в золотой клетке

                В золотой клетке

               (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Теодор Киссель (Theodor Kissel)

   Версаль расположен в часе езды на машине от Парижа. С 1682г. Версаль являлся резиденцией и своего рода "штабом" французского короля Людовика 14-ого. Когда в марте 1682г. молодой король занял "охотничий домик" своего отца, по выражению одного немецкого социолога, Франция, возможно, того не ведая, "стерла последние ржавые следы средневековья со своего герба".

   Людовик 11-ый (1423 - 1483), дельный король, превратил провинцию в объединенное королевство. Он как средневековый монарх ездил по стране, останавливался там и сям и даже таскал с собой своего главного врага в клетке, чтобы каждый день иметь его перед глазами. Ничего другого по сути 200 лет спустя не делал  король-солнце (Людовик 14-ый - пер.). Только запер он своих внутреполитических противников, французскую аристократию, в несравненно большую и комфортабельную тюрьму - Версаль. Здесь он превратил некогда влиятельных вельмож в придворных слуг и дураков.

   Мысль освободить аристократию от власти короля и перевести ее в Париж принадлекжит кардиналу Ришелье, тертому политику, который помог королю получить неограниченную власть. Он старался успокоить французскую аристократию, чтобы она перестала враждовать между собой и строить козни против короля.

   В одной из бумаг Людовик 14-ый пишет, как бы ему хотелось, чтобы люди только от него ждали счастья, повышения по службе и славы и чтобы человек оценивал свое значимость по тому, как близко он стоит к трону и сколько он может получить королевской благосклонности.

   Включение когда-то могущественных аристократов в "систему Версаля" на деле означало приручение их к королевскому двору, что лишало их политического влияния. Они становились статистами при короле, который забирал всю власть в свои руки. "Государство - это я", - так говорил о себе Людовик 14-ый и был прав.

   Вся Франция лежала в ногах у Версаля. Так документально описывался день короля: "В своей повседневной жизни он придерживался строгих правил. Он всегда вставал в 8 часов утра, находился с 10 до 12 в Совете, а затем отправлялся на мессу. В час дня король посещал свою фаворитку и примерно час проводил у нее, затем он обедал в обществе королевы и своей семьи в присутствии двора. Потом он прогуливался, что сопровождалось иногда короткой охотой. С наступлением сумерек рабочий день заканчивался. Его величество беседовал с дамами, участвовал в игре или шел в Комедию или на бал. В 11 часов вечера после ужина он снова отправлялся в покои своей фаворитки, но спал исключительно в тех же покоях, что и королева".

   Людовик 14-ый придерживался философии абсолютизма. "Для народа важно, что он управляется одним единственным, и должно быть также признано, что этот единственный значительно возвышается над всеми остальными. Всему государству пошло бы во вред, если бы мельчайший признак верховенства государя был бы убран."

   Даже если сегодня нам кажется комичным то, что происходило в Версале, на самом деле не было комедией, а было суровой реальностью. Речь шла о возвышении или падении целых аристократических родов, даже о жизни и смерти. За кулисами придворного этикета шла беспощадная борьба за влияние, в которой не останавливались даже перед убийством, как показывает нашумевший процесс об отравлении (1677-1680). По крайней мере две жертвы и два убийцы были женщины, с которыми король состоял в интимных отношениях.

   Подобные драмы ревности в борьбе за благосклонность короля были в Версале в порядке вещей. Это было проявлением деградации касты придворных, а когда-то благородных рыцарей, теперь только проявлением королевской милости утешающих потерю своего былого политического влияния. И они летели к нему, своему королю-солнцу, как мотельки на свет.

   


Рецензии