Шанхай моего детства. Продолжение

Шанхай моего детства. Продолжение

                «Шанхай моего детства».

                Первый класс или «Здравствуй  школа»
      1951 год. Вот и подошло время собираться в школу. Многие девчонки с нашей улицы, чуть постарше, уже закончили первый, второй класс. Кто-то взахлёб рассказывал, как интересно в школе, как здорово уметь читать, у кого-то было совершенно другое восприятие. Конечно, хотелось увидеть, узнать всё самой. Самой читать книги, которые приносили из библиотеки старшие братья, а ещё лучше самой ходить в библиотеку, брать  и читать свои книги.
       А пока была подготовка. Купили учебники, тетради, карандаши, ручки, чернильницу. Мама сшила школьную форму. Сатиновое светло-коричневое платье, длинное, на вырост, и два ситцевых фартука, белый – праздничный и черный повседневный. К воротнику, стоичкой, пришила простой белый воротничок. Папа сколотил из фанерки маленький чемоданчик, который закрывался тонким металлическим крючком. Покрасил его красивой коричневой масляной краской. Как он мне поначалу нравился.  А ещё выточил пенал для ручек и карандашей из блестящей нержавейки. Тяжёлый, с узором. Как он меня однажды подвёл, когда выпал из парты и с грохотом покатился между рядами.
      И вот, первое сентября. «Первый раз в первый класс!» Я сама аккуратно с вечера сложила в свой чемоданчик букварь, тетради в клеточку, в линейку, тетрадь – пропись, в которой были напечатаны буквы, остро заточенные папой карандаши. Тетради для первоклашек были в крупную косую линейку. А писать вначале учились карандашами по прописям. Спала ли я в эту ночь? Наверно, просто промечтала, прокрутилась. Утро, семь часов. Всё готово. Надето платье, заплетены косички. Пьём чай и вот, мама берёт меня за руку,  и мы шагаем. В школу. Тёплый осенний день. Чуть пасмурит. Волнение и ожидание чего-то нового  неизвестного торопит и торопит меня. А дорога до школы кажется такой длинной. И вот, наконец, она, моя школа. Школа имени М.Горького.
      Невысокая широкая лестница перед входом. На ней стоят и ждут учеников учителя, директор И.А.Балахонов и завуч –Мария Александровна Коробейникова. А вокруг уже толпятся нарядные нетерпеливые первоклашки и более спокойные ученики постарше. Директор поздравляет всех с началом нового учебного года. Знакомит малышей с учителями первых классов. И вот мы собираемся возле нашей учительницы. Анна Александровна Сомова, класс «1-А». Становимся парами, строимся, и Анна Александровна ведёт нас в учебный класс. Мама помахала мне рукой. На лице улыбка, а на глазах слезинки. Поднимаемся на третий этаж, класс крайний слева. Крайние справа три окна,  если смотреть с улицы. Забегая вперёд, скажу, что поучиться пришлось в разных аудиториях. И наш последний десятый учебный класс  был на первом этаже крайний слева ( с улицы). И всегда, когда иду мимо своей школы, мысленно прохожу по всем этажам с верхнего первого класса до нижнего – десятого класса. И вспоминаю, вспоминаю…
      Первый звонок! Анна Александровна рассадила всех по партам. Пока по росту. Я сижу рядом с Валей Илюхиной. Это скромная и спокойная,  с добрым нежным лицом и светлыми косичками девочка. Нас сорок девочек, сорок учениц первого класса. Какие мы все разные. Разглядываем друг друга и ждём начало урока. Практически ещё никто не умел читать, писать.
       Итак, началась совершенно новая удивительная жизнь. Вставать приходилось рано. Школа была довольно далеко, на дорогу уходило полчаса быстрым шагом. Приходилось спешить, чтобы не опоздать. Учебный день начинался с утренней зарядки. В коридоре первоклашки выстраивались рядами. На невысокой сцене школьная пионервожатая показывала упражнения, а мы повторяли. Потом все расходились по учебным аудиториям. Предметов в первом классе было немного. Русский язык, чистописание, чтение, арифметика, рисование, пение и физкультура. Писать сначала учились карандашом по разлинованной в косую линейку прописи для первого класса, в которой были каллиграфически напечатаны разные элементы букв и сами буквы.  А цифры писали в тетрадях в клеточку. Также была оформлена и чёрная классная доска. Одна половина разлинована в косую крупную линейку красного цвета, как в прописи для первоклашек,  другая в клеточку. Первую четверть все писали карандашом. Учились выводить прямые линии, закруглённые, потом буквы и цифры. Со второй четверти, а то и со второго полугодия, начинали писать чернилами. Сколько было радости, когда Анна Александровна разрешила писать ручкой. А ещё были уроки внеклассного чтения, на которых Анна Александровна читала нам сказки и рассказы для детей. А когда мы выучили все буквы и научились читать, то читали уже сами по очереди. Всем хотелось показать свое умение, тянули руки, чтобы Анна Александровна вызвала к доске. Помню почти всех одноклассниц. С некоторыми подружились и до сих пор общаемся, перезваниваемся. Галя Дементьева, Галя Фролова, Валя Жерикова. Некоторых уже нет, но осталась память. Наташа Когос, Тамара Бородавкина и другие. Как интересно было учиться. Но ещё интересней было возвращаться домой и рассказать маме обо всём, что было на уроках.  «Мама, я сегодня писала буквы на классной доске. Они у меня хорошо получаются. Анна Александровна меня похвалила».
