Словарь музыкальных терминов Алекса Зирка

* МиРаНаука! 06. A cappella press
* http://proza.ru/2014/01/13/354
__________________

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ АЛЕКСА ЗИРКА
______________________________________________

Обращаем внимание читателей на то, что ниже приводятся исключительно те термины, которые я использовал в своей жизни, когда учился в музыкальной школе.
Словарь будет пополняться и редактироваться. Если видите ошибки то укажите их. Я поправлю и добавлю текст.
______________________________________________

Аккорд (от ит. accordo — согласие) — сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих одновременно. В XIX в. аккордом счита­лось только такое созвучие, которое подчинялось классическим ладотональ­ным (см.) закономерностям. В наше время, когда гармонический язык (см. гармония) чрезвычайно усложнился, аккордом является практически любое созвучие.

Акт (от лат. actus — действие), иначе — действие — крупная, относительно за­ конченная часть спектакля, иногда, в свою очередь, разделенная на более мел­ кие части — картины. Обычно акты отделяются один от другого антрактом (см.), но в настоящее время все более практикуется постановка двухчастных спектаклей с одним антрактом. В этом случае два или более акта могут сле­довать один за другим без перерыва.

Альт — см. Контральто.

Ансамбль (фр. ensemble — вместе) — законченный номер или эпизод в опере, исполняемый несколькими солистами. В зависимости от количества участ­ников это может быть терцет (трио), квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет и т. д. Различаются ансамбли согласия, когда все участники охвачены одним чувством (например, квинтет «Мне страшно» из «Пиковой дамы»), и ансамбли, в которых участников обуревают разные страсти (напри­ мер, знаменитый децимет из «Чародейки»).

Антракт (от фр. entre — между, acte — действие) — 1. Инструментальное вступ­ление к какому-либо, кроме I, акту спектакля; 2. Перерыв между актами.

Ариетта — см. Ария.

Арнозо — см. Ария.

Ария (ит. aria — песня) — законченный по построению сольный эпизод оперы, в котором происходит эмоциональное обобщение действия. Ария может яв­ляться и характеристикой исполняющего ее героя, и косвенной характерис­тикой другого персонажа, и рассказом о каких-то событиях, оставшихся за пределами сценического действия. Существует много различных типов арии, сложившихся на протяжении исторического развития оперы. Так, еще в кон­це XVII в. возникла ария da capo (от ит. capo — голова), трехчастная, в кото­ рой после контрастной середины первая часть (от головы, т.е. сначала) без изменений повторяется оркестром, а певец на его фоне импровизирует, показывая виртуозные возможности голоса. Позднее появилась большая двух­ частная ария, в которой обе части достаточно самостоятельны. Они носят на­ звание каватины и кабалетты. Каватина — более напевная, часто созерцатель­ но-задумчивая с небольшими фиоритурами; кабалетта более виртуозная, ре­шительная, подчас — героического характера. Эти формы были и самостоя­тельными, каватина — как выходная ария героя (например, каватина Фигаро из «Севильского цирюльника»), а потом и как лирическая, полная раздумий ария (каватина Князя из «Русалки» Даргомыжского). Ария ламенто (ит. lamento — жалоба), иначе «Ария плача», чаще женская, выражает скорбь, страдание (например, ламенто Октавии из «Коронации Поппеи»). Во 2-й по­ловине XIX в. ария приобретает более свободную форму, и под этим названи­ем начинает подразумеваться любой достаточно развернутый сольный эпи­зод (например, у Вагнера, Пуччини, у русских композиторов). Монолог (от греч. mono — один) обычно запечатлевает процесс размышлений, приводя­щий к какому-то выводу, решению. Он пишется в свободной форме, отлича­ется декламационным характером вокальной партии, без напевной мелодии (примеры — монолог Бориса Годунова, сцена смерти Отелло, многие эпизо­ды опер Вагнера). Рассказ сходен с монологом, но имеет более повествова­тельный характер (например, рассказ Лоэнгрина). Канцона (от лат. cantare — петь) отличается песенным характером мелодии, строфическим строением.

Ариозо (ит. arioso — наподобие арии) не имеет определенной структуры и бы­вает меньше, чем ария. Оно, как правило, обобщает содержание предшеству­ющей речитативной сцены, непосредственно выливается из нее. Ариетта — небольшая ария, часто в двухчастной форме. Куплеты — форма сольного но­ мера с легко запоминающейся песенной мелодией, в которой герой чаще все­ го обращается к группе слушателей (например, куплеты Мефистофеля из «Фа­ уста», куплеты Трике из «Евгения Онегина»). Романс (от исп. romance) — сольный эпизод лирического настроения с напевной мелодией. Серенада (от лат. serenus — ясный) — песня любовного содержания, исполняемая под ги­тару, мандолину или имитирующее ее сопровождение оркестра (серенада Дон Жуана, Мефистофеля).

