Варшавская балерина

Лазебная Людмила Семеновна
Синопсис к повести
«Варшавская балерина».

 На интернетресурсах представлена одноименная аудиокнига по повести.

   Двадцатые годы неспокойного двадцатого столетия. В центральной части прекрасного польского города Варшавы от топота конских копыт по мостовой просыпается одинокий и пожилой еврейский торговец Залман Леман, проживающий в своем прекрасном двухэтажном доме.
   Вскоре посыльный, присланный ранним утром в магазин Залмана за марлей, сообщает ему о рождении девочки в семье его племянницы Сары, к которой старый и бездетный вдовец испытывает необычайно нежные чувства, но не поддерживает добрых взаимоотношений с её мужем по религиозным соображениям. Залман передаёт с посыльным для роженицы скромный «еврейский» подарок- фарфоровую статуэтку балерины, привезённый им из Санкт-Петербурга.
  В доме роженицы покой и счастье. На свет появилась прекрасная малышка - плод взаимной любви Сары и ее возлюбленного - доктора Ежи Ковальски, но законный её муж не знает об этом, считая ребенка своим. 
  Проходит пять лет и совсем постаревший Залман принимает решение оформить завещание на Сару – единственного родного ему человека. Он направляется с этой благой целью в дом племянницы к её мужу - известному в Варшаве нотариусу Иосифу Менгеле.
  Спустя ещё несколько лет Сара, страдая от ревности из-за женитьбы её возлюбленного, предлагает мужу уехать на время за границу для блага дочери, увлеченно занимающейся балетом.
 В Швейцарии, куда переехала семья Менгеле, Мария успешно занимается балетом и подаёт большие надежды. В результате она занимает одно из первых мест в известном европейском танцевальном конкурсе и впереди у неё головокружительная карьера.  Однако в мире неспокойно. К власти в Германии приходят фашисты и активно распространяют своё влияние на политическую жизнь европейских стран, в том числе и Швейцарию. Муж Сары – вступивший в нацистское движение, погибает от пули нанятых убийц. Сара с дочерью вынуждены вернуться на родину - в Польшу.
 Перед смертью старик Залман Леман просит свою сиделку пригласить к нему Сару для прощания. Встреча состоялась. Сара представляет дяде Залману свою единственную дочь, и сообщает, что подаренная им фарфоровая статуэтка балерины стала добрым пророчеством и талисманом для её малышки. Залман, в свойственной ему манере радуется успехам девушки и снова пророчествует, но уже о судьбе евреев и вскоре умирает.
 В первый день осени фашистская Германия объявляет войну Польше. Польское правительство покидает страну, оставляя её жителей, треть из которых – евреи на волю Бога. Страна оккупирована фашистами. По всей стране организованы концентрационные лагеря. Город Варшава разделён на арийскую зону и еврейское гетто. Устанавливаются жёсткие правила, по которым всё еврейское население подлежит уничтожению.
 Сара и Мария вынуждены покинуть свой богатый дом и переселиться в гетто. Мария, внешне похожая на своего родного отца, пользуясь европейской внешностью, берет себе псевдоним и устраивается на работу в арийской зоне в варьете танцовщицей. Её танцевальные номера пользуются большим успехом у немецких офицеров.
  Сара неожиданно встречает на разделительной полосе в городе своего бывшего возлюбленного-Ежи Ковальски. Он по-прежнему любит её и хочет помочь им с дочерью покинуть Польшу под чужими именами. Сара обнадёжена. Однако требования фашистов всем евреям явиться на сборный пункт заставляют её повиноваться. Дочь Сары несколько дней не возвращается в гетто. Бедная мать, не дождавшись дочери, проходит регистрацию и погрузку в специальный поезд с другими евреями. История жизни Сары обрывается.
Тем временем Мария, дабы спасти себя от посягательства и насилия со стороны других фашистов, вынуждена принять ухаживание высокопоставленного немецкого офицера и уступить ему. Пользуясь привилегиями любовницы генерала, она имеет возможность носить дорогие украшения и меха, пользоваться автомобилем и посещать гетто в любое время. Это становится её тайной работой на благо еврейского народа. Так считает она. Она выносит из гетто от состоятельных еврейских семей золото и драгоценные украшения, меняя их на паспорта, подготовленные партизанами для переправки этих евреев заграницу. Однако она не знает, что всё это подстроено немцами с целью выманить укрывающихся в городе состоятельных евреев. В один из дней её благодетель приглашает её в новый дом в центре Варшавы для постоянного совместного проживания. Она в спешке роняет свой талисман - фарфоровую статуэтку балерины, и та разбивается. Девушка понимает, что это к беде. Дом, в который её привозит генерал, оказывается бывшим домом дядюшки Залмана. Информации о матери у Марии нет несколько дней.
 Присланный за Марией автомобиль доставляет её на вокзал. Мария надеется, что генерал решил спасти её, тайно отправив за границу. Офицеры провожают её в отдельное купе поезда. Через несколько часов поезд останавливается якобы на границе со Швейцарией и пассажирам предстоит санобработка перед пересечением государственной границы.
 Женщин и девушек провожают в помещение для принятия душа. Царит молчаливая суета. Все пассажирки вынуждены раздеваться на глазах у сопровождающих их фашистов.
 Мария вдруг понимает суть происходящего и решает сохранить своё человеческое достоинство и не показывать врагу страха. Она, раздеваясь, начинает танцевать стриптиз. Немецкие солдаты и офицеры, вожделенно наблюдают за её сексуальными движениями. Они очарованы и увлечены откровенным танцем прекрасной девушки. Все женщины отступают от танцующей. Они в негодовании и недоумении. Когда на Марии остаются лишь черные в сеточку чулки и туфли на высокой шпильке, она поворачивается лицом к фашистам, и, по-кошачьи грациозно подходя к старшему по званию, сняв туфли, неожиданно бьет каблуком ему в глаз. Офицер, выронив пистолет, хватается за лицо. Девушка ловко подхватывает пистолет и стреляет в рядом стоявших ошеломлённых фашистов. Женщины, обречённые на смерть, бросаются как звери на охрану…
 Прежде чем в помещение ворвалось подкрепление, Мария выкрикивает слова проклятия в адрес фашистов и выстреливает себе в сердце.
 За основу произведения взят исторический факт, произошедший в Освенциме с польской балериной еврейского происхождения Франческой Манн.
 


Рецензии