Сигнал об идеальном убийстве
В далёком 1954 году известный американский и британский
кинорежиссёр Альфред Хичкок экранизировал пьесу Фредерика
Нотта "Телефонный звонок". Так мир увидел камерный
психологический детектив, который уже много лет входит десятку
лучших фильмов детективного жанра по версии Американского
института кино. В русском переводе фильм получил название "В
случае убийства набирайте "М".
Сюжет фильма повествует о жизни высшего английского общества
после Второй мировой войны. Почему же фильм о жизни
английского высшего класса, с момента выхода которого скоро
исполнится 70 лет, интересен для зрителей во многих странах
мира? Давайте разбираться. Попытаемся вместе рассмотреть и
понять сюжет фильма.
Представьте престижный район в послевоенном Лондоне. Бывали в
этих местах? Там в богатом доме проживает супружеская пара.
Прошу познакомиться: в прошлом известный теннисист Тони
Уэндис (роль которого исполняет Рэй Милланд) и его
очаровательная богатая супруга по имени Марго. Роль Марго в
этом фильме великолепно исполнила известная американская
актриса Грейс Келли. Их супружество - это типичный брак по
расчёту. Раньше Тони привлекал Марго как известный теннисист и
публичная личность, сам Тони явно не испытывает к Марго каких-
то нежных чувств, он всегда рассматривал её как "денежный
мешок". У супругов нет детей, но главное, что, судя по всему, у них
нет взаимоуважения и взаимопонимания друг к другу. Они делают
хорошую мину при плохой игре, поддерживая иллюзию
счастливый совместной жизни. Богатая жизнь высшего общества
вносит свои коррективы, оба супруга прежде всего привыкли
получать удовольствие от жизни и ни в чём себе не отказывать.
В таких условиях их отношения могут казаться достаточно
прочными и устойчивыми. Однако в определенный момент Марго
знакомиться с американским сценаристом Марком Хэллидэем. Они
становятся любовниками. Вскоре об этом узнаёт Тони, который,
видимо, не слишком сильно огорчён этим фактом, но он начинает
понимать, что Марго в любую минуту может уйти от него-... и
тогда придётся лишиться её огромного состояния. Осознав
сложность своего положения, Тони сперва задумывает убить
Марка, но потом понимает, что правильным для него решением
будет избавиться от Марго и завладеть по завещанию её деньгами.
В это время Тони исполняет все желания Марго, старается быть
хорошим мужем в её глазах, он даже бросает теннис, чтобы больше
уделять времени супруги и добиться её благосклонности. Стараясь
исполнять все желания Марго, Тони на некоторое время вновь
сумел завоёвывать её признание, роман с Марком постепенно
начинает затухать. Тони некоторое время ждал, что супруга во всём
ему признается, но этого не произошло..
Теперь Тони окончательно уверен, что жена в любой момент может
уйти от него вместе со своими миллионами, а на месте Марка
может оказаться любой другой. Он начинает выстраивать картину
идеального убийства своей жены, чтобы завладеть её деньгами и
остаться вне подозрения.
Тем временем Марк Хэллидэй вновь прибывает в Лондон и под
видом важного друга жены приходит к ним в дом. Тони
воспользовался этой ситуацией и отправил свою жену вместе с
любовником в театр, чтобы в момент их отсутствия разработать
план убийства жены.
Для этого он приглашает к себе некого афериста по фамилии Суон
(его роль исполняет актёр Энтони Доусон). Когда-то Тони учился с
Суоном в одном колледже, а потом случайно узнал о его
преступлениях. Тони решил, что при помощи шантажа и подкупа
он заставит Суона убить Марго по заранее разработанному плану.
Вот хитроумный плану Тони: следующей ночью, когда он с
Марком будет веселиться на мальчишнике, Марго будет ночевать
одна. Суон, имитируя ограбление, должен будет в условленное
время зайти в дом и ждать сигнала, спрятавшись за занавеской. Для
этого Тони заранее положил ключ от входа в дом под ковриком у
двери. В оговоренное время Тони из мужского клуба по телефону
позвонит себе домой. Услышав звонок, Марго подойдёт к
телефону. Притаившейся за занавеской Суон, должен будет
набросить на шею Марго чулок и задушить её. Потом Суон должен
будет изобразить следы попытки ограбления и покинуть дом. По
своему убеждению, Тони считал, что он разработал сценарий
идеального преступления, которое не сможет раскрыть полиция.
В пятидесятые и шестидесятые года XX века, на дисках
телефонных аппаратах были не только буквы но и цифры. С буквы
«М» начинается номер домашнего телефона Тони и Марго. Здесь
буква «М» как бы символизирует первую букву имени Марго, а
также -первую букву английского слова «murder» (убийство).
Таким образом, раскрывается смысл названия фильма "В случае
убийства наберите "М". Тони позвонит по телефону, набрав сперва
букву "М"- и после этого произойдёт убийство Марго.
