Сан-Ремо и Евровидение. А начиналось всё с цветов

Соджетто | Сан-Ремо и Евровидение. А начиналось всё с цветов

/ Руслан Богатырев, 2023.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2023-03-14

Нужно ли нам «Евровидение»? Многие уже давно определились с ответом. Чаще он звучит категорично: да или нет.

Поставим вопрос иначе: а нужно ли «Евровидение» им? — Кому? Организаторам, участникам, почтенной публике? — Надо полагать, нужно. Пока ещё нужно.

Третий вопрос: нужно ли «Евровидение» искусству? Иными словами, что от всего этого в мировой культуре останется через 50-100 лет? Здесь уже ответить посложнее. Такие горизонты мышления требуют определённых усилий…

И начать, полагаю, стоит с завета О. Генри: «Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому».

— 
История «Евровидения» (Eurovision) ведёт свой отсчёт с 1956 г. Сама идея единого эстрадного телевизионного конкурса на выявление лучшей песни Европы была озвучена в 1950 г. Марселем Безансоном (Marcel Bezencon), генеральным директором Швейцарской радиовещательной корпорации (SRG SSR, Swiss Broadcasting Corporation). Сразу после появления телевидения в Швейцарии.

Это было ещё очень смутно и сыро. Ведь даже просто регулярное телевещание в Швейцарии началось лишь в 1953 г. А до цветного телевидения там оставалось долгих 15 лет.

Но благодаря настойчивости неутомимого Безансона в октябре 1955 г. Генеральная ассамблея Европейского вещательного союза (EBU, European Broadcasting Union) утвердила идею международного конкурса.

На тот момент в эту организацию телевещателей Европы, образованную в 1950 г., входили 21 европейская государственная организация и 2 частные телерадиокомпании (CLR из Люксембурга и Radio Monte Carlo из Монако). Ныне их насчитывается уже 112 из 56 стран. В финале самого первого конкурса «Евровидения» в 1956 г. приняли участие 14 участников из 7 стран: Швейцария, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

Первой из отечественных телекомпаний, вошедших в EBU и включённых в орбиту конкурса «Евровидение», стала Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (1993).

Кстати, название Eurovision (не как конкурса, а как системы вещания) предложил журналист Джордж Кэмпи (George Campey) из британской газеты London Evening Standard. Его затем очень быстро рекрутировали в структуру BBC.

Сами корни EBU восходят всё к той же всемогущественной британской BBC. Именно ведущие кадры BBC (Джон Рейт, Артур Берроуз) аж с 1925 г. в Женеве выстраивали предшественника EBU — Международный вещательный союз (IBU, International Broadcasting Union). Основой медийного объединения стран под эгидой EBU стали три ключевые направления — новости, музыка, спорт.

В июне 1954 г. система европейского вещания Eurovision прошла публичную апробацию: шёл прямой эфир с «Фестиваля нарциссов» (Fete des Narcisses de Montreux) из швейцарского Монтрё. То был знаменитый праздник альпийских цветов на Швейцарской Ривьере, в предгорьях Женевского озера, восходящий к 1897 г., к выступлениям «Русского балета» Сергея Дягилева (с 1923 г.), Венской и Римской опер. Праздник с дефиле своей Королевы нарциссов, которая по традиции выбирается из числа местных красавиц.

Итак, Марсель Безансон не просто продвинул некую идею. Он увидел, как можно за счёт неё утвердить свою власть и могущество. Напомню, что этот уважаемый господин с 1954 по 1970 гг. бессменно занимал пост директора Европейского вещательного союза.

Песенный конкурс «Евровидение» воротилы европейского телевизионного бизнеса создавали отнюдь не на пустом месте. По сути — почти полная калька с итальянского Фестиваля песни в Сан-Ремо (Festival di Sanremo, Festival della canzone italiana di Sanremo).

