне устраивало. Я же, ещё в в сентябре-октябре взялся за домик капитально: утеплил снаружи пенопластом, наметил смену окна, подготовил к зиме печь и дымоход. Ну, и запенил все щели дома, которые явно попадались на глаза. Мне больше не хотелось в своей жизни снимать жильё, чем я занимался последние лет 20 и я твёрдо намеревался впредь, жить и развиваться именно в этом месте. Никакой больше аренды!


Не доходя до своротки на мою улицу от центральной дороги поселения, находилось СНТ моего приятеля. Часто, приезжая из города на маршрутном автобусе, я сначала заходил к Сергею, а потом уже топал к себе метров триста.
У меня тогда, помню, ещё не был заведён свет на участок, процесс сильно затягивался по вине самого Крымэнерго, потому, как с моей стороны все требования для подключения, давно были выполнены, согласно нашему договору (вообще, моя война с Крымэнерго — это тема отдельного повествования) с этой организацией. И, приходя к Серому, мы часто смотрели всякие видосики на тему строительства, у него был и свет и интернет. Сам он тоже жил в недострое и по специальности был строитель с приличным стажем, забегая вперёд, могу сказать, что я многому у него научился. Я тогда только начинал вникать во все тонкости и технологии этой отрасли материального производства. Видео-уроки были на разные темы, но все в рамках стройки — от специфических фундаментных работ, до необычного декора. О свойствах материалов и т. д. Это был наш общий интерес, который, надо дать ему должное, очень сильно расширил мои познания в плане технологии строительства...

Хорошо помню тот день — 17 ноября. В районе 16-ти часов мне привезли окно. И я просто с головой, ушёл в процесс его установки. Где-то подровнять, где-то подтесать проём и т. д. Заранее, конечно, перед заказом я всё замерил. Но шероховатости всегда имеют место появляться, когда их не особо ожидаешь. В общем, мне было не до кота. Но я помню, что он тёрся в ногах, как обычно — прося что-нибудь поесть, на что я ему отвечал, что придёт ещё его время, но позже, вечером накормлю, а сейчас Рыжий, иди погуляй.
Вечером же, в районе 19 ч., работа была завершена. Я радостно сидел внутри комнаты, довольный выполненной работой, смотрел на окно и, на уже запененные места, соприкосновения окна с проёмом.
На секунду, я вспомнил о коте. Вышел во двор, Рыжего не было. Я покричал, погремел миской, никто не откликался.

Проснувшись утром, перед выходом на работу, я ещё раз походил по двору, покричал в тумане, но никто ни разу так и не отозвался. Больше всего я переживал, чтобы Рыжий случайно не столкнулся с лисами.
Прошло уже дня три или даже четыре, так надолго кот ещё не уходил, мне стало как-то не по себе. Я расспрашивал встречных людей, с которыми пересекался на остановке или на улице своего СНТ, может кто видел, но никто ничего утвердительного ответить не мог. Все только говорили одно и то же: загулял, любовь у него и т. д.

После трудового дня, по привычке, выйдя из автобуса, я заглянул к Серому. Мы посидели, попили чай, на улице как обычно на югах в это время года, уже стало черным-черно. Я попрощался и пошёл к себе. Закрывая калитку, услышал: «А, Санчес, я чо забыл сказать то, там глянь на съезде, не твой кот валяется?»

— Про.. сти, что? На каком съезде? — меня прям прошибло, как будто мне уже показали именно моего кота, лежащим и бездыханным.
— Ну, перед остановкой, не доходя до твоей улицы, съезд такой вниз и налево, там в кустах я видел утром, когда подходил к остановке и подкуривал сигу, вроде похож, ну если я не путаю, так то полно рыжих котов.
— А, ну понял. Ладно Серый, давай, до завтра, ты на первом рейсе?
— Да, на первом, завтра надо пораньше к заказчику. Ну пакеда, а то я уже продрог в одном тельнике стоять на холоде. Давай, до завтра, брат!
— Ага, поки.

Только мы распрощались, я резко рванул в сторону остановки с включенным фонариком мобильного телефона...«Блин, ну пусть не он, пусть это какой-то другой рыжий кот, он же ещё молоденький, ещё рано, ну нет, это может быть просто совпадение, да где этот съезд?» — ругался я на себя.
Так, вот съезд, да где же..., какие кусты, их здесь столько, что... так, надо ближе к дороге, я не понима... бл.....ну ё...!
Это был Рыжий. По тому, как он лежал и по разбитой морде, было понятно, что его просто сбила машина и он улетел в кусты и замер в той самой позе, в какой приземлился на землю. Я смотрел на своего друга и внутри меня, та начальная внезапная боль от увиденного, начала вдруг трансформироваться во что-то иное, разрасталось чувство какой-то беспомощности. Несколько минут позже, всё-таки начало проступать понимание необходимости принятия всего этого как неизбежного, так, как именно в такие моменты, от нас и требует жизнь.

