Оплошность 2 12 Не так уж даже и давно

Из сочинения «Оплошность машиниста» состоящего из 12 частей
От  http://proza.ru/2023/03/13/698

                Не так уж даже и давно - в конце XIX - начале XX века имя это, Лазарь, было распространенным. Но сейчас стало до крайности редкое; может быть, в связи с двумя крылатыми в русском языке выражениями: "Петь Лазаря" - т.е. нищенствовать, жалобить кого-то, и "Беден, как Лазарь" - для обозначения крайнего расстройства дел. Кому нынче понравится применить такое к себе определение? Люди же этой веры  начали селиться в сибирских этих местах еще в конце XVII века — вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса. И сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. «Однажды туда прилетали корреспонденты на вертолете, так обитатели монастыря просто ушли все в лес».

               Однако же, количество старообрядцев, по-прежнему живущих в тайге по берегам Енисея, исчисляется тысячами. При этом речь идет не только об обитателях глухих скитов или монастырей (они начали появляться здесь в XVIII столетии и существуют до сих пор), но и о жителях довольно многолюдных по современным российским меркам деревень. Многие из них всё еще живут с советскими паспортами или без документов вовсе — в том числе и иностранцы, когда-то переехавшие в Восточную Сибирь. Долгое время и власть, и самих старообрядцев их обособленное существование вполне устраивало — однако они всё чаще сталкиваются с цивилизацией, и нередко эти столкновения оказываются болезненными. При этом никаких механизмов защиты для представителей таких общин в крае, где они проживают исторически, не предусмотрено. Как же сегодня устроена в тайге жизнь по правилам прошлых столетий, как относятся к такому соседству местные жители и тамошние власти? – вопрос, запутанный тенётами лицемерий.

                С одной стороны, в стране с некоторых пор вроде бы и действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом». По ней, в том числе и старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться  в наши края. С другой же, одно из важнейших занятий людей этой субкультуры – охотничий и рыбный промысел зарешёчили словом браконьер не только в позициях рыба, зверь, птица, но и даже валёжник – совсем уж бросовой ресурс.

              Но что более существенно, как только у властей возникают высокие виды на земли старообрядческих поселений, то всякие   соображения о справедливости исчезают без следа. И староверы или же склоняют покорную выю, или же мимикрируют под доминирующую субкультуру, или элементарно пускаются в бродяжничество по земле, издавна ими освоенной.

              Понятно, что в этих условиях сохранить в неприкосновенности строгие их обряды и обычаи жизни становится задачей всё менее реализуемой.
             Ну и в чём же проблема, стоит ли по такому случаю лить нам пустячные слёзы? Вон же боярыня Морозова какова!

Продолжение следует  http://proza.ru/2023/03/15/120


Рецензии
Виктор, очень интересно. Прочитал, что среди зарегистрировавшихся в программе добровольного переселения первое место занимают жители Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана. В 2009 году изъявило желание жить в России 8 граждан Украины.
В Приморском крае - иммигранты из Китая, а также русские старообрядцы из стран Латинской Америки.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.03.2023 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.