Мои друзья из Голландии

Эту удивительную встречу я не забуду никогда. Работала в школе аула Большой Кичмай завучем и вела уроки истории. Красивый аул на ровном месте расположился у  горной реки Шахе. Высокие горы окружают аул, покрытые большими зелеными  деревьями, а осенью лес стоит  завороженный и золотой от листвы! Зимой лес сказочный в белых снежных шапках деревья! Природа вокруг сказочная! Около каждого дома растут сады- хурма, персики, орехи, виноградники.
Средняя общеобразовательная школа 90 носит имя Героя Советского Союза Айдамира Ахмедовича Ачмизова. Он был первым директором школы. На горном перевале в годы Великой Отечественной войны вел тяжелый бой с танками противника. Айдамир был командиром орудия артиллерийской пушки. Семь часов шел неравный бой с фашистской ордой. Бойцы все погибли, оставался один раненый  Айдамир и за командира и за заряжающего орудием и 10 танков подбил боец, горец, адыг по национальности так горячо Ачмизов А.А. защищая свой родной Кавказ! Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно! Как правильно сказано - И один в поле воин! Именно один, раненый Айдамир не сдался врагу, а вел бой до последней капли крови. Там, где воевал Ачмизов Айдамир фашистские танки не прошли!
В школьном дворе стоит памятник Герою Советского Союза Айдамиру Ахмедовичу Ачмизову. Центральная улица в ауле носит имя - улица Ачмизова.
Я приезжала на работу в школу с рейсовым автобусом раньше всех. Школа еще была закрытая. У меня был ключ от входной двери и я открывала школу, заходила в учительскую. Над моим столом висел большой портрет молодого и красивого Героя Советского Союза Айдамира Ахмедовича Ачмизова. Я с ним здоровалась, как с близким другом и просила благословения на сегодня! Так было всегда! Все десять лет, которые я работала в этой школе! Я любила детей, учителей, родителей и меня все принимали уважительно и дружелюбно!
Иногда школу открывала  первой уборщица Фенечка. Красивая, полная, добрая женщина. Встречались мы с ней с улыбками радостно.
С трехчасовым автобусом я торопилась из школы домой в Головинку.
В этот день я опоздала на рейсовый автобус и пошла пешком со своим портфелем. Дорога асфальтированная, если кто поедет , то обязательно подвезут и меня. Семь километров пройду за час.
Стояла осень, день был солнечный, радостный. В аул навстречу мне ехали только встречные машины. Я уже пешком  дошла до самого высокого места на перевале, там стоит, возвышаясь над всеми памятник  Защитникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Место очень красивое. Внизу долина горной реки Шахе. Она несет свои чистые воды к Черному морю. Разделяется  Шахе в долине на несколько отдельных притоков. В весенние дни таяния ледников в горах река заполняет всю долину своими бурными потоками воды. Стоят высокие будки на реке, как часовые от Водоканала и качают насосами днем и ночью родниковые артезианские воды с подземной реки Шахе. Весь город Сочи пьет эту чистую, вкусную воду с глубин подземной реки  Шахе, с ее родниковых чистых вод!
Вдруг я вижу, что остановилась около меня встречная машина. Вышли из нее красиво одетые люди и стали фотографировать памятник, вокруг природу, радостные возгласы услышала я на непонятном мне языке. Мужчина и женщина подошли ко мне. Представился первым красивый мужчина на плохо ломаном русском языке
- Меня зовут Барт Ютте, это моя жена Нел Адамс, а это моя дочка Каролин с мужем Арнольд. Мы отдыхаем в Сочи, в интуристе Дагомыс. Мы взяли машину в аренду и хотим познакомиться и посмотреть, как живут малые горские народы. Вы нам можете помочь? А мы Вас довезем на обратном пути туда, где Вам надо!