Я ещё раз склонился, погладил рукой своего одеревенелого близкого друга и произнёс: «Ну что ж вас котиков, так сильно к центральной дороге всегда тянет, а?.. бестолочи вы такие. И как же всё-таки это всё прозаично — раньше же не пропадал надолго, а теперь... всё ж было ясно сразу, что беда. Вот я, всё-таки, до сих пор, такой наивный.»

Конечно, я шёл, пребывая в совершенно непривычном для себя состоянии, ощущал, как какое-то опустошение проникает в закутки моей души и даже тело двигалось как будто само, на автомате, и было ощущение, будто из меня вырвали клок чего-то моего внутреннего и бестелесного. Я прошёл так, ещё метров двадцать и посмотрел, есть ли свет в окнах у Андрея — хозяина кота, решил ему позвонить. На звонок не ответили. Тогда я сбросил фотку Рыжего в одной из соцсетей, сопроводив фото комментарием: «Ваш? Лежит рядом со съездом, не доходя метров пять до остановки, со стороны города.» Помню поставил смайлик со слёзами и как-то так резко, сами собой, и по моим щекам прокатились те самые, скупые мужские... слёзы. Я совершенно не заметил как дошёл до своего дома и в этот момент вдруг позвонил Андрей.

— Сань, привет, спасибо, что сообщил. Ох, Саша, жалко то как, знаешь, я так его любил. Из моих троих, это был самый любимый мой кот. Я даже всем говорил — это мой кот.
— Да, я тоже, он умел в себя влюблять. Слушай, мне может сходить, принести его и закопать где?
— Да не, Санёк, пусть лежит, поздно уже, темно, холодно, завтра Женьке (его сын) скажу, он с утра будет, займётся.
— Ну ок. Ладно, печально, конечно. Но, дорога дело такое. Давай.
— Да, пока, ещё раз спасибо. А то мы тоже уже стали напрягаться, так то или у тебя или у нас, а тут три-четыре дня нет и нет. Эх... Ну, ладно, всё, бывай...
Перед сном, я в очередной раз попытался убедить себя в том, что все эти привязанности — неправильное отношение к жизни, что ничего нашего в этом мире, на самом то деле нет! Получалось как-то не очень: заснуть удалось, наверное, ближе к трём ночи.

Утром, на работе, плакала уже Ксюха. Я стоял рядом. Говорить что-либо было как-то не к месту, и так всё понятно. Фотку и прочую информацию я сбросил ей вечером, но увидела сообщение она уже зайдя в офис. Я принёс ей салфетку и кофе. Мы посидели, помолчали и разошлись по своим делам рабочим.
Покойся с миром, Рыжий, спасибо тебе за то, что скрашивал моё одиночество и защищал от мышей, когда в доме и света то не было. И, уже очень сильно надеюсь, что в новом своём воплощении, ты будешь менее прожорливым и более осторожным, приятель. Говорят, что все псы попадают в рай и я полностью согласен с этим, но и уверен также, что рай уготован и котикам.

 

Этим летом, Клематис цвёл как никогда ярко, богато и размашисто, а может просто я не особо обращал внимание на него в прошлые годы, учитывая, что при смене работы я полностью потерял контакт с Ксю, соответственно больше никто не отдыхал в тени этих кустов в конце моего участка, а может быть из-за постоянной стройки, которая поглотила меня полностью в последние годы, или из-за того, что зона отдыха со всеми мангалами и прочим, перебазировалась ближе к дому.

Я подошёл к цветущему кусту, сквозь который открывался атмосферный вид на наш каньон (назову уж его так, хоть и не скромно), провёл рукой по этим нежным белым и красивым огонькам. Рядом, на заборном столбике сидела моя Мурка, я погладил и её. Потом посмотрел вдаль, где всё также цвела и зеленела ложбина нашей горной балки, вспомнил о Рыжем, постоял ещё немного в задумчивости, ещё раз подумал о том, что всё так шатко, всё скоротечно и временно в нашей жизни, и вернулся к ожидавшим меня нескончаемым делам в другой части моего садового участка, а теперь уже и постоянного места жительства.

 

2022 г.


Рецензии