Черноморский цугцванг. сокращённый вариант

7 ноября 2021 года по Центральному Телевидению (НТВ) в 14 час. 15 мин. был показан репортаж о проведенной поисковой работе  по выяснению причин и факта гибели теплохода "АРМЕНИЯ" 7 ноября 1941 года. вышедшего утром из Ялты в направлении Кавказа (Туапсе). Сразу по началу войны теплоход "Армения" Черноморского морского пароходства, обслуживавший Крымско-кавказскую грузо-пассажирскую линию был переоборудован в санитарный транспорт и использовался довольно успешно в этом качестве до самой гибели. Он интенсивно работал по медико-санитарному обслуживанию
 73-х дневной обороны Одессы, вывезя более 15 000 раненых в госпитали Крыма и Кавказа. И так же плодотворно использовался при обороне Крыма и Севастополя.
Обо всём этом более подробно можно прочесть в многочисленных источниках и Википедии. Цель моей статьи несколько специфична. Я уже довольно продолжительно как уроженец Ялты занимаюсь этой темой (более трёх лет) и опубликовал несколько работ по обстоятельствам и причинам гибели теплохода. Я опосредовано был в курсе тех мер, которые предпринимались по поиску места затопления и обстоятельств гибели... Теперь хочется высказаться о прошедшем репортаже. В своих статьях я часто задавал некоторые вопросы и высказывал различные предположения относительно факта гибели теплохода, обращаясь к общественности и оставшимся руководителям обороны Севастополя и другим причастным лицам, удивлённый очень малому количеству материалов и высказываний по данному поводу. А ведь это факт нашей героической истории и общенациональной беды. В рамках заданных самому себе и обществу вопросов в данной передаче я получил ответы на многие вопросы и хочу подчеркнуть факт добросовестного и глубокого проникновения в тему организаторов передачи.О громадности проделанной работы, скрупулёзного изучения документов, относящихся к техническим данным судна, его ходовым качествам и грузовместимости. Внушает
доверие и уважение к проделанной работе та добросовестность, с которой
вовлечённые в поиски лица отнеслись к своему гражданскому долгу. Огромное им спасибо.
На все животрепещущие, возникшие у меня вопросы, за некоторыми исключениями, я получил почти исчерпывающие ответы по факту и обстоятельствам гибели судна.
Остались только некоторые расхождения в показаниях "свидетелей",технических деталях и праздный интерес к некоторым нюансам.
Интересующимся скажу, что в Интернете можно найти в ГУГЛЕ этот материал  под названием, указанным в заголовке моей статьи. Готов к дискуссии по данной теме.
........................
Первое упоминание о судьбе теплохода Черноморского морского пароходства "Армения" я сделал в своём очерке "НАКАНУНЕ", где описывал последний его заход в ялтинский порт в качестве госпитального судна с особой миссией. И вот вновь всплыл вопрос о его местонахождении на дне моря и предыдущих безуспешных попытках поисков.
Поступили сообщения о подготовке экспедиции к предполагаемому месту гибели теплохода "Армения". Это событие стало темой обсуждения в Артеке, где собираются привлечь к этому мероприятию детей! Я считаю, что пока Москва не рассекретит характер погруженного в Балаклаве груза. затевать мероприятия по поиску теплохода бессмысленно. По некоторым данным в Балаклаве в ночь на 7 ноября 1941 года на "Армению" были погружены части разрабатываемой в то время программы по созданию атомной бомбы, в которой принимали участие и немецкие учёные в институте под Москвой и они прекрасно были осведомлены о том, что производилось в Балаклаве, вот почему немцы не упустили возможности похоронить проект и потопили "Армению" - они знали, какой груз она везёт..
Если это подтвердится, то никакие поиски ничего не дадут. В результате детонации от взрыва бомб (или торпед) произошёл мощный взрыв внутри самого корабля,
который не оставил от него никаких крупных обломков, так что на дне предполагаемой гибели уже давно ничего нет! Увы! Хотя должен подчеркнуть, что это моё сугубо частное мнение и я буду рад оказаться неправым.