Я согласилась и сказала о себе на плохо немецком языке, что я учительница. Голландцы понимали немецкий язык, английский язык, французский язык и знали свой родной голландский язык! Как они обрадовались, что встретили русскую учительницу! Каролин тоже работала учительницей! Я раскрыла свой портфель, чтобы подарить своим новым знакомым открытки о Сочи. С каким любопытством они заглядывали в мой портфель, фотографировали, что у меня там. А в моем портфеле были учебники истории, план работы, школьные тетради и бутылка молока в стекле. Мы поехали обратно в школу, я открыла здание школы и гости из Голландии посмотрели наши классы, учительскую.  Много фотографировали меня с портретом Героя Советского Союза Ачмизовым А.А. На площадке игрались дети, подбежали ко мне, обнимаются со мной. Гости в восторге фотографируют нас. Пошли в магазин, там полки все пустые. Это был  1989 год - год перестройки. Прошлись немного по улицам аула, вернулись к школе и поехали назад. Едем, поем песню "Катюша", "Подмосковные вечера". Голос у меня красивый, гости радуются  от общения со мной, хлопают в ладоши, подпевают тоже, что-то мурлыкает  Нел на своем языке, Каролин с Арнольдом тоже подпевают. Но главное за рулем сидит и управляет машиной Барт, но не может скрыть своего восторга от встречи со мной, поет с удовольствием мои русские народные  песни!
Мы приехали к моему домику по улице Кичмайская, домик на два хозяина. Заходим ко мне. Одна комнатенка в одиннадцать квадратных метрах.
-Эта ваша дача?- спрашивают мои новые друзья.
-Нет, это мое основное жилье.
Им очень понравилось, что на стене в углу у меня висит икона Казанской Богородицы с младенцем Иисусом на руке. Чуть ниже на крышке пианино стоит портрет папы и рядом небольшой бюст Ленина. Они его узнали!
-О, Ленин у Вас рядом с папой - ветераном Великой Отечественной войны!
Я не знала, чем могу угостить этих людей! Побежала в сад и нарвала полную сумку плодов хурмы, нарвала целый букет лаврового листа. Гости мои подарки принимают.
У меня в большой кастрюле квасится виноградное вино. Предлагаю гостям, вино пока, как сок виноградный. Сначала сама выпила, чтоб они не боялись. Потом предложила Барту, он отказался, показывает руками, что за рулем нельзя пить!
Зато Нел, Каролина и Арнольд выпили по стакану молодого вина и еще больше заулыбались! Едем в детский сад  за моей маленькой дочкой Галей. Тоже столько восторга от встречи с ребенком! Они ее на руки поднимают, качают, подбрасывают кверху! У Каролин с Арнольдом еще нет детей, но уже Каролин ждет ребенка.
Мы расстаемся, жаль, но пора пришла расставаться, наступает вечер, им надо добраться до Дагомыса и сдать машину.
Мы расстаемся , чтоб встретиться вновь! Адрес мой они записали.
А потом пошли добрые письма с фотографиями, посылки с детским вещами и игрушками! Я написала своим друзьям в Голландию, что у меня родится второй ребенок! Как они были рады всем моим письмам! Попросили, чтоб у моего ребенка они стали крестными. Шло потихоньку время. Родилась маленькая дочка в Татьянин день января 1991 года. назвала дочку Таней, чтоб был сразу у малышке Ангел  Татьяна.
Осенью в сентябре мои голландские друзья приехали ко мне в гости. Я их поселила в маленьком деревянном домике для гостей. Привезли с собой  переводчика и музыканта из Москвы. Я готовилась к встрече с гостями и у меня было припасено много виноградного вина, фруктов, разных вкусняшек! Приглашаю по вечерам к себе сестру Надю с мужем Лешей Титовым и сынишкой Женей, землячку Надю Кочкину, Москвичеву Галину, артистку, Андриади Лиду, поет красиво, учительница английского языка, Лешу Гасило с аккордеоном, соседей всех приглашаю! Какие добрые застолья у нас были! Леша Титов очень вкусный жарил шашлык на мангале.
Гости сначала выпивали вино понемногу, а потом стали выпивать по полому стакану, как все мы! Закуска вкусная, арбузов много, песен поем громко, радостно много!
Все у нас здорово! По утрам ходим на море, после обеда идем на речку Шахе.
В воскресенье едем в сочи в храм Михаила Архангела крестить Таню!
После крещения едем отметить в ресторан на горе Ахун. Нас везет отец Галинки Михаил Федорович на своей машине.
Какие хорошие друзья у меня были из Голландии! мы потом встречались с ними в Москве у моих отдыхающих Сидоровых Валюши и Саши на их даче. И снова застолья, песни, радость встречи! Два их сына Артемка и Сан Саныч (так я его называла) были с нами! Незабываемые встречи! Барт Ютте умер рано. На его похоронах по его желанию была включена песня русская "Подмосковные вечера".
Осталассь хорошая добрая память о добрых моих друзьях!


Рецензии