Война и мир Евгении Пустозёровой

   У войны не женское лицо. Истина эта общеизвестна. С ветераном Великой Отечественной войны Евгенией Николаевной Пустозёровой мне повезло беседовать с ветераном осенью 2011 года: тогда она много рассказала о своём жизненном пути: пути трудовом и боевом...
   Евгения Николаевна Пустозёрова (урожденная Трубина) родилась 13 декабря 1919 года в селе Большое Шемякино Тетюшского района Татарской АССР. Участница Великой Отечественной войны и войны против милитаристской Японии. Демобилизовалась в звании ефрейтора. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Будапешта», «Ветеран труда», юбилейными медалями, многочисленными грамотами и благодарственными письмами.

     Трудовое детство

   – Родилась я в большой семье, – вспоминала Евгения Николаевна Пустозёрова. – Отец был бухгалтером в сельсовете. У отца с матерью было одиннадцать детей, но выжили семеро. Я – самая старшая. Поэтому когда мама уходила работать в поле, меня оставляла нянчиться с младшими детьми. Школьниками трудились в колхозе на общественных началах, нам за это не платили. Помню, как жгли солому по ночам, чтобы посевы льна не замёрзли. Помню, как пололи сорняки. На прополке каждому выделяли полосу. Тому, кто выполнял работу первым, вручали красный флажок. Работать (как и учиться) я любила, так что нередко флажок стоял на моей полосе.
   Семья жила тяжело: голодали, собирали лебеду, пекли из неё лепёшки; суп варили из крапивы. Поскольку дома оставалось ещё шестеро детей, вынуждена была оставить учёбу и поехать в Ярославль на заработки.
    
     Перед войной

   В 1937 году вышла замуж за своего сверстника – одноклассника Порфирия Федотовича Читаева. До декрета устроилась разгружать вагоны с торфом для котельной резинкомбината при автозаводе – на этом же предприятии работал вальцовщиком мой муж. В 1938-м у нас родилась дочь Зоя, в 1940-м – Лидия. Через месяц мужа призвали в армию. Лидии был всего месяц, когда я вынуждена была пойти работать в кожевенную мастерскую – устроили от военкомата. Ребёнка отдала в детский сад, прибегала с работы, только чтобы покормить его. По совету мужа вернулась в родную деревню, жила у его родителей. Свекровь водилась с детьми, я работала в колхозе. Была стахановкой. Если требовалось связать 90 снопов пшеницы, я вязала много сотен.
   Незадолго до войны случилось страшное несчастье – заболела и умерла от дизентерии младшая дочь Лидия. Медицина была тогда не на высоте, уход плохой. А вскоре заболела корью и умерла старшая дочь Зоя. Вспоминать об этом горько, больно.
   В 1941-м поехала в город Тетюши на заработки. В Доме колхозника работала официанткой, поваром.

     Начало войны

   Воскресенье 22 июня 1941 года помню отчётливо. В тот день была на городском стадионе вместе с множеством других людей. Это было воскресенье. Шёл футбольный матч. И тут внезапно объявили, что началась война. Матч, конечно же, прервали. Все мужчины прямо со стадиона отправились в
военкомат. Я тогда почему-то поняла – почувствовала, – что больше никогда не увижу мужа, и заплакала.
   Когда началась война, муж написал: «Приезжай скорее, нас отправляют на фронт». Он служил тогда в Куйбышеве. Меня сначала не отпускало начальство. Как только смогла, приехала туда. Помню, на пристани было много военных. Потом узнала, что мой муж был среди них. Мне бы спросить тогда, нет
ли среди них Читаева. Не догадалась. Так и разминулись. И больше я его никогда не видела. Вернулась в Тетюши. В 1941-м с фронта от мужа пришло только одно письмо: «Я иду в бой. Жив буду – буду писать». Больше я не дождалась от мужа писем – он погиб, защищая Белоруссию.
По мобилизации нас направили строить укрепрайон в районе Куйбышева (ныне Самара) – туда должно было эвакуироваться руководство страны. До Куйбышева довезли пароходом, а оттуда почти полсотни километров пришлось идти до места назначения пешком.
   Мы рыли противотанковые рвы, строили различные защитные сооружения и так далее. Работали не покладая рук. В апреле 1942 года всех отправили обратно в Тетюши. Там меня и ещё 11 девчат вызвали в военкомат. Прошли комиссию. И нас отправили на фронт. По дороге питание самое скудное – выдавали по четыре сухаря в день. Прибыли в Бологое. Там бомбили. В пересылочных пунктах спа-
ли даже не на досках, а на горбылях, правда, было постелено сено. В Люберцах нас распределяли по родам войск. Меня – в полевую почту. Номер помню и сейчас. Почтовая база ВШ 03721. Занималась сортировкой писем.
   Потом поставили на кухню. Так стала поваром, затем старшим поваром. И помощницу свою помню – Елизавету Горбунову. А со снабжением было плохо. Случалось, что на 70 человек – ведро варёной мороженой картошки.

