О двух этн. группах кавк. аварства
После проделанной нами работы, на основе изучения аварской лексики мы можем слелать следущие выводы:
1. Уникальная лексика с многочисленными совпадениями с монг. языками сохранилась больше в диалектах, чем в литературном аварском. Диалекты ближе, в том числе и по фонетике и по количеству нетривиальных совпадений монгольским языкам, чем литературный аварский. Разница существенная. Литературный аварский - более кавказская разновидность аварского языка, а диалекты - создают впечатление более монгольских.
2. Такого народа как "магIарулал" [ma'arulal] в древности одназначно не существовало.Это - позднее явление.
3. Среди горского аварства можно выделить, как минимум, 2 основные аварские группировки, одна X'WN [Хьонал, Хьванал] и вторая - СОЛЧИ [Салал]. Последние были расселены по склонам гор, а первые - на равнине. Хоны армянских источников о Кавказской Албании- это и есть ХОНЫ-ХВАНЫ. Они в свою очередь должны были входить в более многочисленную группировку с участием номадов. В античных источниках эта группа согласуется с упоминанием ХИОНОВ (Хионайе, Хийаона Авесты) Они не жили в горах, но могли попасть туда со временем. Тревер правильно подместила, что это - кавказцы и упоминаются в источниках давно.Да, для этого региона они - кавказцы, но это - хионы. Таким образом, частично подтверждается точка зрения Гумилёва Л.Н., что "авары, наводившие ужас на Европу являлись малочисленным народом Хион"
4. Другая часть аварского народа, это СИЛЬВЫ античных источников о Кавк. Албании.
5. Никакой отдельной андийской группировки не существовало, потому что они тоже относились к "хьонам", "хьванам". Андийцы изначально входили в группировку "хонов", они же - хоны армянских и хионы иранских источников. В греческой передаче - ХИОНИТЫ (белые гунны, красные гунны)
6. Гидроним "Хизан-ор (на советских картах старого образца записано ХНЗАН ОР) и ойконим Хунзах - это ХЬОНЫ, они же ХЬВАНЫ.
7. Хоны на Кавказе должны были быть более многочисленными и влиятельными чем СИЛЬВЫ, СОЛЧИ.
8. Аварский народ никогда не именовал себя ни "леками", ни "лезгами" и т.п., это всё- чужое и чуждое. Авары Кавказа- хионы.
9. Относительно легко различаемая и отделяемая аварская лексика, совпадающая с монгольской, это с большой долей вероятности - язык-посредник. Этот язык должен был быть в своё время популярен на равнине, в Прикаспийской низменности. Не исключено, что он мог быть понятен и части хазар.
10. Хоны длительно поддерживали связь с горами, но с приходом тюркютов, хоны с равнинного Дагhестана исчезают.
11. Учитывая, что до тюркютов (древних тюрков) на огромных пространствах Казахстана,Сибири и Монголии господствовали сяньбийские (парамонгольские) племена, хоны/хионы могли свободно перемещаться по всем подконтрольным им территориям. Армянские источники совершенно правильно пишут о "стражах хонов","странах хонов".
12. Авары (обры-хаганиды) вовсе не бежали в "неизвестность" на запад, они прекрасно всё знали. Верканские хоны (Прикаспийские гунны) и авары Жужани - это этнические группировки из одной и той же,скажем так- обоймы. Авары,естественно, должны были быть осведомлены куда и какими дорогами им надлежит следовать.
Свидетельство о публикации №223031500208