Атональность (от греч. а — отрицательная частица и phono — звук) — отсут­ствие характерной для классической музыки связи между звуками, основан­ ной на тяготении одних звуков к другим. Основной принцип атональной му­зыки — полное равноправие всех звуков, отсутствие между ними ладотональ­ных (см.) связей.
Краткий словарь музыкальных терминов 671

Баритон (грен, barytono — тяжело-звучный) — мужской голос, средний между басом и тенором. Его диапазон — от ля большой октавы до ля-бемоль первой октавы. Он соединяет блеск и звонкость тенора с мощью и величавостью баса.
В наше время часто партии, предназначенные для басов (например Дон Жуан, Фигаро у Моцарта), исполняются баритонами. Напротив, некоторые партии, написанные для баритона (например, Руслан, Борис Годунов или Сальери), исполняются басами.

Баркарола (от ит. лодка) — первоначально «песня на воде», исполняе­мая гребцами, гондольерами Венеции, поэтому называемая иначе гондолье­ра. В дальнейшем это название получили пьесы, как вокальные, так и инстру­ментальные, с плавной песенной мелодией и мягким покачивающимся рит­мом, напоминающим удары весел, покачивание лодки на волнах.

Бас (ит. basso — низкий) — низкий мужской голос, отличающийся глубиной и мо­щью звучания. Его диапазон — от фа большой октавы до фа первой октавы.
Иногда басы исполняют партии баритона (например, Демон, Руслан, Борис Годунов, Сальери).

Бельканто (ит. bel canto — прекрасное пение) — стиль пения, основанный на безупречном владении голосом. Отличается эмоционально насыщенным кра­сивым тоном, блестящей техникой исполнения виртуозных пассажей (см.), тонкой филировкой (см.) звука, безукоризненной кантиленой. Школа бель­канто возникла и традиционно развивается в Италии, давшей миру непрев­зойденных ее представителей.

Болеро (исп. bolero) — испанский народный танец в умеренном движении и трехдольном размере, как правило — в сопровождении кастаньет или ими­ тирующих их инструментов.

Вальс (от нем. walzen — кружиться, прокатывать) — парный танец в трехдоль­ном размере, основанный на плавном кружении. Произошел от народного ав­стрийского и немецкого танца лендлера (см.) и очень широко распространил­ся в XIX в., став своего рода символом романтического искусства. В оперу вошел не только как балетный эпизод, но и в качестве основы сольного номе­ра (например, ария Виолетты из «Травиаты» или вальс Мюзетты из «Боге­ мы»), В конце XIX в. в США появилась разновидность медленного вальса, названная вальс-бостон (по названию города Бостон) и отличающаяся лири­ческим характером, использованием ускорений и замедлений темпа, часто — паузой на 2-й или 3-й доле инструментального сопровождения.

Вальс-бостон — см. Вальс.

Вариации (от лат. variatio — изменение) — форма, в которой первоначально излагается завершенная музыкальная тема. Затем, многократно повторяясь, она подвергается различным изменениям, приводящим к обогащению, более глу­бокому раскрытию основного музыкального образа.

Гавот (прованс. gavoto — танец гавотов, жителей французской провинции Овернь) — старинный французский танец, первоначально народный. При Людовике XIV (в середине XVII в.) стал придворным, приобретя грациоз­ный, несколько жеманный характер. Исполняется в умеренном темпе в четы­рехдольном размере.

Галоп (фр. galoper — скакать) — танец, возникший в 1-й четверти XIX в., с прос­той мелодией и аккомпанементом, подчеркивающим ударные «прыжковые» доли. Исполняется в очень быстром темпе в двудольном размере.

Гармония (греч. harmonia — стройность, соразмерность, созвучие) — выразитель­ное средство музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и после­довательности этих созвучий, определенных сложившимися ладотональными (см.) закономерностями.

Деревянные духовые инструменты — см. Духовые инструменты.

Децимет — см. Ансамбль.

Дивертисмент (фр. divertissement — развлечение, увеселение) — в опере встав­ ной, чаще всего балетный эпизод из нескольких номеров, составленных по принципу сюиты (см.). Иногда дивертисменты являются целым представле­нием, как бы спектаклем внутри спектакля.

Диссонанс (от лат. dissono — нестройно звучу) — сочетание двух или несколь­ких звуков, которое образует напряженное, острое созвучие.

Додекафония (от греч. dodeca — двенадцать и phono — звук) — буквально оз­начает двенадцати-звучие. Так называется система, созданная в начале XX в., австрийским композитором Шёнбергом, способ сочинения музыки на основе 12 равноправных, не повторяющихся произвольно, соотнесенных между со­ бой определенным образом тонов.