     Вперёд, на Запад!

   Когда Красная армия стала наступать, мы двигались вместе с ней. Ехали на грузовиках, крытых брезентом. Двигались, в основном, по ночам, часто по заболоченным местам. Чтобы машины не вязли, таскали брёвна, стелили гати. Если машины вязли, я толкала их наравне с мужчинами.
   Когда шли по освобождённой от оккупантов земле, многое врезалось в память. Помню в одной из деревень церковь, где фашисты пытали и вешали. Особенно запомнилось мне поле после боя, где-то под Воронежем: много убитых – и наших, и немцев, множество ям от взрывов.
   Бомбили немцы везде, где только мы ни бывали. Это было страшно. Случалось и такое, что бомбы попадали в полевые кухни – не успевали пищу раздать. А ещё немцы сбрасывали с самолетов листовки – агитировали переходить на их сторону.
   В Молдавии, помню, чтобы накормить бойцов и командиров, пошла по деревне,
собрала целое ведро молока, сварила молочный суп. Это было удачей.
   Фотографий с фронта у меня почти нет. Лишь однажды нас сфотографировали, в Молдавии. Я как раз готовила пищу на всех, военную форму надеть не успела, так и снялась в том, в чём варила.
   Каждую неделю, зимой и летом, устраивали в палатках баню, воду грели в бочках. Так что вшей не было.
   После Молдавии – Румыния, Венгрия, Чехословакия…
   Видеть и пережить пришлось многое. Вспоминать страшно, но забыть невозможно. Помню, как под Будапештом вражеский танк раздавил почтовую машину, погиб шофёр Зеленин. В Венгрии в одном из лесов видела, как наши бойцы врукопашную дрались с эсэсовцами. Нам пришлось спешно отступать, а приготовленную пищу вылить.
   К счастью, меня ни разу не ранило. А вот контузии были. В Румынии как-то раз фашисты нас бомбили. Бомба упала недалеко, меня не ранило, но сильно оглушило взрывной волной. Как пришла в себя – не помню. Сначала двигаться не могла совсем. Потом немного отошла, но всё болело, и меня всю трясло, правда, в госпиталь не отправили.
   Одну из бомбёжек в чешском городе Брно я тоже хорошо запомнила. Была передышка, не стреляли, не бомбили. Мы стояли в многоквартирном доме, брошенном жителями. Я сидела в одной из комнат, писала письма родным. И тут налетела вражеская авиация. Взрывной волной меня выбросило на улицу.
   Помню и ещё одну бомбёжку, когда лежала в госпитале в Венгрии (перенесла тиф). Тогда я обняла руками койку и сказала, что никуда не пойду, буду умирать на койке – сил идти не было. Во время налёта повыбивало стёкла, были убитые и раненые. Думала, что и я погибну, но, к счастью, осталась жива.
   Но как бы тяжело и страшно ни было, мы верили в победу над фашистами и делали всё, чтобы приблизить её!

