Мысли на заметку. 21 ноября 2010 года
_________________
Две важные вещи, о которых думал и которые не записал вчера.
1) Странное отношение к людям в рясах, как будто они монополизировали истину. Вопреки им нужно говорить как-то так: да, но… Вроде бы соглашаясь, но добавляя какие-то оттенки смыслов… И это ужасно.
Кольридж: «Кто полюбит христианство больше истины, тот потом полюбит свою церковь больше христианства, а закончит тем, что полюбит себя больше всего». Порочный круг.
2). Толстой в сравнении с Ге, Страховым, Урусовым, даже сыном Андреем — не любил Черткова (по версии клерикалов, это — злой искуситель). Зачем же Чертков ему был нужен? Толстой всё очень хорошо сделал: Чертков — это орудие документирования толстовского миросозерцания. Благодаря этой работе Толстого нельзя мифологизировать, как Христа. Будду, Сократа, и пр. И поэтому церковь ничего не может с Толстым сделать. Он ДОСТУПЕН.
Толстой на этих поплавках: «Война и Мир», «Анна Каренина» и пр. — подвесил и задокументировал то, что церковники с удовольствием бы утопили. Но теперь им этого не удаётся, несмотря на ореол пострадавших.
_________________
Закончил XXIV гл. «Старика». http://proza.ru/2012/04/17/1714
Свидетельство о публикации №223031400586