Пианино в моей жизни

      


      Как только в нашем поселке открылась музыкальная школа, родители решили нас сестрой туда записать, чтобы мы, во-первых, приобщались к прекрасному, а во-вторых, не болтались на улице без дела. 

      Для поступления достаточно было иметь хороший слух. Меня приняли безоговорочно, а у сестры музыкальный слух не был обнаружен. Она очень расстроилась, поэтому родители упросили директора принять Веру с испытательным сроком. Так мы обе начали там учиться.
 
     Я не была прилежной ученицей, хотя ходить в музыкальную школу любила. Мне легко давались диктанты на уроках сольфеджио, и предмет "музыкальная литература" нравился. Игру на фортепьяно преподавала учительница-горбунья со злым лицом. Если я ошибалась на уроке, она ударяла линейкой по моим пальцам. Можете себе представить, как я ее боялась.

      У Веры, напротив, была замечательная учительница. Мало того, что Светлана Ивановна была хороший педагог, она к тому же была красивая и веселая женщина.  Вера старалась и, спустя семь лет, успешно закончила обучение.   

      Я же, проучившись четыре года, на переводном экзамене получила  "удовлетворительно", и от стыда бросила музыкальную школу. Директор уговаривал меня вернуться, даже предлагал пересдать экзамен, но я отказалась. Родители тоже не смогли убедить меня продолжить обучение.

      Дома, конечно, садилась за пианино. Но чаще для того, чтобы подобрать мелодию и  аккомпанемент к модным тогда песенкам. Сестре моей это не удавалось, зато техника игры у нее была отличная. Я еще и петь любила, хотя вокальные данные были так себе.

     Потом был академический хор в районном ДК и вокальный квартет. И даже единственный раз исполнила на концерте сольный номер - песню из кинофильма "Еще раз про любовь" - "Я мечтала о морях и кораллах..."  Выступить меня уговорил  администратор, которому я, видимо, приглянулась чисто внешне. Не знаю, как я поддалась на уговоры...

      И вот концерт. Сцена. Передо мной полный зал зрителей. Я знала, что в переднем ряду сидели родители и сестра, но в волнении не видела никого - так было страшно. "Я мечтала о морях и кораллах..." Мне казалось, что я стою на сцене вечность. Закончив петь, быстрым шагом скрылась за кулисами. Зрители дружно хлопали... А я больше  никогда в жизни не пела для публики. Только в компаниях или дома, когда была одна.

      К тому времени я уже училась в институте. В холле общежития стояло пианино. Иногда поигрывала на нем что-то несложное.

      Приезжая домой, подходила к инструменту, но играть на нем  было практически невозможно, ведь  настройщика родители уже не приглашали: дети приезжали не часто. На этом связь моя с пианино прекратилась на долгие годы.

      Когда вышла на пенсию, стала думать, чем же заняться в свободное время, которого оказалось достаточно много?

      Случайно на глаза попалось объявление о продаже подержанного фортепиано "Ласточка". И сразу возникло желание приобрести его. Купила. Пригласила хорошего настройщика, который приложил максимум усилий, чтобы инструмент зазвучал.

      На следующий день, вдохновленная, я села за пианино и поняла, что руки  не слушаются меня... Пришлось купить самоучитель игры на фортепиано, где были напечатаны гаммы.  Ну, и что-то простенькое для начала - "Детский альбом" Чайковского, кажется, и  "Времена года".

      Стала пополнять свою нотную библиотеку: Шуберт, Паганини, Бах, Бетховен, Моцарт, Рахманинов, Шопен...

      Играла сначала полчаса в день, потом час, потом два... Полностью отдаваясь игре, чувствовала, как мне становилось лучше морально и физически.
 
      Когда мне было хорошо - садилась за пианино и наслаждалась звуками. И когда мне было плохо - пианино "лечило" меня.

      Через полгода стала брать уроки у преподавательницы музыкальной школы, стараясь наверстать упущенное, и делала это с большим удовольствием.

      "Прелюдия №2 до диез минор" Рахманинова,  "Токката и фуга ре минор" Баха ... Думала ли я, что когда-нибудь смогу сыграть эти произведения? Конечно же, нет. Но чудо свершилось, за что я бесконечно благодарна этой чудесной женщине, увидевшей мои возможности. А еще через три месяца она мне сказала, что у меня уже уровень шестого класса, и этого  вполне достаточно, чтобы играть, как говорят, для себя и получать удовольствие.