Хочется, отметить, что план «идеального убийства» и сама сцена
покушения на Марго сегодня смотрятся довольно нелепыми и
смешными. Судите сами: уж очень рискованным выглядит
предложение Тони Суону совершить преступление при помощи
шантажа и подкупа, ведь Суон вполне может всё рассказать Марго
и потребовать за это вознаграждение.
Суон показан как жулик и аферист, но он не профессиональный
убийца. Отсюда вопрос: откуда уверенность в том, что Суон в
принципе способен задушить Марго чулком? Тут вспоминается
известная советская комедия «Операция «Ы» или новые
приключения Шурика».. помните, как герой Г. Вицина Трус,
готовясь к инсценированному ограблению склада, долго тренирует
движение по усыплению старушки-охранницы при помощи маски с
хлороформом? А тут Суон должен совершить «идеальное
удушение «без всякой тренировки... Согласитесь, что это смотрится
немного комично. Далее перед зрителями предстаёт сама сцена
«идеального преступления». Ночью Тони звонит домой, Марго
спит, но просыпается (хотя могла бы и не проснуться от этого
звонка) только после продолжительного звонка. Она идёт в другую
комнату к телефонному аппарату, поднимает трубку, но в ответ
слышит только тишину....
Долгое время она продолжает говорить "алло-алло»", хотя не
слышит собеседника.
И вот после некоторых колебаний из-за занавески наконец-то
выходит Суон. Он набрасывает ей на шею чулок, защищаясь,
Марго случайно нащупывает ножницы ; и втыкает их под лопатки
грабителю. Суон падает на спину, ножницы вонзаются в его тело..
и он умирает. В этот момент Марго снова берёт трубку, чтобы
попросить случайного человека вызвать полицию, вдруг она
неожиданно слышит голос своего любимого мужа…
Тут отмотаем плёнку назад и постараемся проанализировать саму
сцена попытки убийства. Всё выглядит довольно наигранно и не
вполне естественно, смотрите: Марго долгое время пытается
дождаться ответа на телефонный звонок, незадачливый убийца, на
котором надето пальто, всё-таки решается её задушить чулком, но
её спасают ножницы, оказавшиеся рядом с телефонным аппаратом.
Кажется, что сопротивление хрупкой женщины уже сломлено, но
ей случайно удаётся в момент удушения вонзить ножницы в спину
злоумышленника, пронзив насквозь пальто, что со стороны также
выглядит не очень убедительно... В минуты просмотра этой сцены
невольно вспоминается роман Достоевского «Преступление и
наказание». Родион Раскольников считал «идеальным орудием»
убийства топор, причём для верности удар по голове старушки-
процентщицы он наносил тыльной стороной, но в этом сюжете
появляется именно чулок, как некий символ беззащитный
женственности, на которую покушается злодей.
Вообще для фильмов 1950-х годов практически всегда характерна
некоторая наивность в сюжете и в игре актёров. Но только ли в
наивности дело? Вполне возможно, что Хичкок таким
своеобразным способом высмеивает саму возможность совершить
«идеальное преступление», заставляя зрителей задуматься об этом
при помощи достаточно наивных сцен.
Также следует отметить, что в фильме нет каких-то особо острых
зрелищ, нет перестрелок и погони, постановочных драк,
специальных эффектов, но сама игра актёров умело держит
зрителей в напряжении в течение всего фильма, сохраняя интригу и
интерес к происходящему. В этом и заключается впечатляющая
игра актёров в сочетании с психологическим приёмами. Таким
образом, достаточно простой детективный сюжет способен
завораживать зрителей уже почти семь десятилетий.
Исполняющая роль Марго актриса, несмотря на некоторые наивные
моменты, выглядит уверенно и обворожительно, ведь Грейси Кели
в реальной жизни- эта девушка из высшего общества,
благосклонности которой часто пытались добиться нечистые на
руку джентльмены, которые часто пытались «положить глаз» на её
состояние и общественный статус.
В это время на экране разворачивается новая часть детективного
сюжета. Тони приезжает домой и решает подстроить улики так,
чтобы Марго обвинили в умышленном убийстве. Он подсовывает в
карман убитого ранее украденное им письмо, которое Марго
написала своему любовнику Марку. После этого Тони потихоньку
кладёт в сумочку жены ключ, который он вынимает из кармана
мёртвого Суона. Также Тони уничтожает чулок, которым убийца-
неудачник пытался задушить Марго.
Прибывшие на место преступления полицейские находят письмо
Марго, которое её компрометирует. Чулок-орудие несостоявшегося
убийства уничтожен, всё говорит о том, что Суон шантажировал
Марго и из-за этого она его убила.
Несчастную Марго арестовывают, очень скоро состоялся суд
присяжных, который признал её виновной и на этом основании ей
был вынесен смертный приговор.
С точки зрения британского права, сам факт скорого следствия и
судебного разбирательства, которые закончились вынесением
смертного приговора, в данной ситуации достаточно сомнителен,
но всё это умело добавляют эффект трагизма в напряжённый сюжет
фильма.