О том, как итальянцы боготворят музыку, рассказывать излишне. Первые послевоенные годы в Европе были нелёгкими. И всё же в 1948 г. на курорте Виареджо, престижном приморском городке Тосканы, расположенном на побережье Лигурийского моря неподалёку от Пизы, открылся национальный песенный фестиваль Festival della Canzone Italiana. Он проводился в «Capannina del Marco Polo» по инициативе композитора и журналиста Альдо Валлерони (Aldo Valleroni). С финансами сразу же возникли проблемы, но идею подхватили уже севернее, на Лазурном берегу, в Сан-Ремо.

Хозяин нового фестиваля был куда основательнее — знаменитое казино Casin; di Sanremo. Менеджер этого казино Пьер Буссети (Pier Busetti), побывав на отдыхе в Виареджо, был вдохновлён увиденным фестивалем и загорелся идеей сделать нечто подобное в Сан-Ремо.

Главными инициаторами нового фестиваля стали директор казино Анджело Никола Амато (Angelo Nicola Amato) и его друг, журналист и радиоведущий Анджело Ницца (Angelo Nizza).

Помимо финансов решился вопрос и с площадкой. Казино Сан-Ремо изначально возникло как Курзал с театральными и концертными программами. В январе 1951 г. там и прошёл первый национальный фестиваль песни в Сан-Ремо. Трансляцию вёл ведущий итальянский канал Rai 1. Правда, сначала по радио. Телекартинка прямого эфира появилась в 1955 г.

До 1977 г., когда новой сценой конкурса в Сан-Ремо стал Театр Аристон (Teatro Ariston di Sanremo), на протяжении четверти века все ежегодные конкурсы проводились в банкетном зале Казино Сан-Ремо.

Место легендарное и тем, что постоянно здесь до войны бывали знаменитые итальянские оперные композиторы Пьетро Масканьи («Сельская честь»), Франческо Чилеа («Арлезианка», «Адриана Лекуврёр»), Умберто Джордано («Андре Шенье», «Федора»).

На этом изысканном курорте бывали Альфред Нобель и Пётр Ильич Чайковский...  У Нобеля, почившего в Сан-Ремо, вообще была даже своя вилла. Она цела и по сей день.

Что касается Чайковского, не знаю, открою ли большой секрет, если скажу, что в январе 1878 г. в Сан-Ремо он плотно занялся инструментовкой завершающей части оперы «Евгений Онегин», а в середине февраля 1878 г. опера была готова. В общей сложности Пётр Ильич пробыл в Сан-Ремо тогда семь недель. Лишь ненадолго выезжая в Геную и Ниццу.

— 
Сан-Ремо, 20 декабря 1877 г. / 1 января 1878 г.
П. И. Чайковский — баронессе Н.Ф. фон Мекк

Вчера в 7 часов вечера я приехал в San Remo. Так как было темно, то красота местности не участвовала в первом впечатлении. Последнее было очень невыгодно. По путеводителю я увидел, что здесь есть Hotel Victoria, лежащий в стороне. Из этого я заключил, что он, во-первых, полупустой, во-вторых, дешёвый. Как я ошибся!..

Что касается местности, то, в самом деле, это что-то волшебное. Городок, в собственном смысле, весь уместился на горе и построен очень тесно. Нижний город весь состоит из отелей, и все эти отели полны битком. Сан-Ремо теперь в моде, должно быть, с тех пор, как жила в нём наша императрица. Погода стояла сегодня, без всякого преувеличения, летняя. В сюртуке на солнце было трудно выдержать палящие лучи солнца. Везде оливковые деревья, пальмы, розы, апельсины, лимоны, гелиотропы, жасмины, словом, это верх красоты...

Уж, кажется, ничего не выдумаешь восхитительнее San Remo, но клянусь Вам, что ни пальмы, ни апельсинные деревья, ни голубое чудное море, ни горы и ничто из этих красот не действует на меня, как бы можно было ожидать. Утешение, спокойствие, ощущение счастья я черпаю только в себе самом. Вот удача симфонии, сознание, что я пишу хорошую вещь, это завтра же помирит меня со всеми прошедшими и предстоящими невзгодами...

