Гениальный... до смерти

Успешный юрист Фачио Кардано из итальянского городка Павия, расположенного в 35 километрах к югу от Милана, не собирался заводить детей. И рожденного в 1501 году от связи с молодой Кларой Мичери мальчика признавать своим не хотел. Ребёнок не вызывал у него никаких отцовских чувств, дохленький, кричит, дергается, совсем на него не похож. Зачем ему такой подарок? И воспитывать его он не собирался, уступил лишь настояниям родственников, у которых появился любимый внучок, которого назвали Джероламо, и Клара упросила не бросать ее. 
Джероламо рос неказистым, часто болел, один раз чуть не умер, неизвестно от какой болезни, потом так же внезапно выздоровел. В общем, со всех сторон странный малыш. Что хорошего из него выйдет?
Но вот какая странность проявилась у Джероламо в раннем детстве. Едва  отец научил его читать, как сыночек сам стал лазить за книжками. Потом сидел на коврике, водил пальцем по строчкам, бубнил что-то себе под нос. Понимал ли то, что читал? Нет, конечно, рассуждал отец, не дадутся ему знания, куда ему дохлятине, пусть будет у меня хоть книгоношей. И в самом деле, когда Фачио шел к себе на работу в адвокатскую контору, то брал с собой Джероламо. Но не для образования, а в качестве носильщика. Ребенок до семи лет таскал отцовскую сумку с юридическими справочниками, бумагами, письменными принадлежностями.
Позднее у Джероламо проявилась новая странность, оказывается он научился-таки бегло читать. И когда его спрашивали о прочитанном, он точно пересказывал содержание. У этого заморыша прорезались зубы и мозги? Он соображать начал? Задавал вопросы?
Волей-неволей пришлось отцу обучать малыша письму, арифметике, геометрии. И эта кроха к его удивлению быстро научился складывать, вычитать, умножать, делить. Он стал чертить. У него появились способности!
Пусть читает, размышлял отец, получит образование, может быть, освоит профессию адвоката, не останется без куска хлеба.
С возрастом Джероламо заметно поумнел, он не только освоил все те науки, которые преподал ему отец, но проявил интерес к астрономии, физике, геометрии, по своей инициативе занимался медициной, его привлекали свойства разных снадобий, их воздействие на выздоровление человека. Он смешивал микстуры, пробовал их действие на себе.
Будет врачом? Что ж неплохой выбор. И когда в 1520 году Джероламо, 19-летний парень, решил поступать в университет в Падуе на медицинский факультет, в семье все одобрили его решение, врач - это большая польза для всех.
Во время учебы он удивлял окружавших тем, что создавал собственные мази, настойки, в анатомическом театре бесстрашно резал трупы, искал пораженные болезнью органы, изучал их, хотел установить причину, источник болезни.
Одним из лучших он окончил университет в Падуе, университет в Павии закрыли по каким-то причинам. В 23 года  Джероламо получил ученую степень доктора медицины. Пора было приступить к практике. Врач профессия хорошая, клиентов много, значит,  деньги у него будут.
Но тут проявилась еще одна странность - Джероламо деньги особенно не интересовали. Не интересовали его и высокие должности, которые ему предлагали. Он хотел большего, он желал признания его… гением. Именно так. Почет и слава ему ему не помешали бы.
И самое удивительное, что своими учёными успехами он доказывал, что достоин почёта и славы. Но вот уровень гения… Не слишком ли далеко замахнулся? Кто они такие эти гении, что из себя представляют?
В древней римской мифологии — это были личные духи каждого, которые помогали человеку проявлять его лучшие свойства. А вот во времена императора Октавиана Августа это слово приобрело его нынешний смысл - выдающееся вдохновение, талант и в результате великие услуги человечеству…
Джероламо нередко спорил с отцом, который требовал от него не разбрасываться, служить одному делу. Выбрал медицину, становись врачом, хочешь конструировать кареты, создавай мастерскую.
