Владимир Пономарёв легенда ЦСКА

Газета «Президент» запускает проект «Машина времени: легенды спорта». Нетрудно догадаться, что это интервью с легендарными личностями советского и российского спорта. Скажем сразу: быть перенасыщенными профессиональной лексикой и новостями, не имеет смысла, это ниша других изданий. Мы решили пойти иным путем: показать легендарного спортсмена не только в разрезе его знаменитого прошлого, но и то, чем он живет сейчас и чего хочет от будущего. Ведь и читатели хотят увидеть в «легенде» живого человека: противоречивого, сложного, ранимого, всякого.

Открывает проект легенда советского футбола Владимир Пономарев.

Он начинал в «Динамо» нападающим. Но в историю вошел как правый защитник ЦСКА. В составе сборной СССР завоевавший бронзу чемпионата мира в Англии. Выступал за команды «Динамо» Москва (1958 - 1960), «Волга» Калинин (1960 - 1961), ЦСКА (1962 - 1969).
За сборную СССР провел 25 матчей. За олимпийскую сборную СССР сыграл 3 матча.
В спортивной карьере Владимира Пономарева центральное место занимает Англия, так как именно в Англии, в июле 1966, сборная СССР единственный раз в истории отечественного футбола завоевала медали чемпионата мира. Вполне логично начать с вопросов о матче, ставшем наибольшим успехом советской сборной на арене мирового футбола.

- Владимир Алексеевич, достижение Вашей сборной в Англии до сих пор остается лучшим для сборных СССР, России. Почему уже 47 лет данный рекорд не могут улучшить новые поколения футболистов?
- Когда мы вышли в полуфинал чемпионата мира в Лондоне, наш тренер, не очень известный тогда в спортивных кругах СССР Морозов Николай Петрович, собрал нас в холле и сказал: «Ребята, вы сделали большое дело, теперь это не повторится пятьдесят лет». Мы это поняли «как наказ», и пошли «в разнос» – кто-то из команды выпивать стал, кто-то перестал готовиться… Всякое в команде было.

- Если не брать во внимание, к сожалению, пророческие слова тренера Морозова, то какие, на ваш взгляд, существуют объективные причины непревзойденного результата сборной СССР 1966?

- Чтобы выигрывать на европейском и мировом уровне, нужно иметь в команде игроков высочайшего класса. В то время такие были. Называю по именам. Лев Яшин (включался за сборную мира), Валерий Воронин (включался за сборную мира), Альберт Шестернев (включался за сборную мира) Игорь Численко (включался за сборную Европы). Вот четыре ключевых человека, которых очень высоко ценили на европейском и мировом уровне. Больше таких игроков у страны не было никогда. И не было в команде значимых ключевых фигур, которые могли решить судьбу матча, повлиять на исход матча. Команда, которая может выиграть чемпионат мира, чемпионат Европы, действительно собирается раз в 50 лет. Бывает такое «стечение» высококлассных игроков, которые могут решать задачи масштаба спортивного престижа целой страны. Сейчас такой сильной команды нет. Есть единичные вкрапления более или менее одаренных футболистов, а массового поступления талантливых игроков в сборную СССР и России больше не было. Сейчас вообще какой то завал, непонятно почему… Нет, я знаю почему и могу объяснить причину. Сейчас сборная России по футболу на европейском и мировом уровне ничего из себя не представляет. Попробуйте меня в том разубедить… Не получится, сами знаете.

- Хорошо, как вы прокомментируете последний матч с ирландцами?
- Я бы не сказал, что люди не хотят… Люди не могут. Это я про наших футболистов. Потому что у них нет ни технического, ни тактического мастерства. Видно что - ну нет, ну не дано это им. По крайней мере – на данном этапе.
…Импровизация в футболе обязательно должна быть.
Да, тренер поставил мне задачу. Но я знаю свое амплуа: я правый защитник, значит, я точно знаю, что нужно делать. Не позволяю пройти противнику по правому флангу, в это же время я должен подавать мячи, «простреливать», «навешивать», не обыгрывать и не тянуть на себя одеяло, а импровизировать. Тактическая мысль должна присутствовать, игровое и командное мышление. У современных российских игроков, к сожалению, этого нет. Как это воспитать в человеке, трудно сказать, это только талант. Здесь ничего не сделаешь, свою голову я никому поставить не могу.