Духовые инструменты — инструменты, в которых звук возникает благодаря ко­лебанию воздуха в полой трубке. В зависимости от материала, из которого эта трубка изготовлена, инструменты называются деревянными или медными (название условно, т.к. металлические инструменты могут быть изготовлены из сплавов, а деревянные часто бывают сделаны не из дерева). От материала зависит тембр звучания инструмента, от длины трубки — его диапазон. Ин­струменты с относительно короткими трубками — флейта, гобой, кларнет — имеют форму тростинки, дудочки. Другие — фагот, труба, валторна, тром­бон, туба — для удобства «свернуты».

Дуэт (от лат. duo — два) — относительно законченный эпизод для двух исполни­телей, иногда разрастающийся в большую сцену. Основные типы дуэтов в опере — дуэт согласия, чаще всего любовный, построенный на одной музы­кальной теме и исполняемый в терцию, унисон (см.) или другой благозвуч­ный интервал, и дуэт противостояния, когда партии его участников выражают различные, порою противоположные чувства. Примером второго рода может служить дуэт Германа и Елецкого из «Пиковой дамы». Дуэттино — маленький дуэт.

Жанр (от лат. genus — род, вид) — 1. Вид музыкального произведения, опреде­ляемый по таким признакам, как характер сюжета (исторический, фантасти­ческий и др.), то или иное его решение (комический, эпический и др.), осо­бенности формы (рондо, вариации, песня, романс и др.), состав исполните­ лей (опера, балет и др.). 2. Жанровый — связанный с бытовыми жанрами.

Жига (англ, jig) — старинный народный танец кельтского происхождения (со­ хранился в Ирландии, ранее был распространен в Шотландии), первоначаль­но — парный, исполняемый в очень быстром движении в трехдольном разме­ре. Позднее стал танцем английских моряков — сольным, часто комическим.
С XVI в. приобрел популярность в профессиональной музыке.

Зингшпиль (от нем. singen — петь, Spiel — игра) — комическая опера, зародив­шаяся во 2-й половине XVIII в. в Австрии и Германии. Отличительные черты зингшпиля — разговорные диалоги между музыкальными номерами, перво­начально краткими и простыми по форме, близкими народной песне. У Мо­царта («Похищение из сераля», «Волшебная флейта») зингшпиль содержит разнообразные оперные формы: арии, ансамбли, широко-развернутые фина­лы, но наряду с ними и песенные, куплетные номера. К жанру зингшпиля об­ращались многие австрийские и немецкие композиторы, на его основе появи­лась первая немецкая романтическая опера — «Вольный стрелок» Вебера.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — течение, первоначально возникшее во Франции 70-х гг. Х1Хв. в живописи, а затем распространившее­ся и на другие искусства. В музыке появилось к концу 80-х гг. Его сущность заключается в стремлении к передаче мгновенных впечатлений, еле уловимых ощущений, настроений, вызванных созерцанием окружающего, в основном — картин природы. Вершина импрессионизма в опере — «Пеллеас и Мелизан- да» Дебюсси. Музыкальный импрессионизм расширил палитру выразитель­ных средств применением красочных созвучий — своего рода звуковых бли­ков, сложных аккордов; обращением к архаичным мелодиям, простым, но своеобразным; неуловимой, зыбкой ритмикой; чистыми и тонкими оркестро­выми красками.

Инвенция (от лат. inventio — изобретение, выдумка) — небольшое инструмен­ тальное полифоническое сочинение, название которого указывает на то, что в нем играет существенную роль какая-то изобретательность: особый прием в отношении построения мелодии или формы.

Интерлюдия (от лат. inter — между и ludus — игра) — инструментальный или вокально-инструментальный эпизод, исполняемый между картинами оперы.
Может называться также интермедией или интермеццо.

Интермедия (от лат. intermedius — промежуточный, находящийся посреди) — 1. Интерлюдия; 2. Вставная сцена или пьеса, исполняемая внутри крупного спектакля (например, «Искренность пастушки» в «Пиковой даме»).

Интермеццо — см. Интерлюдия.
Интродукция (от лат. introductio — введение) — 1. Начальный раздел оперы, не­ редко с хором (например, в «Руслане и Людмиле»). Иногда — 1-я картина (на­ пример, в «Эрнани»). 2. — см. Увертюра.

Кабалетта — см. Ария.

Каватина — см. Ария.

Канон (греч. kanon — правило) — форма многоголосной музыки, основанная на точном проведении одной и той же темы в последовательно вступающих го­лосах.

Кант (от лат. cantare — петь) — многоголосная песня, распространенная в Рос­ сии в XVII—XVIII вв. Первоначально канты создавались на религиозные тек­сты. Позднее появляются канты лирические, бытовые, патриотические. Во время царствования Петра I распространяются приветственные торжествен­ные канты, посвященные крупным событиям в жизни страны, например, во­енным победам.

Канцона — см. Ария.

Картина — в опере обособленная часть акта, после окончания которой опуска­ется занавес и, как правило, происходит смена декораций. Иногда объединя­ется со следующей картиной того же акта оркестровым эпизодом (например, в операх Вагнера).