...........................
В канун празднования  74 годовщины Дня Победы в СМИ появились сообщения о том, что сняты многие грифы секретности с эпопеи Севастопольской обороны  в ВОВ и военные действия по взятию Севастополя в мае 1944 года. Однако, о гибели теплохода, приспособленного под санитарный  транспорт - "Армения", так ничего и не раскрыто. А свидетелей  его последнего похода из Севастополя в Туапсе было много. И самое главное, свидетелей его захода в Балаклаву и Ялту. В Ялте "Армения" забрала последний оставшийся партийный актив и членов семей и вышла в море уже на рассвете 7 ноября, когда в небе господствовала немецкая авиация, так что "Армения" была обречена на гибель.
И вот тут встаёт вопрос: что за груз она забрала в Балаклаве под наблюдением и охраной отдела НКВД, потратив на это несколько часов тёмного времени суток, и получив приказ зайти в Ялту? Неужели отдавшие эти приказы не понимали, что транспорту не хватит тёмного времени, чтобы дойти до Туапсе? Тогда на что надеялись? Предположить, что ответственные лица (руководитель севастопольского укреп.района адмирал Октябрьский и другие оперативные работники) не были осведомлены о состоянии линии фронта и что немцы уже на подходе к Ялте, невозможно даже подумать. Хотя, такую версию отбрасывать нельзя. Некоторые источники сообщают, что немцы вошли в Ялту 8 ноября утром, то есть через сутки после ухода из порта "Армении", но это существенно дела не меняет - от Ялты до Туапсе она шла бы в дневное время, что чревато атакой с воздуха и даже на воде - то ли торпедными катерами, то ли подводными лодками. Но факт есть факт - немцы были на окраине Ялты, в Массандре, откуда хорошо видна вся акватория ялтинского порта, уже 7 ноября и видели, как "Армения" выходила из бухты в море. Гибель "Армении" была, как это ни жутко звучит, ЗАПРОГРАММИРОВАНА. Сознательно или от неразберихи - положения не меняет. И вот теперь встаёт вопрос: что за груз она взяла в Балаклаве? Именно этот груз отнял несколько часов драгоценного ночного времени, когда авиация противника не работала. Погибли все работники НКВД, сопровождавшие груз, но те, кто остался на берегу в Балаклаве - неужели все погибли? А что в Москве не знали, что грузили на "Армению" - знали  и вот эти документы до сей поры не рассекречены. Какая государственная тайна является таковой до наших дней?
А ведь "Армения" унесла с собой на дно около 7 000 жизней - раненых, мед.работников, команду судна и тысячи работников разного уровня деятельности!
Вечная им память! Назови, страна, своих павших героев и просто безвестных воинов.
......................
Если мне не изменяет память, где-то в середине апреля 2021 г. ЦТ сообщило о том, что в пятнадцати милях от Ялты,на глубине 1500 м. было найдено место залегания корпуса "Армении" единым фрагментом и лежит на ровном киле. На крымском ТВ промелькнуло сообщение о том, что в экспедицию по поиску места гибели "Армении" было включено несколько энтузиастов из числа работников "Артека". По словам ведущего репортаж выходит, что "Армения" заходила рейсом из Севастополя не только в Балаклаву и Ялту, но и в "Артек и забирала что-то  из "Артека". И ещё он сообщил, что поисковая группа обнаружила судно и смогла выяснить, что на судне нет ни одной из числа штатных (20 шт.)спасательных шлюпок, явно давая понять бестолковому слушателю, что экипаж использовал-таки их по назначению. Не знаю, чего здесь больше - цинизма или идиотизма? При более чем пятикратном  превышении числа людей никаких шлюпок не хватит.