      Анна Александровна! Удивительной душевной красоты человек. Невысокая, уже пожилая женщина, с добрым лицом и ласковой улыбкой. Я не помню, чтобы она повысила на кого-то голос. На перемене возле неё всегда толпились ученики. У всех были свои вопросы, всем было интересно пообщаться с учительницей. У неё был старенький, уже потрёпанный кожаный портфель, в котором она носила наши тетради домой на проверку и обратно в школу. Мы иногда помогали ей и по очереди несли портфель, когда было по пути. Часто бывали у неё дома, когда делали классную стенгазету. Писали, рисовали, пили чай. Были другие замечательные учителя. Иван Иванович Тарасенко – рисование. Павел Иванович Чирков – физрук, любимый учитель многих и многих учеников школы, воспитавший не одно поколение спортсменов. Наша вожатая Лена…
      В третьем классе  у нас появились мальчишки.  Перевели учеников  из школы им. Пушкина. Любопытство, разговоры, шепотки… Поначалу сторонились друг друга, но как-то быстро освоились, жить и учиться стало интересней. Мальчики. Разные. И тихие спокойные, и хулиганистые. Костя Малышев. Скромный, рассудительный. Учился отлично. И от всех отличался спортивной выправкой. Уже тогда занимался в секции художественной гимнастики. Будущий чемпион школы по гимнастике. Наверно, все девчонки были влюблены в него. Красавец Володя Зебзеев. Небольшой, но крепкий черноглазый и черноволосый Миша Сухомесов. Всегда замкнутый, неразговорчивый Женя Ефремов. Мой сосед Толя Крепышев. Владик Зюзин, которому трудно давалась арифметика, и Анна Александровна попросила меня проводить с ним дополнительные занятия. Вот и учили вместе уроки.  С кем-то проучились до десятого класса, кто-то по разным  причинам уходил в вечернюю школу, или в училище. Приходили и новенькие.
      А сколько интересных, занимательных историй вспоминается о школьных годах.
Как-то очень торопилась домой, настроение было приподнятое, весело махала своим чемоданчиком. И вдруг, крючок сорвался, чемоданчик раскрылся и всё содержимое  выпало на грязный весенний асфальт. Чернильница вдребезги. Тетради, учебники рассыпались. Настроение вмиг испортилось, из глаз слёзы. Собрав всё в злополучный чемодан, еле-еле зашагала домой. Но, мама успокоила, папа исправил крючок,  и на другой день снова пошла в школу с новыми тетрадками, высушенными и почищенными учебниками.
      Помню первый коллективный поход в кинотеатр «Авангард» всеми первыми классами, и моё первое кино «Первоклассница», а потом незабываемая «Лесная быль». Восторг и воспоминания на всю жизнь.
      На улицах города кое-где были установлены радио – чёрные тарелки. Можно было иногда остановиться и послушать новости или музыку. Ещё не у всех  дома были радиоприёмники. Помню в 1953 году, когда умер Сталин, вещание было непрерывным. Мы шли в школу, а возле радио толпился народ, люди плакали. И мой глупый вопрос маме: «А кто теперь будет Сталиным?»
      А по утрам и вечером город будил и давал отбой дневным делам заводской гудок.
Обычно летом, заигравшись, мы и не думали о времени. Белые ночи, светло, интересные игры. И вдруг гудок, длинный протяжный. Одиннадцать часов, пора домой.
     Готовясь к воспоминаниям о школе, я достала папин архив, в котором он хранил все мои табеля успеваемости, с первого по десятый класс, мои детские рисунки на каких-то обрывках бумаг, на сшитом им из старых ненужных чертежей блокноте. И всегда неизменная, корявыми буквами надпись: «Папе от Гали. Целую». На некоторых рисунках папиной рукой поставлена дата. 24 февраля 1951 год. Значит, буквы я уже знала.
А ещё папа сохранил мою первую «Похвальную Грамоту за отличные успехи и примерное поведение», полученную после окончания четвёртого класса. На грамоте портреты вождей – Ленина и Сталина. Папа сделал для неё рамку, и очень гордился моими первыми успехами.
      Быстро пролетели четыре учебных года начальной школы. Мы подросли, подружились, научились читать, писать. Впереди пятый класс, много новых предметов, новые учителя, новые интересы. Но неизменным осталась на всю жизнь, полученная в школе любовь к книгам, интерес ко всему новому, верность дружбе, доброта и отзывчивость.
      И всё это было почти семьдесят лет назад…


Рецензии