Кастрат (альт, сопрано) (от лат. castro — оскопляю) — особая категория итальянских певцов, выступавших в onepe-seria с середины XVII в. до начала XIX в.
Они обладали голосами огромного диапазона, необычайной подвижности и своеобразного, близкого к женскому, тембра. Высокий голос — сопрано(см.) или альт (см. контральто) у них сохранялся в результате сделанной в детстве операции. Для кастратов были написаны партии главных героев в итальян­ских операх (например, Нерон в «Коронации Поппеи», Орфей у Глюка), В настоящее время такие партии исполняются тенором или баритоном, со­прано или меццо-сопрано.

Квартет — см. Ансамбль.

Квинтет — см. Ансамбль.

Клавир — см. Чембало.

Клавишные инструменты —группа инструментов, в которую входят фортепиа­но, клавесин, челеста, орган и др., одинаковые по способу исполнения на них (путем нажатия на клавиши), но различные по способу звукоизвлечения. Так, фортепиано и его предшественники — клавесин, чембало и др. являются струн­ными инструментами, т.к. звук в них возникает от колебания струн, на кото­рые передается удар по клавише. Орган — духовой инструмент, нажатие кла­виш в нем включает систему рычагов, подающих воздух в трубы. Челеста — ударный инструмент, т.к. нажатие клавиши передает удар на металлическую пластинку, которая начинает вибрировать.

Кода (ит. coda — хвост, конец) — дополнительный раздел, возможный в конце произведения. Его содержание — вывод, послесловие.

Колоратура (HT.coloratura — украшение) — виртуозные пассажи (см.), своего рода музыкальные орнаменты в вокальной партии, расцвечивающие, украша­ющие основную мелодию арии.

Контрданс (англ, country dance — сельский танец) — танец английского народ­ного происхождения, в котором танцующие, сменяя друг друга группами, по­вторяют одни и те же движения. Представляет собой цепь различных танцев, следующих один за другим.

Контральто (ит. contralto) — самый низкий женский голос с глубоким бархати­стым тембром, диапазоном от фа малой до ля второй октавы. Другое назва­ние — альт. Альтом называется также мальчишеский голос и голос кастра­та (см.). Контральто часто используется композиторами для исполнения партий мальчиков и юношей (Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя» и др.).

Контрапункт (от лат. punctum contra punctum — точка против точки) — соеди­нение двух или нескольких мелодий одновременно по определенным прави­лам. Так же может называться мелодия, звучащая одновременно с главным мелодическим голосом.

Куплеты — см. Ария.

Ладотональность — система организации звуков, основанная на их взаимном тяготении. Лад — объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих один к другому. Основной звук лада — тоника. Два главных лада, на которых построена практически вся европейская музыка до XX в. — мажор и минор, отличающиеся, соответственно, светлым, бодрым и более приглушенным, пе­чальным наклонением. Тональность — высотное положение лада на звуковой шкале, определяемое его тоникой (например, до мажор, соль мажор, ре ми­ нор, фа минор).

Лейтмотив (нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — яркая, хорошо запоминающая­ся, как правило, короткая тема, чаще мелодия, но возможно и аккордовая последовательность, характеризующая тот или иной персонаж, событие, ситуа­цию или даже предмет и повторяющаяся на протяжении произведения иногда в измененном, но непременно узнаваемом виде. Появился еще в XVII в., но тогда развития не получил. Более широкое применение лейтмотивов начинается во 2-й половине XIX в. На системе лейтмотивов основана музыкальная» драматургия опер Вагнера, в творчестве которого она и получила свое яркое/ последовательное и законченное осуществление.

Лендлер (нем. Landler) — австрийский и южно-германский парный танец в трех­ дольном размере и умеренном движении с прыжками. Стал предшественни­ком венского вальса. Многими композиторами использовался как в опере, та* и в инструментальных произведениях.

Мадригал (ит. madrigale от madre — мать) — полифоническая песня на родном (а не латинском, как в средние века) языке. Возник в профессиональном ис­кусстве Италии XIV в. Темы весьма разнообразны — известны мадригалы пф сторальные, любовные, мифологические, политические, сатирические и др.
Расцвет мадригального искусства приходится на XVI в. Самый известный ав­тор мадригалов — Клаудио Монтеверди.

Мазурка (польск. mazurek — от названия жителей области Мазовии Мазуров) -jf' польский народный танец в трехдольном размере, отличающийся своеоб­разной ритмикой с резкими акцентами, смещающимися на 2-ю и 3-ю доли такта.

Медные духовые инструменты — см. Духовые инструменты.

Мелодрама (от греч. melos — песнь и drama — действие) — особый вид сцени­ческого произведения, в котором монологи и диалоги действующих лиц про­ износятся на фоне музыки (прием мелодекламации). Утратив со временем самостоятельное значение, мелодрама используется в отдельных сценах не­ которых опер (например, в «Фиделио», «Сказках Гофмана»).

