Оскар за смех

"Всё, везде, и сразу" - полная дребедень, но я честно (дважды!) досмотрел до сцены, с превращением пальцев в сосиски, где мозг мне совершено отказал, и погрузил во воспоминание эпизода пьянки двух университетских приятелей по фамилии Степанов и Куцепалов (sic!). 

У Куцепалова был прикол: в середине пьянки показывать свои пальцы и требовать от собутыльника, чтобы тот их сосчитал. Типа: если ошибся, то следующую пропускаешь.
Так поступил он и на сей раз,  на что вырубившийся приятель, которому и без того было плохо, потребовал, чтобы он убрал от него свои псевдоподии.

Этот рассказ у него описан в его журнале под ником humus, но я всегда считывал, что он сказал "псевдоподобия", что на мой взгляд выглядело черезвычайно остроумно, учитывая фамилию товарища. В общем, какой-то парадоксальный ход мысли вынудил меня оставить просмотр, вернуться к первоисточнику, загуглить слово "псевдоподии", и обнаружить, что все эти годы я ошибался, приписывая ему то, чего он не говорил.

"Псевдоподии, или ложноножки, — цитоплазматические выросты у одноклеточных организмов и некоторых видов клеток многоклеточных. Используются клетками для передвижения и ловли крупных частиц".
Тоже смешно, но иначе. Ближе к эстетике создателей "Всё везде и сразу", я потому сразу и переключился с фильма на воспоминание.

Смешное - по большей части, приписываемая объекту характеристика, - основанное на нашем невежестве. Так смешными раньше казались людям очки и шляпа, фамилии людей и вообще, черт знает  что. Шутники готовы высмеивать длинные носы, акцент, рост, вес, физиологические процессы, ошибки, оговорки, нелепые положения. То есть, по большому счету, смех - это ошибка. Не случайно Гоголь,  в конце "Ревизора", словами Городничего, восклицает: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!"
Ну, так ничего не изменилось, вот мы и досмеялись до Оскара.


Рецензии