Женские дни в литературе

Множество проблем, окучиваемых сейчас в литературном мире, всё-таки гендерны.
Ещё точнее - это женские проблемы.
И связаны они с тем, что в последние годы по пути писательства зашагали легионы женщин.
Это всё правильно и логично. Литература - женская стезя, и где ещё женщине так не проявлять себя, как в искусстве слова, которое ей самим Богом завещано и даровано.

Но наряду с бесспорными способностями к изящной словесности женщина принесла в литературу и свои кровные проблемы.

Почему слова "женское чтиво", "женская литература" часто произносится с лёгким пренебрежением?
Именно из-за женских качеств, которые сейчас наблюдаются массированно. Они сейчас вообще изо всех сфер выплёскиваются и требуют к себе внимания. И где-то они решаются, где-то продолжают игнорироваться - навлекая на себя возмущение общественности - но в литературе они особенно видны.

Это.
  Повышенная потребность в комфортабельности.
  Излишняя тревожность, в связи с этим - непереносимость критики.
  Несмелость, осторожность, боязнь выходить за рамки установленных правил.
  Страх перед экспериментами и новаторством.
  Зависимость от окружающего мнения.
  Неприятие обобщений, как общей картины мира.
Ну потому что картина мира - это масштабы, это политика, а у женщин свой мир, и в нём куча проблем и без геополитики.

В общем, я всегда считала, что писатель - это особенная структура личности.
Женщина-писатель - это как женщина-кинорежиссёр, или как женщина-авиатор. Как женщина-космонавт. Как женщина-президент.
То есть, это женщина, обладающая особенной психологической структурой и специфической широтой мышления. Бесстрашная, мужественная и с ярко выраженным публицистическим сознанием.

Ну, потому что писатель - это человек, первым улавливающий веяние времён. Ещё ничего не произошло - а он уже почуял этот ветер перемен. И, даже не осознав его, уже превратил в художественную ткань.
По всему по этому я себя писателем не считала - у меня не хватало для этого многого - ответственности, мужества доводить дело до конца, знаний о мире, неумение планировать... Да, меня вполне хватало на красивые зарисовки и даже на более крупные вещи - например, повести, но я прекрасно осознавала, что это несерьёзное баловство.

Но вот сейчас, в последнее время, я вижу, что в мир хлынуло именно вот это всё, что я всерьёз не принимала.
Это очень интересное явление - женская литература. И в принципе, всё понятно с ней. Женщине хочется быть защищённой, любимой, красивой, нежной, слабой, но при этом покорять опасных и могущественных драконов. А поскольку в жизни это всё не очень получается, об этом хочется читать. И писать тоже.
Это всё понятно. И это очень хорошо.

Плохо то, что медленно и верно особенности одного-двух жанров распространяются на всю литературу.
Ну, потому что основные читатели женской литературы - это всё-таки женщины. А женщины хотят читать сказки. Потому что в них всё предсказуемо и хорошо.

Коммерсант от литературы это видит и понимает: женская литература - это выигрышно. Начинает её окучивать и подкармливать.
Женщина по своему гендерному менталитету любит оставаться в рамках - и писательницы, и читательницы. Значит, коммерсанты требуют не выходить за рамки. Издательства тоже боятся выходить за рамки и предпочитают строго выдержанный жанр.
Значит, творческий рост авторов прекращается. Зачем куда-то расти, раз всё и так хорошо? Это логично.
Единственное, что может стимулировать рост - это состязательность. Но она опять носит больше женский характер: сравнивать не себя с собой, а сравнивать себя с другой.

В итоге вся многообразная необъятная вселенная художественной литературы медленно и верно начинает делиться на две большие категории - развлекательная литература и "заумная" литература.
Заумная - это та, что заставляет думать. Обычная классика - она, конечно, заумная. Вообще, всё "заумное" уже написано - в 18, 19 и 20 веках. В основном, кстати, мужчинами. Ну, и хватит уже почитать на любителя.
А в массе сейчас все хотят отдыхать и развлекаться. И будут покупать это.
Это коммерческая составляющая.

Теперь - авторская.
Автору, чтобы расти, нужно уметь себя оценивать. То есть, критически относиться к своему творчеству.
Однако, сплошь и рядом звучат пламенные призывы двух типов.
Со стороны коммерсантов: душите в себе критика, он вам мешает работать. Ну, это понятно: автор будет слушаться критиков и бросит писать, коммерсант потеряет прибыль.
Со стороны авторов: как вы смеете меня критиковать, я вас не просил, уходи, противный.
У авторов есть такое убеждение, что он сам, без критики, как-нибудь разберётся.
В итоге творческий рост со всех сторон перекрыт.
А серьёзная критика пришиблена общественной повесткой щадить бедных женщин.
Мир уже совсем помешался на сверхгуманизме и бережном отношении к настроению сограждан - забавно, что это происходит в эпоху повальной матерщины - но это отдельная тема.

Да, я утрирую. И знаю, что со временем как-то всё разгребётся, но я описываю сегодняшнюю ситуацию.
Сегодня пока так. Мы все погрязли в детском саду и младшем школьном возрасте.
И это при том, что основная задача литература не баюкать, а пробуждать. Слово в литературе должно быть смелым, дерзким и будоражить сердца и умы людей.
И в первую очередь оно должно быть неподкупным.
Пока же оно успешно тётешкает и успокаивает. А о неподкупности уже и говорить смешно в эпоху недоразвитого капитализма.

Да не, это тоже неплохо, но это ведь всего лишь этап. Что-то должно за ним прийти.
Вот что? Меня вот эта беспрецедентная ситуация очень интересует.
И должна сказать, что я пока ветра перемен не чую...

Но, может быть, кто-то и чует... И тогда, и тогда - мы это услышим...


Рецензии