- Если исходить из аналогии «Что первичнее - курица или яйцо?», кто в данном случае значимее – тренер или игроки?
- Я отвечу так: когда у нас был тренером Николай Петрович Морозов, (вначале были Бесков, Якушин - великие тренеры, потом пришел Морозов), он звезд с неба не хватал. И как-то играли мы со сборной Греции, (это был отборочный матч к чемпионату мира). Как обычно перед игрой делается установка на игру, собирается весь коллектив. И каждому ставится определенная задача. Один нюанс: тогда не было ни массового телевидения, ни тем более интернета, где можно в любой момент просмотреть какую-то игру. Мы не знали, как играет сборная Греции, и Петрович сидит и говорит: «Володька, так… против тебя играет Папа Иоанн» (Папаиоанну (Papaioannou) Димитриос - "Мимис", Греция, Лучший футболист Греции). «Вась Данилов, (левый защитник) против тебя играет Папаиммануэль. Ты смотри, одни папы! Ну ладно, выйдете сами разберетесь». Вот и вся установка. Почему? Да потому что он нам доверял. Он знал, что я выйду, посмотрю, что из себя представляет этот Папаиоанну и сразу пойму, что с ним нужно делать. Поплотнее взять или сыграть на перехвате. Я это сразу определяю, и так в команде каждый из нас. В настоящее время, очевидно, это не так. …В то время нам все равно, кого обыгрывать было. Мы даже не думали, что играем со сборной Дании, сборной Швеции, сборной Англии. Мы выходили на игру и выигрывали. Мы знали, что мы должны были их обыграть.

- С каким настроем выходила команда ЦСКА на поле на чемпионате мира 1966?
- Я бы сказал – с очень ровным. Потому что, в принципе, мы для себя уже решили основную проблему – выйти в полуфинал, (это было главной задачей). Мы просто продлили свое существование, неожиданно для всех оказавшись в полуфинале, ну а дальше, как говорится – «назвался груздем, полезай в кузов»: вышли и отыграли.

- Кто из нынешних игроков сборной России подошел бы вашему легендарному составу сборной СССР 1966 года?
- Акинфеев и Игнашевич (Игорь Акинфеев - российский футболист, вратарь, заслуженный мастер спорта России, выступает за ЦСКА. Занимает 15-е место в списке лучших вратарей XXI века по версии IFFHS; Сергей Игнашевич — российский футболист, защитник. Игрок московского ЦСКА и сборной России. Заслуженный мастер спорта России. По количеству матчей за сборную России уступает только Виктору Онопко).

- В матче за третье место (на чемпионате мира в Англии в 1966 году) Португалия победила СССР со счетом 2:1. Каким вам запомнился португальский футболтст Эйсебио, который, кстати, стал лучшим бомбардиром (9 мячей) и лучшим игроком чемпионата?
- В этом матче – никаким, потому что к нему персонально был прикреплен наш лучший игрок европейского класса – Валерий Воронин, он не дал ему в этом матче ничего сделать. Все решили другие игроки.

- Ну, а как же звание лучшего бомбардира (9 мячей) и лучшего игрока чемпионата?
- Да, на этом чемпионате мира он забил много мячей. Одним корейцам он, по-моему, штуки четыре наковырял, и в итоге стал лучшим бомбардиром. Но, в принципе, я не отметил бы его как лучшего игрока чемпионата.

- А кого бы вы выделили?
- Великолепно играл Беккенбауэр (Франц Беккенбауэр, Германия) в составе сборной ФРГ, в английской команде там вообще все звезды были.

- Чему нужно и можно учиться нынешним футболистам у сборной СССР образца 1966 года?
- Молодые футболисты везде говорят и неоднократно подчеркивают, что мы медленно играли. Я посмотрел наши игры с чемпионата мира, и засмотрелся. Смотрел на одном дыхании. Да, были ошибки, но такого массового количества передач мяча, которое осуществляется назад и вратарю – такого у нас не было. У нас вообще не разрешалось отдавать мяч вратарю. Ты должен сам поднять голову, успеть сообразить и сделать острую передачу. А сейчас – сплошные парадоксы! Нападающий доходит до штрафной площадки противника и не знает, что делать, потому что перед ним защитник, он лучшего не придумывает, как отдать мяч полузащитнику, тот – центральному защитнику, центральный защитник отдает мяч вратарю, вратарь выбивает мяч в поле. Зачем? Что за глупости? Что за детские игры - «Передай другому»? Бесков там в гробу переворачивается! Сейчас игроки снимают с себя ответственность за исход матча.

