О покаянии

            Покаяние – это нить, протянутая между двух полюсов: скорбью о грехах и надеждой на милосердие Божие. Мы можем быть искренними на исповеди только по мере самопознания, то есть видеть грехи на определенном уровне. Никакая исповедь не охватывает греховного состояния человеческой души.  Благодать постепенно открывает нам нашу собственную душу и озаряет ее темные глубины, где ползают змеи и скорпионы. Однако искренняя исповедь меняет векторы души. Она свидетельствует, что человек принадлежит не сатане через страсти и любовь к грехам – а Богу.

            Хотя бы демон захватил человека, словно борец своего противника, опутал его сетями греха, хотя бы тысячекратно обманывал и обольщал его горькой сладостью порока, но пока в сердце человека есть покаяние, пока собственная совесть не предала его, демон все еще не победитель.

            Благодать поднимает поверженного с земли, точно раненого воина, она разрывает демонские сети, как паутину. Демон может хвалиться только тогда, когда человек, сознательно отказавшись от покаяния, отдает свой последний вздох ему.
Покаяние – это основа всей духовной жизни христианина. Почему мы бываем холодны в великие праздники? Почему, причащаясь, мы не чувствуем, как огонь и свет входит в наши сердца? Только потому, что мы не пробудили, не смягчили, не очистили душу покаянием. А нераскаянное сердце твердо как камень. Нераскаянное сердце – это дверь, закрытая перед Иисусом Христом.

            В Апокалипсисе есть слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Дом – это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, – двери покаяния.


             Архимандрит Рафаил (Карелин)


Рецензии