Джероламо шел своим путем, путем Аристотеля - многознание увеличивает простор мышления и создает базу для результатов…
Он спорил с отцом, приводил ему примеры, греческий философ Пифагор был признанный гений. Но он же был мистик. И утверждал, что числа правят миром и был прав. Он сумел доказать теорему, в которой  квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен…
Другой греческий философ Парменид, тоже гений и доказывал, что кроме бытия ничего другого нет. Аксиома? Небытия быть не может. Он прав? Прав! Гений! Аристотель был величайшим гением.  Многознающий человек, он обогнал свое время на века и его логика оказалась неоспоримой.
Отец смеялся над ним. Какой ты гений, посмотри на себя в зеркало, не испугайся, ни ростом, ни внешностью…
Джероломо перебивал его: «Ты видел Аристотеля, отец?» «Нет, конечно, — хмурился отец». «Он гений?» «Безусловно, он великий творец, создатель…»   Джероламо снова останавливал его: «Так вот знай, Аристотель был коротконогий, шепелявый, с маленькими глазками и обожал наряжаться…»
Отец смолкал. Сын давно побеждал его в спорах. У Джероламо появились многие образцы для подражания. И он не сомневался, что о нем тоже скажут, что этот человек действительно достоин называться гениальным.
В 25 лет он был уже ректором университета. Казалось, добился большего, о чем можно было мечтать, но неугомонный характер гнал его дальше, выше. Он хотел объять необъятное? Вокруг тебя Бытие, а он стремиться в Небытие? Чтобы узнать, есть ли оно или…? А куда уходит душа человека после жизни? Пифагор, был уверен, что душа никогда не умирает, она переселяется в другое тело. И так до бесконечности…
Джероламо уехал из Падуи, ему там стало скучно, не было ему там равных, его манил Милан. Вот где можно было проявить свои великие дарования. Он поступил в университет, стал преподавать математику, его возвели в ранг профессора. Что еще надо? Он продолжал заниматься медициной, предложил для омоложения организма, для устранения всех его болезней - переливание крови. Нонсенс? Нет, от здорового к больному, новую чистую кровь и больной начнет выздоравливать. Он доказывал это на примерах и пошел дальше, начинал лечить больные суставы магнитом, успокаивал боль и тем самым предвосхитил магнитотерапию. За достигнутые успехи его приняли в коллегию врачей. Он лечил именитых людей. К нему в очередь становились профессора. Этого ему все равно было мало, мало...
Наконец Джероламо Кардано заинтересовался Папа Римский, приглашал к себе, предлагал ему должность лейб-медика. Святой отец был бы рад с ним познакомиться лично. О Кардано столько разговоров. Джероламо готов был согласиться обслуживать Его Святейшество, вступил в переговоры…
Но срочные занятия отвлекли его от дальнейших действий.  Джероламо неожиданно увлекся темой тонких материй. Он написал трактат, который стал учебником по статике и гидростатике. Эта книга служила учебным пособием в университетах до XVII века. Он делал одно открытие за другим.
Невольно вернулся к механике. Точнее, к нему обратились владельцы карет. У них была одна общая проблема -  мучила ломка осей. Дело в том, что при проезде по большим неровностям, создавались перекосы, возникали чрезмерные нагрузки на оси, нередко они лопались, колеса отлетали, карета падала. Хорошо, если не опрокидывалась. Она была обездвижена... Если не было бы запасных осей, кричи караул.  Кто поможет в таком случае? Каретные мастерские располагались не на каждом углу. Сделать оси из металла? Этоне решит проблему, металл тяжелый, не гнется, на ухабах одно колесо повиснет в воздухе, на другое ляжет вся нагрузка, это может привести  к большим  печальным последствиям. Дорогие кареты возили принцев и королей, форейторам достанется, если ось выйдет из строя, его обвинят во всех грехах. Оси должны иметь в середине какое-то устройство, которое вращалось бы под углом и тогда колеса равномерно поднимались бы и опускались.
Идею кардана подавали и до Джероламо, но он первый разработал чертеж, создал модель крестовины и предложил использовать ее на практике. Так в дальнейшем появился знаменитый карданный вал. Так Джераломо Кардано увековечил свое имя. Разве не гений?   