Меццо-сопрано (от ит. mezzo — середина и soprano) — женский голос, сред­ний между сопрано (см.) и контральто. Его диапазон — от ля малой до до третьей октавы. Меццо-сопрано отличается полным, насыщенным звучани­ем среднего регистра, красивыми низкими грудными нотами. В итальян­ских операх XVIII—начала XIX вв. не было разделения на сопрано и мец-цо-сопрано. Певицы обладали голосами огромного диапазона, захватыва­ющими как нижние ноты меццо-сопрано, так и верхние сопрановые, и блестящей виртуозностью, которая позволяла исполнять такие техничес­ки сложные партии, как Золушка и Розина у Россини. В настоящее время подобные партии на Западе поют меццо-сопрано, а в наших театрах они обычно исполняются в более высокой тональности (см. ладотональность) певицами-сопрано.

Неоклассицизм — направление в искусстве XX в. В музыке выразилось в воз­ рождении стилистики XVIII в. и более раннего времени. И. Ф. Стравинский выдвинул лозунг «Назад к Баху», подхваченный музыкантами многих стран.
В произведениях неоклассицизма логика конструирования формы, развития музыкального материала, свойственная Баху, Глюку и Моцарту, сочетается с новейшими средствами выразительности.

Ноктюрн (ит. nottumo — ночной) — произведение для одного или нескольких инструментов (голосов), навеянное образами ночи. Первоначально так назы­вались пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ноч­ное время. Вокальные ноктюрны по характеру близки серенаде (см. Ария).
Обозначение «ноктюрн» применяется и по отношению к ночным оперным сце­нам.

Номер (от лат. numerus — число) — самостоятельный законченный по форме оперный эпизод.

Нонет — см. Ансамбль.

Октет — см. Ансамбль.

Опера большая французская — разновидность оперного жанра, появившаяся во Франции на рубеже 20—30-х гг. XIX в. Ее первый образец — «Немая из Портичи» Обера (1828). Отличается обращением к историческим сюжетам в их романтическом преломлении, пышностью, зрелищностью. Непременное условие большой оперы — пятиактная структура и наличие балетной сцены (дивертисмента). Своего расцвета достигла в творчестве Мейербера.

Опера-буффа — итальянская комическая опера, возникшая в 30-х гг. XVIII в.
Ее первый образец — «Служанка-госпожа» Перголези (1733). Опера-буффа родилась из комических интермедий (см.), которые было принято исполнять между актами серьезной (seria) оперы. Ее герои — простые люди, действие развивается стремительно, музыка основана на народно-бытовых интонациях и жанрах. Отличительная особенность оперы-буффа — двухактное строение и использование речитатива-secco (сухого), т.е. точно интонированного гово­ра, сопровождаемого партией чембало (см). Вершина жанра — «Севильский цирюльник» (1816).

Опера лирическая французская — разновидность оперы, появившаяся во Фран­ции во 2-й половине XIX в. Она отличается лирической трактовкой сюжетов большой литературы (Шекспир, Гете), вниманием к изображению преимуще­ственно женских характеров, их тонкой психологической разработкой на фоне жанрово-бытовых сцен. Первый и один из высших образцов лирической опе­ры — «Фауст» (1859). Именно внутри лирической оперы происходит все боль­ шее приближение к реализму, выразившееся, в частности, в стремлении воз­ можно полнее использовать различные формы бытовой музыки.

Остинато (от лат. ostinatus — упорный, упрямый) — многократное повторение какого-либо мелодического, ритмического или гармонического оборота. Как правило, на фоне остинато свободно развиваются одна или несколько мелоди­ческих линий (ария Дидоны, финальный квартет в «Травиате»).

Партитура (от лат. partio — делю, распределяю) — запись многоголосного (оркестрового, ансамблевого, хорового) произведения, при которой партия каж­дого инструмента или голоса (группы одинаковых инструментов или голо­ сов) выписывается на отдельной нотной строке. Эти строки располагаются в определенном порядке: внизу страницы — для струнных инструментов, над ними — хор, еще выше солисты, следующие по высоте строки отведены для ударных. Если в исполнении произведения участвуют ударные инстру­менты с неопределенной высотой звука (барабан, кастаньеты и др.), то им отводится не обычная строчка из пяти линеек, а так называемая нитка, т.е. одна линия. Еще выше — медные духовые и надо всеми — деревянные. Внут­ри каждой группы инструменты распределены по высоте: нижние строчки отведены более низким инструментам, верхние — высоким. Таким образом, самую нижнюю строчку партитуры всегда занимают низкие струнные ( в со­ временном оркестре — контрабасы), самую верхнюю — флейта или флейт та-пикколо.

Паспье (фр. passepied) — первоначально танец бретонских моряков в быстром движении, трехдольном размере. В XVIII в. вошел в инструментальную сюи­ту.

