Поэт в России

Поэт в России
(из сборника "Весеннее солнышко)

Поэт в России – больше, чем поэт, как написал Е. Евтушенко. Это действительно так. Многие годы, десятилетия и века народ, по крайней мере, его образованная часть, именно от поэтов ждал настоящего слова о стране, о её народе, о мире, о прошлом, настоящем и грядущем...
Ибо больше ждать было не от кого. Не положено, да и не принято было простым смертным рассуждать о таких высоких материях. Да и небезопасно. Длинный язык мог до каторги довести.
А поэту можно, он больше, чем поэт. Поэзия, это нечто большее, чем просто изящная словесность.
Поэт – больше, чем поэт. И прозаик – больше, чем прозаик. И критик – больше, чем критик. И драматург – больше, чем драматург. И режиссер – больше, чем режиссёр. И даже артист – больше, чем артист. Так повелось у нас в России.
Они – властители дум, пророки.
Радищев, Фонвизин, Крылов, Карамзин, Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Достоевский, А.К. Толстой, Лесков, Островский, Л.Н. Толстой, Чехов…
И в советские времена такое отношение к поэтам (а также к прозаикам, драматургам, артистам и пр.) сохранилось. Особенно, в постсталинский период. Они собирали огромные залы. Народ внимал их словам, ища в них ответы на жгучие вопросы. Ждал от них не официоза, а «правды, которая не газета».
В их словах искали скрытый смысл, пытались что-то прочесть между строк, так как в те времена не каждое лыко было в строку. Кто-то пытался разглядеть фигу в их кармане. Ведь порой, и пророкам приходилось переходить на эзопов язык. Время такое было.
Поэты Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Станислав Куняев, Юлия Друнина, Николай Тряпкин...  Я специально упомянул тут поэтов разных направлений.
Высоцкий, Окуджава, Визбор и прочие барды.
Прозаики Виктор Астафьев и Валентин Распутин. Драматург Александр Вампилов.
Артист-сатирик Аркадий Райкин. Когда он выступал по телевизору, люди срочно бросали все дела и слушали.
А потом началась гласность, и эти властители дум несколько померкли. Сильно померкли!
Настали иные времена, и теперь каждый мог сказать всё, что думает, для этого и поэтом не обязательно быть. И стал поэт в России просто поэт. Ничуть не больше. А то и меньше. Гораздо меньше! Пошла просто изящная словесность, а порой и совсем неизящная. Искусство превратилось в доходный шоу-бизнес…
Но вот, о чём подумалось, не так положение поэтов и безнадёжно. История ещё даст им новый шанс сказать настоящее слово!


Рецензии
Это правда. "Поэт в России больше, чем поэт", как рюмка водки больше кружки кваса! ))
Но, все же, позвольте с Вами немножечко не согласиться, уважаемый Григорий.
Вы пишете, что "народ...от поэтов ждал настоящего слова о стране, о её народе, о мире, о прошлом, настоящем и грядущем..."
Народ крутил ручки своих коротковолновых приемников, чтоб отстроится от глушилок и послушать вражий голос, который тогда еще на 90% не врал. Вот там было и о стране,и о мире, и о народе.
А поэт, если он не обслуживал власть, в основном, прозябал в нищете. При этом, если он действительно Поэт, ему не мешало быть любимым народом.
Самые яркие представители, обласканные властью — Андрей Вознесенский (1933-2010), Роберт Рождественский (1932-1994), Евгений Евтушенко (1932-2017). Многие их стихи переложили на музыку, и использовали в советском кино.
А самые любимые народом, все же, А.С.Пушкин, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий... и многие другие, коих не пиарили, но которые умели так тронуть струны души каждого, что звучала прекрасная музыка в ответ...
С ув.

Альвидас Ачюс   23.06.2024 09:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв, Альвидас!

Вы не обязаны со мной соглашаться.

Что касается Бродского, моё мнение такое, что лет тридцать назад ему просто попытались, и успешно, сделать культ. Когда я понял, что мне его навязывают, стало не очень интересно. Но это моё личное мнение.

Григорий Рейнгольд   23.06.2024 16:21   Заявить о нарушении
«События 1964—1965 гг. сделали его чем-то вроде знаменитости и гарантировали известность в самый момент его прибытия на Запад; но вместо того чтобы воспользоваться статусом жертвы и плыть по течению „радикального шика“, Бродский сразу приступил к работе в качестве преподавателя в Мичиганском университете. Вскорости его известность основывалась уже не на том, что он успел совершить на своей старой родине, а на том, что он делал на новой».
— Seamus Heaney. The Singer of Tales: On Joseph Brodsky.

Закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский вёл жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет (с 1972 года) профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии. Уже после получения Нобелевской премии на вопрос студентов, зачем он до сих пор преподаёт (ведь уже не ради денег), Бродский ответит: «Просто я хочу, чтобы вы полюбили то, что люблю я».

Тридцать лет назад мне достался сборник его избранных стихов. Зачитанный мной до дыр, он лег вместе с полпачки сигарет в Венеции на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

С ув.,

Альвидас Ачюс   23.06.2024 23:55   Заявить о нарушении
К Бродскому, как к человеку, у меня претензий нет. И нет претензий, как к поэту.

Просто его стиль не в моём вкусе. Да и не такой это автор, чтобы всем нравиться.

Но когда я в конце 90-х - начале 2000 гг много общался с писателями Иркутска, те из них, что из Союза российский писателей, особенно молодые, своим культом Бродского (по-другому не скажешь), очень навязчивым, сделали мне прививку. Не люблю, когда мне что-то навязывают, не давая составить своего мнения.

Впрочем, он не виноват. Нечто подобное после смерти было с Есениным и Маяковским.

Григорий Рейнгольд   24.06.2024 02:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.