Жить без бога?

   Довольно часто встречаю своих знакомых, которым уже далеко за восемьдесят лет. Бодрые в меру своих сил, энергичные в рамках дозволенного телом, крепкие умом и духом. Их жизненная философия проста: пока живем, а там - будет как со всеми. Нет в них уныния и рассуждений о том, чего не понимает никто.

Философия их особо не интересует. О боге и не задумываются. Церквей в наших краях, отродясь, не строилось, ни в старое ни в новое время. А люди живут. И, похоже, беспокойство у них вызывает только одно: чтобы не слечь надолго, а уйти - так сразу. Еще верят в то, что так и будет. По принципу – бог дал, он и взял. Но понимание бога у них очень расплывчатое, больше схожее с двумя вещами: жизнь и совесть.

В чем же секрет, их сравнительно спокойной старости?

…Когда ты молод, то не замечаешь жизни. Потому что воспринимаешь то, чем живешь - как должное.  И уверен, что так будет всегда. Но, когда  заканчиваются приобретения, приходит старость и начинаешь думать, для чего, допустим, бог, сохраняет твою жизнь?  Для того, чтобы ты сумел понять и оценить потери, которые начинают преследовать тебя везде и всюду?

Сначала ты ощущаешь как тебя подводит тело. И все больше и больше вещей становятся недоступными, потому что уходят твои возможности. Потом настают потери желаний. Поначалу это раздражает, вызывает неприятие и даже бунт, но, потратив время на бесцельные попытки жить, так как жил прежде, понимаешь их тщетность и смиряешься.

Следом за этими, сравнительно малыми неприятностями, приходят другие. От тебя начинают уходить люди, которые нуждались в тебе и были нужны тебе. Мужчины, женщины, товарищи, друзья, родственники. Они уходят безвозвратно, и, после возврата с очередной церемонии похорон,  ты снова, негодуешь на несправедливое устройство мира, обрекающее тебя на одиночество и тоску. Но, понимая неизбежность процесса, смиряешься и с этими потерями, воспринимая их как длинную череду событий, в которых, по какой-то причине, пока еще нет места для тебя.

Может быть это заставит больше ценить свою жизнь и благодарить за нее  бога? Но вряд ли. Напротив, снова назревает бунт, потому что видишь, как уходят люди более достойные жизни, чем ты сам. Согласитесь, странная, совсем не христианская готовность к самопожертвованию в пользу тех, кто уходит из жизни не в свое время. Самопожертвование вне всяких религий, а только исходя из сострадания и непонимания нарушения справедливости от "самого Вершителя судеб".

...И снова, на место бесполезной попытки изменения жизненных циклов, приходит смирение перед неизбежностью. Это не страх. Страха нет. Пожалуй, даже любопытство: что же там, за неведомой чертой и почему твои ушедшие товарищи, всегда делившиеся с тобой за стаканчиком водки, при жизни,  сокровениями своей души – молчат. Наглухо. Забыв о тебе напрочь, оставив память о себе всем живым и тебе лично. Чтобы помнил и мучился. Только чем мучиться? Жалостью? Так ее нет! Состраданием? Нет и его, так как бессмысленно жалеть тех, кто ушел, если не нарушено правило справедливости: смерть, как и все в жизни, должна быть оправданно и справедливой. Умершим по чести все равно, а люди, рыдая на похоронах, плачут о себе, так как страшно им, а не тем, кто умер. Воистину: «Мертвые сраму не имут!». Дополню: они, не имут ничего, так как - нет места земному там, где они сейчас. В любом случае и при любом раскладе, навыки, приобретенные при жизни, им не пригодятся: там что-то другое или ничего, от слова совсем.

И приходит время, когда начинается усталое безразличие к потерям и мыслям о них. И жизнь измеряется только количеством бесцельных и утомительных часов. И приходит нетерпение в ожидании конца. Хотя, я уверен, что если умирающий мог бы сказать сокровенное, то сказал бы примерно так:  - Слышишь, парень! Жизни много не бывает. Ах, как она коротка. Прожил и не заметил…

Возможно, в последний миг человек понимает то, чего не смог понять при жизни. Но изменить прожитое, как и измениться самому, уже нельзя. Или можно?

Я думаю что – да! Для этого нужно уметь быть счастливым. Счастливый человек не ищет скрытых от него смыслов, так как не нуждается в этом. Он живет полноценной жизнью среди своего счастья. И если подумает о религии, философии, то только из интереса, чтобы расширить свой личностный кругозор мысли. Не более этого. Но когда стандартный человек внезапно уходит в религию или изучает философию, не являясь профессионалом в этих сферах, это означает что он ощущает дискомфорт в своей жизни и потеряв в ней что-то, потерял уверенность в себе, и в правильности прожитого им. И ищет опоры или оправдания для своих сомнений и страхов.

Выход один: человек должен жить среди людей и для людей, оставаясь при этом человеком. Это ли, не есть то, что мы понимаем как счастье и внутреннее душевное равновесие?  Счастье - вещь коллективная. Иначе, счастье только твое, превратится в банальное самоудовлетворение.

Счастливые - часов не наблюдают. И нет ничего странного в том, что, когда я примеряю эти рассуждения к тем пожилым, о которых упоминаю в начале текста, находится пояснение их спокойствия. Им не о чем сожалеть, так как они прожили достойную жизнь с чистой совестью. И заслужили счастье уважением от людей.
А бог? Ну, товарищи! Если он есть, и отвернется от таких людей только за то, что они жили по совести и не восхваляли его, не думали о нем, а думали о людях и о себе, то зачем он им нужен? И они, мои дорогие старики, понимая это, усмехаются: не возьмет и не надо. Как-нибудь справимся сами…


Рецензии