О книгах

                Чтение – это аналог живого общения. Прислушаемся к своему сердцу, когда читаем Священное Писание, творения святых отцов, книги современных богословов и духовных писателей, и мы увидим, что различные чувства возникают в нем. Чтение Библии захватывает человеческую душу целиком; ее слова напоены Божественной силой и энергией: кажется, что каждая фраза – воплощение духовного света.

                В патристике – тот же свет, что и в Библии, но свет не концентрированный, а как бы рассеянный, будто пробивающийся через облака, свет, проходящий через призму человеческой ограниченности, где небесное и земное соединено друг с другом, только в различных соотношениях. В творениях святых отцов сердце чувствует Божественную силу, но уже ослабленную, видит свет, но более тусклый и раздробленный. Здесь душа не так полно отдается слову; здесь явственнее выступает личность и индивидуальность автора. И при чтении святых отцов душа испытывает духовную радость, но это иная радость.

              Когда мы читаем современных богословов, то, кажется, что наступают сумерки, меркнут краски и от прежней картины остаются контуры и силуэты; сердце как бы холодеет и ссужается, и уступает место рассудку. Конечно, это не общее правило. Творения таких святых, как Иоанн Кронштадтский, стоят в одном ряду с творениями древних отцов.

                Слово отражает в себе дух того, кто произнес или написал его. Поэтому, читая книгу, мы через слово общаемся с тем, кто написал ее. Может быть, он давно умер, но частица его души воплотилась в его словах и живет в его книгах. Поэтому, так много значит духовный уровень человека, в душе которого мысль облеклась как в плоть – в слово.

                Читая светскую литературу, мы общаемся с душой автора, которая, как бы скрывается под словами книги. Что мы чувствуем при чтении такой литературы? – Движение эмоций и страстей, сопереживание душевным состояниям героев книги, которые являются воплощением того, что творилось в сердце и уме автора. Наш дух соприкасается с этим духом.

                Кого из светских писателей можно назвать христианским писателем? Пожалуй, в полном смысле этих слов, ни одного, так как на уровне духа не может действовать фантазия; поэтому, за редким исключением, в книгах светских писателей христианские подвижники выступают как резонеры.

               Обычно христианскими писателями называют Диккенса, Достоевского и Сенкевича. Но, Диккенс – это христианин без Христа, который, одновременно восхищается христианством и иронизирует над ним; перелагает Евангелие на язык детей, а сам не верит в Бога. Достоевского можно назвать гениальным антиатеистом. Он весь в напряжении борьбы, он смелый хирург, вонзающий свой скальпель в глубину человеческого сердца, но когда смолкает гул битвы, то смолкает и сам Достоевский. А что касается Сенкевича, то ему импонирует образ не монаха-молитвенника, а ксендза, идущего с обнаженной шашкой в руке впереди воинского отряда (я имею в виду его историческую трилогию).

               Что же говорить о тех книгах, где духовные вопросы начисто проигнорированы? Каков их дух? Какие чувства и ощущения вызывают они в душе человека? Пусть христианин сделает наблюдение над собой: прочитает несколько страниц такой литературы, а затем станет на молитву, и увидит, что сердце его удалено от Бога и мысли трудно собрать воедино. Каждая книга заключает в себе дух автора или отпечаток этого духа. Поэтому даже само присутствие книг отражается на духовной атмосфере помещения, в котором находятся они: как будто вместе с ними там обитают какие-то духи-невидимки.

               Человек назван словесным существом. Слово – это сила, это звено общения и, вместе с тем, слово это тайна: мы не знаем, как возникает и как умирает оно. Некоторые из святых отцов свидетельствуют, что даже нераскрытые книги распространяют вокруг себя духовное благоухание или духовное зловоние, которое изгоняет благодать. Поэтому, христианин должен разборчиво вносить и держать в своем доме книги, чтобы вместе с друзьями в его жилище не вошли враги.

               Архимандрит Рафаил (Карелин).


Рецензии