Пассаж (фр. passage — проход, переход) — последование звуков в очень быст­ром движении, трудное для исполнения и призванное демонстрировать тех­нические возможности исполнителя.

Пассакалья (исп. pasacalle — уличная музыка, от pasa — проходить и calle — улица) — первоначально испанская песня с гитарным сопровождением, затем — танец-марш в медленном движении с постоянной басовой осно­вой (остинатной — см. Остинато). Позднее превратилась в самостоятель­ную музыкальную форму, разновидность вариаций (см.) на основе неиз­менного баса.

Пастораль (от лат. pastoral — пастушеский) — оперная, балетная или пантомимическая сцена на стилизованный идеализированный пастушеский сюжет. Яркий пример пасторали — «Искренность пастушки» в «Пиковой даме».

Песня — см. Ария.

Полифония (греч. poly — много и phone — звук) —- в буквальном переводе — многоголосие, в музыкальной культуре — название такого вида многоголо­сия, при котором звучат одновременно два или более мелодических голосов.

Поло (исп. polo) — андалузский танец (а также песня) небыстрого движения в трехдольном размере с упругим ритмом, который подчеркивается притоп­тыванием, хлопками в ладоши, кастаньетами.

Прелюдия — см. Увертюра.

Полька (чешек, polka) — чешский народный танец, появившийся в ЗО-е гг. XIX в.
Его название связывают с интересом, возникшим в Чехии к Польше в связи с революцией 1830 г. Это двудольный танец, движения которого сложились под влиянием экосеза, контрданса и кадрили. Образное содержание музыки может быть различным, от жанрово-лирического до героического.

Размер — ритмическая упорядоченность в поэзии и музыке, основанная на чередовании сильных и слабых (ударных и безударных) метрических единиц.
Основные размеры в музыке — двудольный (в польке, галопе) и трехдоль­ный (вальс). Бывают размеры сложные, смешанные, состоящие из разного количества долей. Пример 11-дольного размера — гимн Яриле в финале «Снегурочки», пример сочетания разных размеров — в «Дон Жуане»(сцена на балу).

Регтайм (от англ, rag — обрывок и time — время) — предшественник джаза, фор­ма городской танцевально-бытовой музыки, зародившейся в американских ба­рах и танцзалах. Исполнялся негритянскими ансамблями. Отличается осо­бым стилем — с несовпадением ритма мелодии и аккомпанемента. В начале XX в. регтайм вошел в моду в Европе и стал использоваться профессиональ­ными композиторами (например, Дебюсси, Стравинским).

Речитатив (от ит. recitare — декламировать) — музыкальная декламация, род вокальной музыки, который стремится передать особенности чело­веческой речи. В ранних операх сложились такие разновидности речи­татива, как secco (сухой) — сопровождаемый аккордами чембало (см.), и accompagnato (аккомпанированный) — в сопровождении более разви­той оркестровой партии. Часто речитатив предваряет арию, с которой может контрастировать как с более распевной, основанной на протя­женной мелодии формой. Благодаря речитативным эпизодам происхо­дит развитие действия, которое в ариозных эпизодах затормаживается.
Со 2-й половины XIX в. речитатив приобретает большую интонацион­ную свободу, гибкость, черты драматизма, благодаря чему создается яр­ кий образ действующего лица. В произведениях XX в. возникает новый тип речитатива, так называемый Sprechstimme, еще более приближен­ный к говору (использован в «Воццеке»).

Ритурнель (отит, ritomo — возвращение) — инструментальные отрывки, обрам­ляющие пение, исполняемые между отдельными строфами текста.

Романс — см. Ария.

Рондо (фр. rondeau — круг) — форма, в основе которой лежит принцип повторяемо­сти одного раздела — рефрена, с которым чередуются новые эпизоды, т.е. прин­цип чередования припева (рефрена) и куплета. В такой форме написаны произ­ведения многих жанров, в том числе и оперные арии (рондо Фарлафа из «Русла­ на и Людмилы», рондо Золушки) и целые сцены (начало 4-й картины «Садко»).

Секстет — см. Ансамбль.

Септет — см. Ансамбль.

Серенада — см. Ария.

Симфония (греч. symphonia — созвучие) — 1. Многочастное произведение для симфонического оркестра с первой частью, как правило, в форме сонатного аллегро (см.); 2. — см. Увертюра.

Скерцо (ит. scherzo — шутка) — обозначение пьесы, эпизода или части крупно­ го произведения, отличающейся шутливым, юмористическим, а подчас гро­тесковым характером. Скерцозными являются некоторые сцены опер, в частности, в «Фальстафе».

Скочна (чешек, skocit — прыгать, скакать) — чешский народный танец в двудольном размере и быстром движении с характерными подскоками, подчер­кивающими бодрость, живость.

Сонатное аллегро (сонатная форма) — музыкальная форма, основанная обычно на сопоставлении или конфликте двух различных образов (главной и побоч­ной партии). Название, заключающее в себе обозначение быстрого темпа (ал­ легро), родилось вследствие того, что эта часть циклического произведения —- сонаты или симфонии (см.) — обычно исполняется в оживленном движении.