      Мой роман с фортепьяно  продолжался более пяти лет. Потом непредвиденные обстоятельства вынудили меня продать ставший уже родным инструмент. Ноты я подарила сестре.

      К слову сказать, сестра моя много лет проработала в детском саду музыкальным руководителем. Не помню, чтобы она играла произведения  композиторов-классиков, но свою работу любила.

      А я стала писать рассказы и миниатюры, большей частью для себя, получая  от этого не меньше  удовольствия, чем от игры  на пианино.


Рецензии
Привет, Нина!

Прекрасная пьеса вышла! Снова просто, проходя в нескольких словах по целому морю воспоминаний. Мне очень понравился рассказ, многое вспомнилось, что-то зазвучало.
*
Смотри, Нина, здесь у тебя тоже "Токката и фуга ре минор", недавно была на слуху... Рок музыканты двигались вперёд, отталкиваясь от этой самой классической музыки. И некоторые сами превратили современный "грохот" в классику.

Знакомо и то, когда "непредвиденные обстоятельства вынудили меня продать ставший уже родным инструмент."

Помню, как собирал деньги на музыкальную приставку для гитары. Полезная штука. Давишь на педаль этой примочки, гитара говорит вау! Переключаешь что надо и пошёл реверс, фуз, жужжание шершня. Приобретал и продавал - всякие были времена. Но музыка была и остаётся просто для души. Было и пианино знатное. Красный Октябрь, вообще рокерский раритет. Только мне нередко приходилось работать с такими вещами, которые требовали строгого формализма, точного внимания в рамках одной гаммы. Совсем не до пляски на столах. Ну, иногда верно подмечают, что "творческая личность где-то там витает"... Сама по себе музыка требует много времени. А любое своё дело надо делать на отлично. Конечно, ответственность приходит с взрослением. Поначалу больше шума - нормально, потом неплохо, чтобы принимались и другие ценности времени. Сегодня гитара - любимый друг, который обычно молчит. Ну, изредка наиграю риф, но нежно - даже коты говорят - нормально, всему своё время под небесами.

Нина, у тебя музыка в душе. И, знаешь, как-нить ещё выйдешь на дорогу, встретишь кота, чудо с гребешком, осла - и вернёшь себе пианино. Всё-таки музыка возвращается на новом повороте дороги.

С уважением,

Кристен   17.04.2024 10:35     Заявить о нарушении
Привет, Кристен.
Рада, что мой простой рассказ заставил тебя вспомнить что-то свое. Не зря, значит, написала. И пусть твой любимый друг - гитара - часто молчит. Но нежно тронуть струны иногда очень приятно.
Знаешь, мне понравилось одно из правил счастья Вячеслава Полунина:
"Не говори о плохом.
Такой принцип у нас в команде. Это запрещено. Никогда не обсуждаем, кто что сделал плохо. Говорим только: "Какой ты потрясающий, как ты сегодня здорово работал! А вот это как ты здорово сделал!". Нужно вдохновлять друг друга, иногда врать, но восхищаться..."
Это я к тому, что ты умеешь говорить людям хорошие слова, ободрять их. Мне это бывает иногда очень нужно.
Спасибо большое.

С уважением,

Нина Пручкина 2   17.04.2024 10:47   Заявить о нарушении
Тебе, Нина, спасибо за добрые слова и внимание!

Я знаю, есть просто слова, которые могут пониматься по-разному в зависимости от контекста. А ещё точнее - от намерения и приложения сил.

Нина, уверен, что работает правило магии: подобное притягивается к подобному. Противоположности - дополняют. И это не такое простое искусство по жизни.

Усвоил - попросил сделать, проконтролируй результат сам. Иначе "добрые слова" в делах мало что значат. И, конечно, нам всем надо учиться нести ответственность за свои намерения.

А так - да - на дворе весна, которую не приносит просто календарь, в неё погружаются.

Мы здесь просто на творческом форуме. У тебя хорошие строки, идущие от души.

Вспоминай ещё про сестру, музыку, про училку, которая работала линейкой по пальцам - буду ждать,
с уважением,

Кристен   17.04.2024 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.