Джероламо женился. У него появились дети, двое сорванцов. Ими надо было заниматься. Но у отца времени на воспитание не хватало, и парни росли сами по себе, они в ни в чем не были на него похожи. Подросли и началось…
Старший сын спутался с падшей женщиной, которая ему изменяла. В пылу ревности он ее убил. Состоялся суд, парня приговорили к смертной казни. Джераломо пытался спасти его, но куда там? Судьи с ним и разговаривать не стали. А будет вмешиваться в дела судей, призовут на помощь…
Он чуть не заболел от переживаний, метался, места себе не находил, уехал в Болонью, думал там развеяться, забыть о случившемся кошмаре. Но кошмар имел продолжение. Младший сын, его последняя надежда, пристрастился к азартным играм, играл в кости с утра до ночи, у него образовались долги, он воровал у отца деньги, чтобы оплатить их. Его надо было спасать. Только все было бесполезно. Поздно спохватился отец.
Джераломо понял, что в погоне  за славой, признанием его  гениальности, он потерял своих сыновей.  Но он понимал и другое, от сумасшествия его спасала работа. Так появилось новое увлечение - создавать гороскопы. Занятие для всех христиан того времени запрещенное. Обратившегося к гороскопам могли обвинить в сношении с потусторонними силами. Слуги святой инквизиции строго следили за попытками некоторых астрологов подчинить звезды своей человеческой воле, расписывать с помощью небесных светил человеческие судьбы, определять даты рождения, смерти. Кто будет предсказывать будущее по сочетанию звезд, тот достоин костра! Рождением человека и уходом его из жизни - всеми этими процессами управляла церковь! И никто из простых смертных не имел права вторгаться в её закрытую обитель.
Но Кардано увлекся астрологией и перешел к звездам. Гороскоп по-гречески означал наблюдатель за звездами, за их положением в определенное время и на основе сочетаний с датами рождения человека можно было выстраивать его судьбу, его гороскоп, то есть опираться на предсказания звезд. Богатые граждане пошли к нему на поклон, заказывали гороскопы, предлагали большие деньги. Он увлекся, интересное занятие, денежное к тому же.
В конце концов, если он служит другим людям, почему не послужить себе. И Кардано сделал свой гороскоп. Наблюдал за звездами, их перемещением, стал подсчитывать и, увы, звезды дали ему плохое предзнаменование, впереди его ждали сплошные неурядицы, болезни, ссоры с духовными лицами, заточение в казематы… И никакого предначертания гениальности. В чем дело? Он решил все снова перепроверить составил гороскоп на… Иисуса Христа. Увлекся до такой степени, что в разговоре с кем-то случайно признался, что хочет узнать действительную судьбу основателя христианства… Как всё было на самом деле, ну и непорочное зачатие, как его понимать… Проговорился.
У него появились враги. Чем выше он поднимался, тем внизу их становилось всё  больше и больше. Они ждали своего часа, чтобы отомстить ему за величие.
На него донесли. Тут же появилась инквизиция, его допрашивали и отправили в подземелья одуматься и искренне признаться в своих ошибках. Он не выдержал пыток, написал Его Святейшему письмо со слезной просьбой освободить, немолод он, достаточно настрадался, проклинал себя за надменность и заносчивость, на свободе он будет вести себя смирно…
Папа сжалился, его выпустили. Но предупредили, сделает хоть еще один шаг к тому, чем занимался ранее, его снова в казематы и уже не выпустят.
Ему ничего не оставалось, как только предсказать свою собственную смерть. Она должна была настигнуть его в  декабре1579 года, когда ему исполнилось бы 78 лет. И ошибся. Первый раз ли? Умер на три года раньше назначенного себе срока. 21 сентября. Говорили, что он сам торопился уйти пораньше, устал от жизни, от переживаний и от своей гениальности.
Он оставил о себе воспоминания «О моей жизни», этим трудом он также старался увековечить свои имя и добиться признания во всем мире. Он исполнил своё желания и добился того, к чему стремился. Его будут так долго помнить… пока существует карданная передача.


Рецензии