За день до казни Марго её любовник Марк Хэллидэй приходит к
Тони и предлагает ему ради спасения Марго взять вину на себя,
рассказывая ему на уровне интуиции историю подготовки
несостоявшегося убийства жены. Тони, конечно, отказывается от
такой возможности. В это время приходит дотошный детектив
Хаббард, который заинтересовался откуда Тони берёт деньги на
крупные ежедневные траты. Воспользовавшись ситуацией, он
подменил плащ, который надевает на себя ничего не
подозревавший Тони. Детектив Хаббард делает вид, что он
удовлетворён всеми ответами Тони и рекомендует ему забрать
сумочку своей жены в полицейском участке.
Тони уходит за сумочкой, а в это время наступает развязка.
Неожиданно Марго привозят домой. Она пытается открыть дверь
своим ключом, но это ей не удаётся сделать. В это время Хаббард и
другие полицейские находят настоящий ключ Марго под ковриком
у двери.
Выясняется, что по договорённости с Тони, Суон, идя на
преступление, открыл дверь и успел положить ключ обратно под
коврик. После гибели Суона, Тони, обыскивая его мёртвое тело,
принял ключ Суона за ключ своей жены. Таким образом, Тони
подбросил в сумочку Марго ключ Суона, которым было
невозможно открыть дверь дома.
Это стало роковой ошибкой Тони Уэндиса.
Сам Тони вскоре возвращается домой из полицейского участка, там
его ожидают Хаббард, Марк Холлидэй и сама Марго.
Тони пытается войти к себе домой, но не обнаруживает свой ключ в
кармане, ведь он «по ошибке» надел плащ детектива Хаббарда.
Тони пытается воспользоваться ключом, взятым из сумочки Марго,
но не может им открыть дверь, ведь это ключ Суона. Тут он
вспоминает, что настоящий ключ Марго должен лежать под
ковриком. Тони достаёт ключ, открывает дверь и ...оказывается в
руках полиции. Марго видит его смятение и крах. В этой ситуации
Тони вынужден признать свою вину. Правосудие и справедливость
вновь торжествуют. В конце фильма на экране появляется
британский полицейский в шлеме, который уверенно охраняет
закон и порядок.
Слаженная игра актёров заставляет зрителя поверить в
происходящее и сочувствовать главной героине.
Важное место в фильме играет музыка выходца из России Дмитрия
Тёмкина, которая позволяет на психологическом уровне раскрыть
саму идею победы добра над злом и укрепить веру зрителей в
справедливость
В данном фильме детективный сюжет и вера в справедливость
становятся важнее социальных проблем, которые поднимаются в
пьесе Фредерика Нотта "Телефонный звонок". Сам Нотт, видимо,
был согласен с возможностью такой интерпретации собственной
пьесы т. к. выступил в качестве автора сценария данного фильма.
Последующие экранизации данные пьесы Нотта ставили уже
другие акценты.
В советском фильме «Ошибка Тони Вендиса» 1981 года
краеугольным камнем повествования проходит мысль о том, что в
капиталистическом обществе, где всем миром правят деньги,
любой человек способен на преступление.
В 1998 году в США по мотивам данной пьесы вышел фильм
«Идеальное убийство». Динамичный сюжет этого фильма
рассказывает о том, как сильная женщина сама смогла раскрыть
аналогичное преступление и собственноручно наказать мужа,
который хотел организовать её убийство.
Относительно недавно в 2016 году в Государственном
академическом театре им. Моссовета был поставлен спектакль с
одноимённым названием известного фильма -"В случае убийства
набирайте "М". Зрители увидели сложную полифоническую и
психологическую драму, в которой, пожалуй, нет ни одного
положительного героя. Богатая и наглая Марго Уэндис в этой
постановке фактически делает преступником своего мужа,
которого считает своей игрушкой. В конце спектакля делается
намёк на то, что её любовник Марк Холлидэй станет её мужем и
полностью повторит судьбу Тони.
Все эти поздние вариации вызывают смешанные чувства тревоги и
сомнения. Возможно, что поэтому уже почти 70 лет, несмотря на
более новые экранизации данной пьесы, большинство зрителей
предпочитают старый добрый фильм Альфреда Хичкока с
очаровательной Грейс Келли. В настоящее время этот фильм
занимает весьма почётное 162 место из 250 самых популярных в
мире фильмов по версии сайта IMDb.com. Такую высокую оценку
дают современные зрители из самых разных стран мира, которые
верят в победу добра и справедливости даже в самой тяжёлой
ситуации.
Свидетельство о публикации №223031501814
Нотта -"В случае убийства набирайте "М". Любопытно, что последующие попытки усложнения сюжета и более современной интерпретации только уничтожили уникальную атмосферу произведения. Не всё, что гениально так уж и просто, но гениальность несомненно заключается в способности передавать всё самое сложное в очень простых знаках и формах отображения авторской задумки. К сожалению, данный текст опубликовали на другом ресурсе с большими искажениями и ошибками, поэтому надеюсь, что здесь у всех желающих появится возможность прочитать оригинал этой статьи.
Николай Шеляпин 29.10.2023 18:48 Заявить о нарушении