До свиданья, дорогая Надежда Филаретовна. Как теперь я воспрянул бы духом, если бы были письма от Вас, от братьев и других друзей. Как нарочно праздник! Желаю Вам приятно провесть праздники.

Преданный друг Ваш
П. Чайковский.
Адрес: Italie. San Remo, Pension Joly.

— 
В Сан-Ремо мне довелось побывать пару недель летом 2016 г. во время поездки по Французской и Итальянской Ривьере (Ницца, Канны, Антиб, Сан-Ремо). Тихий уютный городок. Минимум людей. Шикарные яхты соседствуют со скромными бухточками-пляжами. Былое величие видимо осталось в прошлом.

Некогда Сан-Ремо считалось излюбленным местом отдыха русской аристократии. Одна из достопримечательностей курорта — Набережная Императрицы (Corso dell’Imperatrice). Названа в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Она поправляла своё здоровье в Сан-Ремо в 1874–1875 гг. Её подарок городу — тысяча бразильских пальм — до сих пор (пусть и в остаточном виде) можно видеть в тени главного променада. В Сан-Ремо сохранился возведённый до Первой мировой войны православный Храм Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и преподобного Серафима Саровского (1913). Творение Алексея Щусева, действительного члена Императорской академии художеств и впоследствии именитого академика Академии наук СССР.

Здесь бывала и императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II. Всё вокруг не просто утопает в цветах. Сан-Ремо издавна величают «Городом цветов», столицей Цветочной Ривьеры (Riviera dei Fiori). Один из символов Сан-Ремо — статуя девушки с цветами под названием «Primavera», что в переводе с итальянского означает «весна».

— 
Сан-Ремо в списке престижных довоенных турниров встал в один ряд с Ниццей, Парижем, Лондоном, Берном, Амстердамом, Ноттингемом. В январе-феврале 1930 г. благодаря усилиям чемпиона Италии по шахматам Стефано Роселли именно в Казино Сан-Ремо прошёл крупный международный шахматный турнир. Триумфальную победу тогда с выдающимся результатом (14 очков из 15) одержал первый русский чемпион мира Александр Алехин, выступавший под флагом Франции. А ведь там играли, за исключением Капабланки, Эйве и Флора, едва ли не все лучшие гроссмейстеры: Нимцович, Рубинштейн, Боголюбов, Шпильман.

— 
Более ста лет, с 1903 г. на этом небольшом курорте Лигурийского побережья проходит ежегодный «Праздник богини Флоры» (Festa della Dea Flora; Corso Fiorito — Sanremo in Fiore). Завораживающие композиции в форме фантастических созданий, животных и птиц, невероятные композиции, украшающие цветочные повозки, продумываются на протяжении нескольких месяцев. А вот создаются в течение одной ночи, предшествующей параду.

Но вернёмся к песенному конкурсу, давшему жизнь «Евровидению». Ключевая идея фестиваля в Сан-Ремо с самого начала — это конкурс новых песен. Т.е. главной была песня (музыка и слова, композитор и поэт), а исполнитель лишь публично представлял песню зрителям и высокому жюри. Впрочем упрощение произошло само собой. У песни ведь бывал и целый коллектив. Всё это запоминать долго и нудно. Да и в лицо их многие никогда не видели. Другое дело певец на сцене.  Тот же путь смены приоритетов, но в ещё более циничном виде, осуществило затем и «Евровидение».

В Сан-Ремо имена лауреатов-исполнителей вместе с названиями песен  увековечены на тротуаре на Аллее победителей перед Театром Аристон. Подобно тому, как это можно видеть на Аллее звёзд в Каннах.

Первая прямая трансляция конкурса в Сан-Ремо по системе «Евровидения» состоялась в январе 1955 г. Именно победитель Сан-Ремо и получал впоследствии право представлять Италию на конкурсе «Евровидение».