К слову: "Титаник" находился на плаву более 2-х часов и то не смог использовать все шлюпки, даже при их фактической нехватке на судне при всеобщей панике и большом крене судна. А "Армения" по свидетельству уцелевших пострадавших затонула  за четыре минуты  после попадания немецких бомб.
Приведу свидетельство одного из авторитетных очевидцев. И.Вергасов, писатель, в своей книге "Крымские тетради" от лица своего героя - одного из руководителей партизанского движения Крыма, покидая Ялту в последней группе уходящих в лес руководителей отряда, с высоты Шаган-Кая, на 1450 м. н.у.м. (с 1956 г здесь оборудована "Беседка ветров) сообщает следующее: "... и открылась даль моря. Мы все  одновременно увидели "Армению". Теплоход шёл на восток, оставляя за собой
расходящийся пенный след.  Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это  последний транспорт из покинутого города, на нём одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты,врачи, многие семьи партизан... Тучи разошлись и вовсю открылось небо. И вдруг крик Захара Амелина: "Идут!"  Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах -
 трёхстах, мы видели лица лётчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом. выстроились и началась безнаказанная карусель. Со стороны сторожевиков ударили зенитные пулемёты, но разве плетью обух перешибёшь? Фашисты пикировали, как на учениях. Теплоход переломился пополам и буквально за считаные секунды исчез, оставив после себя чёрную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн..."
И опять вопросы: почему санитарное судно сопровождала вооружённая охрана. По всем международным правилам санитарные суда ходят под охраной ЗАКОНА. То есть немцы бомбили судно, везущее что-то военного назначения. Что именно? И тут приходит на ум сразу балаклавский груз. Я уже писал о своём предположении о характере этого груза. А Москва молчит. Никакого снятия секретности. Такие дела.
И на помпезное сообщение ведущего корреспондента ТВ о том, что шлюпки не обнаружены на лежащем на дне судне. у меня сразу нарисовался ответ: ДА ИХ ТАМ И НЕ БЫЛО! Несмотря на трагизм ситуации смешно становится от попытки использовать шлюпки в случае надобности. Куда, например поставили ящики с балаклавским грузом при полностью забитой людьми верхней палубе? На места, которые в мирное время занимали шлюпки. В этом вся аллюзия. А вопросов по-прежнему много,а ответов нет.
Ау, Москва!

Р.S.  Смотрю я на это двухъярусное расположение спасательных шлюпок и думаю: Нет! Трагический опыт "Титаника" не пошёл впрок Это ж сколько нужно времени, порядка, дисциплины и умения, чтобы одновременно с двух бортов, заполнив мечущимися людьми, опустить их на поверхность моря, освободить шлюпки от канатов (кто-то из команды должен находиться в шлюпках вместе с пассажирами),затем отвалить от борта, завалив шлюп-балки и опустив их до уровня палубы, заполнить так же и их, и опустить до воды. Хорошо, если шлюпки с моторами, а если на вёслах??? А если шторм? А если большой крен судна? А если сверху падают бомбы и строчат пулемёты? А если всё это одновременно? А как с лежачими, ранеными?
В условиях войны, когда, либо все дойдут до берега, либо все уйдут на дно - ответ однозначен! Шлюпки занимают много места - куда девать балаклавские ящики? - Шлюпки долой! И без аллюзий!


Рецензии
Согласен с Вами, очень много непонятного. Адольф, понял, что Вы глубоко интересовались этой темой, поэтому мне интересно было бы узнать, какие результаты исследований были опубликованы?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.11.2024 18:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за визит и интерес! В начале своего репортажа я обозначил, где можно прочитать о результатах поиска судна и в передаче по ТВ было рассказано о результатах. Но лично у меня овтались вопросы. на которые до сей поры нет ответов. Москва упорно молчит о подробностях событий, связанных с гибелью "Армении". Жму руку! Всех благ и здоровья!

Адольф Зиганиди 2   06.11.2024 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.