Кодирование информации в природе иерархия смыслов

Чтобы записать (сохранить) информацию, нужен физический носитель. Например, флешка. Её полупроводниковая структура является тем пространством, которое позволяет хранить и воспроизводить закодированную информацию в двоичном виде. Таков её механизм кодирования: есть электрический сигнал – 1, нет сигнала – 0.

Однако это вовсе не означает, что сама по себе информация имеет двоичную, двойственную природу. Это просто один из возможных механизмов кодирования. В природе, в живых системах информация может кодироваться иначе, без разделения на 0 и 1, на «да» и «нет». Здесь используется другой механизм – не двоичный, а целостный.

Разница в том, что полупроводник – это уже готовая, твердая структура с заданными свойствами, которые мы используем для записи и считывания информации. В живых системах физическая структура создается непосредственно в процессе кодирования, т.е. носитель (его структура) – это и есть код, сохраненная (материализованная) информация.

Понять, как это происходит, означало бы разгадать главное таинство жизни, загадку её происхождения. Но когда люди пытаются смоделировать в уме этот процесс с точки зрения двоичной логики, у них получается что-то подобное:


И это, честно говоря, мало что добавляет к пониманию загадки жизни. Хотя эта модель и позволяет производить локальные манипуляции с биологическим кодом и даже получать какие-то необычные эффекты типа светящихся растений, но полного понимания механизма самоорганизации жизни она не дает.

Поэтому мы пойдем другим путем – не от тела, а от сознания. Попробуем разобраться с тем, как мы ПОНИМАЕМ информацию, как формируются образы в живом сознании, а не в памяти компьютера.

А в живом сознании информация представляет собой ИЕРАРХИЮ СМЫСЛОВ. Что это значит?

Что мы делаем, когда слышим какое-то незнакомое слово? Мы спрашиваем, что оно означает. Нам нужно определение этого понятия через другие – уже знакомые понятия, о которых у нас уже есть сформированные представления, образы, связанные с ними ощущения, события и т.д.

Если представлять каждое понятие в виде отдельного точечного объекта, то каждое определение или текст будет представлять собой некую сеть, состоящую из точек-понятий, соединенных стрелками (ссылками) от одного понятия к другому.

Например, в компьютере это может выглядеть в виде такой файловой структуры:


Например, что такое колибри? Это птица, которая… Что такое птица? Это животное с перьями, которое… Что такое животное? …Что такое жизнь?

Для ответа на каждый новый вопрос нужно иметь все более общее, универсальное понятие. И чем выше мы поднимаемся по иерархии смыслов, тем более общими, размытыми, абстрактными становятся понятия.

Если на птичку или кошку можно показать пальцем и сказать «Вот!», то такие понятия как «пространство», «время», «сознание» уже нельзя увидеть и потрогать, но можно ощутить, понять смысл. Такое понятие – уже не точка, а скорее сфера, область, объём. Оперирование такими понятиями требует объемного мышления и способа представления (кодирования) информации.

Вся загвоздка в том, что способность к объемному мышлению невозможна без нравственности, без ощущения сопричастности (МЫ вместо Я), без осознанности и целостности восприятия, без личной ответственности. И это становится камнем преткновения для многих людей.

Чем же объемное мышление отличается от привычного, логического? Ведь и логическое мышление позволяет выстраивать иерархии в виде дерева или пирамиды.

Разница в том, что при логическом мышлении все понятия отдельные (точечные, дискретные), лежащие на одной плоскости. И между ними выстраиваются связи. Мы рассматриваем отдельно понятия и отдельно – связи между ними. Наблюдатель же вообще не является частью этой картины, он смотрит на неё как бы со стороны.

При объемном мышлении более общее понятие включает в себя более конкретные. Если это какое-то качество, то оно присуще всем подкатегориям. Если это какой-то процесс, то в нем участвуют все подсистемы. Наблюдатель является непосредственным участником происходящего и наблюдаемого, творцом смыслов, влияющих на качество жизни. Способность это понимать и ощущать называется осознанностью.

Продолжение следует…


Рецензии
Гульмира, в отличие от двоичной системы памяти компьютеров, память мозга представляется нейронами с изменённым количеством белка. Есть замечательный лектор МГУ Вячеслав Дубынин. Послушайте - не пожалеете.
С уважением

Николай Мурашев   27.03.2023 13:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.