Сопрано (от ит. sopra — над, сверх, превыше) — высокий женский голос с диа­пазоном от до первой октавы до ми, а в отдельных случаях — соль третьей октавы. Для сопрано написано огромное количество оперных партий самых различных характеров — от нежных, трогательных (Джильда в «Риголетто», Марфа в «Царской невесте») до глубоко драматических (Тоска, Катерина в «Катерине Измайловой», Брунгильда в «Кольце нибелунга»). На русской сцене принято деление на лирико-колоратурное, лирическое и драматиче­ское сопрано, но в мировой практике оно отсутствует. Сопрано — также вы­сокая партия в хоре и название высокого детского голоса.

Спиричуэле (англ, spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, синтетический жанр, появившийся в результате взаимодействия англо-саксонской и афро-негритянской традиций. Их поэтические тексты име­ют в основе протестантские гимны. •Струнные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук в которых извлекается при помощи колебания натянутой струны. По способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые и клавишные (см.). В смычковых инструментах звук возникает в результате движения смычка по струне. Они составляют основную группу оркестра. Это скрипка, альт, виолончель и кон­трабас. Иногда в опере используются и старинные смычковые (виола д'амур в «Гугенотах»), В щипковых звук извлекается пальцем (арфа) или плектром (медиатором) — специально предназначенной для этого пластинкой. Такие щипковые, как мандолина или балалайка, иногда вводятся в оперный оркестр для придания специфической краски («Дон Жуан», «Нос»).

Сцена — относительно законченная часть акта или картины. Композиторами ча­сто дается определение: «Сцена и ария», «Сцена и дуэт», «Сцена и хор».

Сюита (фр. suite — ряд, последовательность) — многочастная музыкальная фор­ма, в которой отдельные части сопоставляются по принципу контраста. Пер­воначально связана с танцевальными жанрами. В опере встречается как ба­ летная сюита (непременная часть французской «большой оперы»), иначе называемая дивертисментом. Существуют сюиты, составленные из оркест­ровых оперных эпизодов для исполнения в симфонических концертах («Три чуда» из «Сказки о царе Салтане», «4 морские интерлюдии» из «Питера Граймса»).

Танго (исп. tango) — вначале аргентинская песня, а к концу XIX в. — парный танец в двудольном размере и небыстром движении, заимствовавший от ха­банеры (см.) ритм аккомпанемента. В начале XX в. распространился по все­му миру.

Тембр (фр. timbre — метка, марка, т. е. отличительный знак) — специфическая окраска звука, которая зависит от материала источника звука, его формы, ве­личины и резонатора.

Тенор (от лат. tenor — непрерывный ход, напряжение голоса) — высокий муж­ской голос, яркий и звонкий по тембру, с диапазоном от до малой до до (из­ редка ре) второй октавы. Принято записывать партию тенора на октаву выше его действительного звучания. Иногда тенора разделяются по характеру на лирические (Ленский, Фауст), драматические (Герман, Радамес), героические (Самсон, персонажи Вагнера).

Терцет — см. Ансамбль.

Тесситура (от ит. tessere — ткать) — звуко высотное строение мелодии по отношению к общему диапазону исполняющего ее голоса; определяется от­ резком звукоряда, в котором расположена основная часть мелодии. Партии теноров и сопрано в операх итальянских, в частности, композиторов вклю­чают в себя предельно высокие ноты, доступные данному голосу — для показа его красоты и возможностей. В русских операх чрезвычайно краси­вы глубокие бархатные низкие звуки у басов (ария Кончака в «Князе Иго­ ре», ария Гремина в «Евгении Онегине»). Иногда певцы сами добавляют
эффектные высокие ноты (в кабалетте Манрико в «Трубадуре», в ариозо Онегина из 3-й картины «Евгения Онегина»). Однако в целом вокальные партии пишутся в средней тесситуре и потому удобны для певцов. Вокаль­ные партии в операх Вагнера или Р. Штрауса, не имеющие предельных нот певческого голоса, в целом написаны в несколько более высокой тесситу­ре, не столь удобной для певцов, и вызывают постоянное напряжение го­лосовых связок. Понятие удобной тесситуры достаточно индивидуально и зависит от особенностей голоса певца. Не случайно до середины XIX в. композиторы обычно писали оперы в расчете на вполне конкретных ис­полнителей, сообразуясь с их вокальными данными. Иногда для удобства певца тесситура меняется: происходит замена отдельных звуков арии, а иногда и вся она переносится на полтона или тон ниже. Такое перенесе­ние произведения в другую тональность (см. Ладотональность) называет­ся транспонированием. Чайковский, например, транспонировал арию Гер­ мана из последнего акта «Пиковой дамы».