- А если все-таки как-то по пунктам, чему стоит поучиться современным футболистам?
- Научиться смотреть немецкий футбол. Я не шучу. Мюнхенская «Бавария» великолепно играет. Мобильный, быстрый, страстный, интересный футбол и для зрителя, и для самих игроков. Не такая тягомотина сплошных передач, как сейчас.

- Говорят, что вы общались с Владимиром Высоцким?
- Да, было такое. Он к нам приезжал на сборы, в Архангельское. Играл на гитаре, пел. Очень простецкий, с первой минуты «свой товарищ», но быстро уехал, не остался даже поужинать.

- Кто из тренеров оставил добрый след в вашем сердце?
- Соловьёв (Сергей Соловьев - советский футболист. Заслуженный мастер спорта) и Бесков (Константин Бесков, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР). Константина Ивановича убрали из сборной СССР знаете за что? За то, что в 1964 году сборная команды Советского Союза на чемпионате Европы заняла второе место. Проиграли португальцам 2:1, и его сразу убрали. Посчитали, что это большой позор, мы должны только выигрывать.

- Видимо, в то время 2 место было – не результат…
- Да. Именно так. Только победа. Наверно, еще и поэтому наши и выигрывали.

- Если бы вы не стали футболистом, кем бы вы хотели стать?
- Нет, все равно бы я стал футболистом.

- В этом была предопределенность или это осознанный выбор? Ведь ваш отец, Алексей Пономарев, был фактически профессиональным футболистом, Нападающим, Заслуженным мастером спорта. Это наложило какой-то отпечаток на ваше решение «быть или не быть» в футболе?
- Это с самого начала мой личный, сто процентов сознательный выбор. Меня никто не приучал к футболу, никто не подсказывал, что делать и куда идти. Я все время гонял мяч во дворе, и потом сам пошел, определился в команду. Никто никому меня не показывал. Моя игра понравилась, начал играть за московское «Динамо». Мать не хотела, потому что отцу на поле ногу сломали, два раза. И мне потом тоже сломали, но это было уже потом. Так что – всё сам.

Пономарев – человек. ПЕРИОД: ПРОШЛОЕ
Владимир Пономарёв:
- Позвольте, я расскажу вам немного о моей «послефутбольной» судьбе: сейчас я человек на пенсии. Я не пошел в тренеры, потому что надоели бесконечные гостиницы, переезды…

- Можно уточнить, вам было не интересно тренерство в принципе или на тот момент вы просто устали?
- Я и устал, это раз, а потом – я не смог бы научить тому, что я умею сам. Я бы очень нервничал, психовал и ругался, это уж я про себя знаю. Поэтому я даже и не начинал тренерскую стезю. И после футбола, я же военный человек был, (ЦСКА - это военнослужащие), я был старшим лейтенантом, и пошел в Военный институт иностранных языков, кафедра физической подготовки и спорта, в качестве преподавателя, проработал там около восьми лет. Потом меня пригласили в спорткомитет Министерства обороны на должность заместителя начальника отдела кадров комитета Минобороны. Там я получил звание подполковника. И в конце своей военной карьеры я вынужден был уехать в Венгрию, потому что мой маленький сын (на тот момент) заболел астмой, и нам необходимо было срочно сменить климат, чтобы ситуация со здоровьем не обострялась. В Будапеште я был начальником отдела в управлении отдела кадров южной группы войск. Практически командовал войсками (при этих словах Владимир улыбается). Шесть тысяч прапорщиков в подчинении, с ума сойти … А потом, спустя время, вернулся в Россию.

- Чем занимались?
- У меня был здесь ресторан, на территории ЦСКА, японская кухня, и недалеко, (на углу Ленинградского проспекта), – еще кафе. На все денег у меня не хватило, я и так продал две машины, две «Волги», только на этапе становления и оформления. У меня только на «бумажные вопросы» ушло два года! Пробивал землю, делал фундамент, потом мои деньги закончились, и стал приглашать людей в соучредители. Жадным-то я никогда не был. Потом что-то закрылось, что-то осталось…

ПЕРИОД: НАСТОЯЩЕЕ
- Что же сейчас самое главное в вашей жизни?
- Что же, что же… У меня жена очень болеет. Она бывшая спортсменка, и сейчас страдает заболеванием крови. Серьезное заболевание, но длится уже лет 25. Лечится она в Германии, проходит курс лечения, я к ней периодически езжу. В России нам не могут помочь и, судя по всему, не хотят. Потому что нужно возиться. В Германии нами занимается немец-профессор, все на компьютере, все четко, всегда все готово. У нас же девка какая-то молодая в Институте гематологии сидит и говорит: «А оно мне надо?» И ничего я не смог сделать. Элементарно, когда нам надо было просто проколоть витамины, в том же Институте гематологии нам отказали, не стали ничего делать.