     День Победы над Германией

   Самое радостное, самое светлое воспоминание – конечно же, День Победы. Мы стояли в Чехословакии, в Братиславе. Нужно сказать, что немцы дрались ожесточенно, до последнего. Помню, была ночь. Мы стояли в одном из больших домов. За день устала, занимаясь сортировкой писем, хотела прилечь. А куда? На рояль – постелей нам никто не готовил, спали где придётся. И тут я услышала стрельбу, всё сильнее и сильнее. Ракеты освещали небо. Я испугалась, думала, что нас окружают немцы. Вышла на улицу, спросила проходившего мимо солдата, что происходит, почему стрельба? А он сказал, что война кончилась. Сначала не поверила, а потом влетела в помещение, где все спали. Закричала громко, всех разбудила: «Вставайте! Война кончилась!» Сколько было радости –
никакими словами не передать! Так долго мы ждали, верили в неё, шаг за шагом приближали. И вот она – Победа!

     На Восток!

   Впереди была война с милитаристской Японией. Нас отправили по железной дороге в Монголию. Там недолго стояли в Улан-Баторе. Началось наступление. Шли по хребту Большой Хинган. Во время наступления нередки были случаи гибели людей и лошадей от жажды. Жара там невыносимая, воды мало, в речках вода солёная – пить нельзя. Когда шли по горам, казалось, что небо прямо над головой – можно рукой достать.
   Наша армия показала себя. Помню, как японцы сдавались в плен целыми ротами.

     Мир

   Предлагали остаться служить и дальше, но я не согласилась. Прослужила в армии с мая 1942-го по октябрь 1945-го. Родные к тому времени перебрались в Казахстан. Чтобы быть ближе к ним, в 1949-м я переехала в Челябинск. Здесь и прошла вся послевоенная жизнь. В том же 1949 году поступила работать поваром в ЧВВАКУШ, где и трудилась по 1994-й год.
   Всегда трудилась добросовестно, много получила грамот, благодарственных писем, постоянно на доске почёта. Активно занималась профсоюзной деятельностью. В Челябинске вышла замуж второй раз, за Василия Ивановича Пустозёрова (умер в 1999 году), 36 лет прожили вместе, но детей у нас не было.
   В Курской битве погиб мой брат Константин Трубин, в битве за Берлин – другой брат, Василий. Погибли родные братья мамы – Алексей и Пётр. Мой отец вернулся с войны в 1943 году инвалидом, но до дома не доехал, умер по дороге.
   Я вступила в клуб «Боевые подруги», объединяющий сотни женщин-ветеранов – участниц Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым годом нас остаётся всё меньше. Уходит целое поколение, а вместе с ним – великая эпоха.
   Пока мы живы, делаем всё возможное, чтобы увековечить память о Великой Отечественной войне. В 1984 году члены клуба провели сбор средств на строительство мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве. Много сотрудничать довелось с поисковыми отрядами, много выступать на различных мероприятиях вместе с другими ветеранами, в том числе теми, кто трудился в Челябинском высшем военном авиационном Краснознамённом училище штурманов (ЧВВАКУШ). Одно из направлений деятельности клуба «Боевые подруги» – военно-патриотическое воспитание молодёжи. Регулярно проводили уроки мужества в школах, встречи с учащимися, студентами, курсантами, призывниками, воспитанниками детских домов. Активно участвовали в подготовке и проведении
мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы. В Доме офицеров Челябинского гарнизона для нас проводили праздничные мероприятия; поздравлять приходили из нашей подшефной школы-интерната № 9, за что хочется выразить благодарность организаторам и лично начальнику Дома офицеров Олегу Гурьевичу Максименко. В День памяти (22 июня) клуб организовывал встречи с участницами Великой Отечественной войны и вдовами погибших на фронте. Участвовали в иных мероприятиях, посвящённых дням воинской славы России.
   Выступая перед молодёжью, старалась привить молодому поколению мысль: жизнь нужно прожить так, чтобы быть полезным нашей Родине – России. И всегда быть готовым защитить Отчизну в случае опасности.


Рецензии