Трель (от ит. trellare — дребезжать) — виртуозное украшение инструментально­ го типа, заключающееся в быстром многократном чередовании двух соседних звуков.

Тремоло (ит. tremolo — дрожащий) — быстрое многократное чередование двух не соседних звуков, аккордов или одного и того же звука, возможное на неко­торых инструментах (струнных, литаврах). Создает ощущение трепета, ужа­са, страха.

Трио — см. Ансамбль.

Увертюра— (фр. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — оркестровая пьеса, исполняющаяся перед началом оперы при закрытом занавесе; бывают увертюры, созданные на самостоятельном музыкальном материале, но пере­ дающие основную идею или характер предваряемого произведения (на­ пример, в операх Моцарта или Россини), другие используют основные темы оперы (например, в операх Вебера, Вагнера). Если предваряющий оперу эпи­зод невелик по размерам, он может называться Вступлением или Прелюдией (от лат. игра). В XVII в. вступительная пьеса нередко называлась симфонией; иногда такое обозначение встречается и в XIX в. (на­ пример, в «Сицилийской вечерне»). Интродукция — сравнительно неболь­шая увертюра, которая отличается свободой построения (например, в «Пико­ вой даме»).

Ударные инструменты — группа инструментов, в которых звук извлекается по­ средством удара по ним рукой или чаще специальным приспособлением (па­лочкой, колотушкой и др.), а также ударом частей инструмента одна о дру­гую. Ударные инструменты делятся на имеющие звуки определенной высоты
Краткий словарь музыкальных терминов 683
(например, ксилофон, челеста, колокола, литавры) и с неопределенной высо­той звука (барабан, бубен, кастаньеты, треугольник, тарелки). Их наличие в оркестре не является строго регламентированным, а зависит от замысла композитора.

Унисон (от лат. unus — один) — исполнение одной и той же мелодии двумя и бо­лее исполнителями одновременно.

Филировка звука (от ит. filare — тянуть) — прием исполнения, при котором певец на одном долго тянущемся тоне постепенно меняет силу звучания голоса, ослабляет или усиливает звук, пользуясь его тончайшими града­циями.

Финал (лат. finale — конец) — сцена, заключающая оперу или отдельный акт.
Финалы могут быть различными по характеру и составу действующих лиц.
Так, например, в опере-буффа сложился ансамблевый финал, стремительный, насыщенный действием в I акте и знаменующий счастливую развязку во П.
Встречаются финалы дуэтные или сольные, особенно при трагической раз­ вязке («Отелло», «Вертер», «Манон Леско»), торжественные хоровые («Рус­ лан и Людмила», «Снегурочка»).

Фуга (лат. fuga — бег, бегство) — форма полифонической музыки, основанная на одной музыкальной теме, которая, подчиняясь строго определенным пра­вилам, проводится в разных голосах, а далее подвергается развитию. В опере может служить изобразительным целям (например, картина битвы в «Макбе­те», сцена драки в «Нюрнбергских мейстерзингерах»).

Фугато (ит. fugato — подобно фуге) — музыкальный эпизод, который начинает­ся как фуга, последовательным вступлением одной темы в разных голосах, но затем переходит в музыку аккордово-гармонического плана.

Фуриант (чешек, furiant — гордец, зазнайка) — чешский народный танец юмористического характера в быстром темпе с переменным (двух-трехдольным) раз­ мером и острыми ритмическими акцентами. В танце партнер изображает на­ дутого спесивого крестьянина, а партнерша танцует то перед ним, то вокруг него, после чего танец переходит в парный вариант левдлера (см.).

Хабанера (исп. habanera — гаванская, из Гаваны) — испанская (по происхожде­нию кубинская) народная песня танцевального склада, отличающаяся четким острым ритмом в двудольном размере.

Хорал (от греч. chore — хор) — общее название песнопений католической и протестантской церкви. Хоралы отличаются строгим, возвышенным харак­тером, мерным движением.

Чембало (ит. cembalo) — итальянское название клавишного инструмента (см.), в других странах именуемого клавесином, спинетом, верджиналом. Обычно
чембало представляет собой изящный плоский ящик четырехугольной фор­ мы на ножках с натянутыми внутри струнами разной длины, звук из которых извлекается путем нажатия на клавиши. В опере служил для сопровождения речитативов-secco.

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение, выявление) — направление, возникшее в искусстве начала XX в. в Австрии и Германии, а позднее распространившееся в другие страны. Его эстетику определяет предчувствие катас­трофы, охватившее Европу в канун первой мировой войны, ощущение неус­тойчивости, тревоги, а частой ужаса перед надвигающимся Неизвестным. Вы­ разительные средства музыкального экспрессионизма — острая, изломанная, часто разорванная мелодика, резко контрастирующая динамика, жесткая, ос­тро диссонансная гармония, отказ от привычных ладотональных связей. Вер­ шина экспрессионизма в опере — «Воццек».


Рецензии