- А как они это обосновали?
- «Раз вы там лечитесь (в Германии), вот и лечитесь». «Раз вы нам не доверяете, вот вам за это» - логика такая.

- Как вы себя охарактеризуете как человека?
- Вы знаете, никого никогда не обманывал и по-доброму всегда относился к людям.

- Какой жизненный принцип считаете для себя основополагающим?
- Не подведи, не укради, останься человеком.

- Как вы считаете, вы что-то не успели?
- Нет, не «не успел», а не доделал. Тогда ума не хватило, а сейчас уже время упущено. Ни желания, ни сил уже нет. Потому что прежде чем что-то делать, надо сначала было изучить российские законы, а потом уже что-то начинать, а сейчас и, кроме законов, полно тех, кто «проконтролирует и закроет».

- Вы когда-нибудь пользовались своей «футбольной» славой? Вы пользовались именем «Владимир Пономарев»?
- Тогда, в наше время, «именами» никто не пользовался, потому что так было не принято. В советское время это называлось зазнайством.

- Была ли в вашей жизни «жертва во имя спорта»? Многие ради карьеры жертвуют семьей, здоровьем, друзьями… Жертвовали ли чем-то вы?
- Здоровьем, и не раз. Температура 39,0, а тебе говорят: «Володька, надо, милый, выходи! Подлечим тебя, чтоб сыграл». Выхожу на поле больной, отыгрываю матч, потом на следующий день – воспаление легких, и я не выезжаю со сборной в какую-нибудь страну. Как дурак, соглашался, зачем, спрашивается? Сейчас так не делается. Малейшая царапина, малейшая травма - и все, игрок не будет играть, потому что у него – контракт, деньги идут и ладно. А мы за деньги не играли, абсолютно.

ПЕРИОД: БУДУЩЕЕ
- Чего вы хотите от будущего? Есть ли конкретные планы?
- Нет, пожалуй, всё… Не хватает ни физических сил, ни моральных. Я сейчас в Российском футбольном союзе, мне удобно, и есть возможность почаще быть с женой. Сейчас для меня - это главное. …Играю в теннис три раза в неделю, езжу к себе на дачу, наслаждаюсь тем, что есть, дома частенько смотрим с супругой фильмы.

- Не могу не спросить, какой любимый фильм у легенды советского футбола?
- Вы, наверное, не помните, это старый фильм с Любовью Орловой «Весна». Очень нам нравится…

- Ваша философия успеха?
- Терпение, только терпение.

- Были ли у вас люди-идеалы, на которых вам хотелось равняться?
- Людей-идеалов не было никогда, идеалом были человеческие чувства, человеческие отношения… и совесть.

…После разговора с Владимиром Пономаревым меня обуревали противоречивые чувства. Я видела перед собой сильного человека, бесконечно влюбленного в футбол, в ту страну, за которую он играл, в тренеров и в свою команду… Но, наравне с этим я отчетливо понимала, что этот же человек тоскует по временам, когда при звуках гимна страны у спортсменов выступали на глазах слезы. От гордости, от восторга, от сопричастности к великой державе и просто Родине. А сейчас он этого не видит. Являясь гордостью, легендой советского футбола и всего СССР, он скромен, искренен, и по-настоящему доброжелателен. Немного грустный, немного усталый, он шутил обо всем, что хотел сказать между строк. Всю свою жизнь посвятив футболу, обо всем, что касается российского футбола сейчас, он говорил очень сухо. Словно стыдясь того, что все его (и естественно – всей сборной СССР) победы, мастерство и заслуги сейчас практически перечеркнуты. В завершение хочется сказать одно: в лице Владимира Пономарева я познакомилась не только с талантливым футболистом, победы которого позволяют назвать его звездой советского футбола, но и с человеком, бесконечно трепетно относящимся к простым и вечным истинам: «Будь собой, люби родных, служи Отечеству». Оставаться Человеком гораздо сложнее, чем называться Легендой, согласитесь.

Екатерина Вейс



Рецензии