Для проведения конкурса были выбраны зимние месяцы (январь–февраль), когда курорт пустел и конкурс мог привлекать десятки тысяч поклонников. Начиналось всё очень скромно. 29 января 1951 г. в первом Фестивале Сан-Ремо приняли участие лишь три исполнителя: Нилла Пицци, дуэт Фазано и Акиле Тольянни. В общей сложности они исполнили 20 новых неизданных песен. Победительницей была признана Нилла Пицци с песней «Grazie dei fiori» («Благодарю за цветы»).

С сентября 1952 г. уже в Неаполе (Teatro Mediterraneo) стал проходить и Фестиваль неаполитанской песни (Festival della Canzone napoletana). Звукозаписывающие компании Неаполя по достоинству оценили начинание Сан-Ремо и вложились в свой проект. Вначале всё это рассматривали как чисто национальные песенные конкурсы. Но затем стало понятно, что их масштаб гораздо выше.

В основу песенной фактуры была положена мелодичность романтической песни Италии, которая брала свои корни в итальянской опере и неаполитанской песне. Напомню, что классическая опера в Италии в XIX веке и начале XX века была по сути по-настоящему народным искусством. Точнее, искусством для народа.

В это трудно сейчас поверить, но простой люд не только валом валил на оперу, знал наизусть либретто и заглавные партии, но и сам мог напеть и даже полноценно исполнить некоторые арии и фрагменты. Акапельно, без какого бы то ни было сопровождения. Арии, а не просто народные и застольные песни. Нынешний homo sapiens и с застольными вряд ли справится. Без посторонней помощи.

Мозг в музыкальном плане у людей в массе своей был на порядок развит выше, пластичнее нынешнего. Он оперировал созвучиями иного порядка качества, нежели сейчас. Но при этом однозначно уступал тому, в чём совершенствуются новые поколения: где что надо уловить, нажать, подключить, чтобы побыстрее решить ту или иную проблему.


«Сан-Ремо» и «Евровидение»… Пожалуй, нет ни одного национального престижного конкурса, который мог быть тягаться по своему влиянию с «Евровидением». Кроме «Сан-Ремо». Не стоит удивляться. «Евровидение» телемагнаты Старого Света лепили по образу и подобию «Сан-Ремо», выросшему в далёкие 1950-е годы на прочном фундаменте итальянской оперы и неаполитанской песни.

До 1997 г., когда у Италии был большой перерыв аж до 2011 г., она 36 раз принимала участие в финале «Евровидения», начиная с самого первого в 1956 г. Пропустив европейский форум в 1981, 1982, 1986, 1994, 1995, 1996 гг. из-за снижения зрительского интереса и частично из-за отказа главной телевещательной компании RAI.

«Сан-Ремо» и «Евровидение» никак не попадали в такт: ни одна из иностранных песен, выигравших «Евровидение» в XX веке, не имела особого успеха в итальянских чартах. Итальянцы эту европейскую кухню не принимали.

Лидеры итальянской песни нечасто попадали в тройку призёров «Евровидения» — всего 7 раз. Победителями становились Джильола Чинкветти (1964) и Тото Кутуньо (1990). Второе место — Джильола Чинкветти (1974). Третье место — Доменико Модуньо (1958), Эмилио Периколи (1963), Весс и Дори Гецци (1975), Умберто Тоцци и Раф (1987).

За бортом пьедестала оставались такие звёзды Италии, как Клаудио Вилла (1962 — 9-е место; 1967/11), Ива Дзаникки (1969/13), Джанни Моранди (1970/8), Массимо Раньери (1971/5, 1973/13), Аль Бано и Ромина Пауэр (1976/7, 1985/7), группа Ricchi e Poveri (1978/12), Риккардо Фольи (1983/11).

На возвращении Италии, громко хлопнувшей дверью и выдержавшей зловещую паузу в 13 лет, даже в такое «Евровидение» настаивал Тото Кутуньо. К нему всё же прислушались.

С 2011 г., когда у конкурса и у самих исполнителей, была, что называется, труба пониже и дым пожиже, ситуация слегка изменилась. Италия адаптировалась. Участвовала 12 раз (без пропусков). Четыре раза в призах. Первое место — группа Maneskin (2021). Второе место — Рафаэль Галацци (2011), Mahmood (2019). Третье место — группа Il Volo (2015).

На этом фоне становится понятно, что самыми звёздными в глазах Италии за все годы были Джильола Чинкветти и Тото Кутуньо.


Самым ярким прорывом Сан-Ремо за всю историю стала, пожалуй, юная 16-летняя Джильола Чинкветти (Gigliola Cinquetti) на XIV фестивале с песней Non ho l’eta («Я ещё слишком маленькая, чтобы любить тебя»). В один год она выиграла и Сан-Ремо, и большое «Евровидение». Подобное больше не удавалось никому. Более того, она дважды становилась лауреатом Сан-Ремо (1964, 1966), а также занимала 2-е (1965) и 3-е места (1985).

В «Евровидении» участвовала два раза. В 1964 г. победила. В 1974 г. уступила лишь шведскому ансамблю ABBA (песня «Waterloo»).

Анна Герман также пробовала свои силы в Сан-Ремо в 1967 г. с песней «Gi». Но в финал не попала. А вот на Фестивале неаполитанской песни в Неаполе (1967) была отмечена премией зрительских симпатий («Oscar della simpatia»).

Список лауреатов Сан-Ремо, известных в нашей стране, впечатляет: Клаудио Вилла (1955, 1957, 1962, 1967), Доменико Модуньо (1958, 1959, 1962, 1966), Джильола Чинкветти (1964, 1966), Ива Дзаникки (1967, 1969, 1974), Адриано Челентано (1970), «Matia Bazar» (1978, 2002), Тото Кутуньо (1980), Риккардо Фольи (1982), Аль Бано и Ромина Пауэр (1984), «Ricchi e Poveri» (1985), Эрос Рамазотти (1986), Джанни Моранди (1987).

Сюда же можно отнести Пупо (Энцо Гинацци). Он был призёром нескольких конкурсов Сан-Ремо: в 1980 г. (3-е место), в 2010 г. (2-е место). Что касается призёров, то безусловным лидером по призам является Тото Кутуньо (1976, 1984, 1987, 1988, 1989, 1990). Стоит выделить также дуэт Аль Бано и Ромина Пауэр (1982, 1987, 1989).

Тото Кутуньо был знаменит как композитор и за пределами Италии. Достаточно назвать его мировые хиты в репертуаре Джо Дассена: «; toi», «Et si tu n’existais pas», «Salut», «L’;t; indien», «Le Jardin du Luxembourg», «C;t; banjo, c;t; violon», «L`albatros».

Если сопоставить по талантам победителей «Евровидения» эпохи расцвета, золотого века, оно выглядит куда скромнее, нежели Сан-Ремо: ABBA (1974), Джонни Логан (1980, 1987), Селин Дион (1988), Тото Кутуньо (1990).

Оба конкурса начинали, как и полагается, за здравие, с представления новой песни. Начинали с цветов. Затем переключились на исполнителей. Потом стало довлеть шоу. А в заключение в «Евровидении» победила самая банальная политика. В том числе и «европейская культурная». Удивляться не приходится.

— 
И что же нас ждёт дальше? Виктор Гюго: «Находясь на вершине горы, мы всматриваемся в пропасть. Упав в бездну, созерцаем небо».


Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера, вед. эксперт Комитета национального наследия, основатель и отв. секретарь Русского общества классического романса, главный редактор арт-журнала «Пантеон».

Камерный и эстрадный певец. Лирико-драматический тенор. Лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Международного конкурса памяти С. В. Рахманинова (2013), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в России, Украине, Италии и Испании.


Рецензии