Март

Остатки снега периодически досыпает зима. Но вот и лесной народец ожил, домашние братишки наши младшенькие воодушевились — весна идёт! Они её просто нутром чуют. Только метель что-то старается доказать. Но кому теперь нужны её теоремы!
А у весны в главных камердинерах Март — утро года. Он  зорко следит за гардеробом и личными вещами своей хозяйки. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной прельщён и предан ей как никто иной.
Ещё на днях мороз давил за тридцать, вчера только мела метель, а сегодня на удивление тихо. Самую малость опустился столбик термометра ниже нуля, а кажется, что уже так тепло! Но солнышко изредка пробивается сквозь плотную пелену туч. Даже и не видать его, а только светлое пятно на небосклоне. И тучи низкие, и могут припугнуть то ли мелкими гранулами градинок, то ли снегом. Но это скорее всего это крупка. Словно грибной дождик припустил резво и звучно да быстро одумался. И снова тишь. Но вот поднялся ветер. Он беспрепятственно верховодит где-то там вверху, над деревянными исполинами, дирижирует звуками качающихся ветвей и попутно разгоняет невесть откуда взявшихся синичек.
Тренькают они, суетятся. И пара кедровок тут. И все около одного кедра теснятся. Что же их приманило сюда? А вот и ответ: белочка со светло-серой спинкой, с глазами в виде бусинок, с шикарным рыжим хвостом как-то подозрительно себя ведёт.
Не увидеть классическую иву в тайге, но существует много видов, которые приспособлены к условиям здешнего сурового климата. И яркими отметинами выделяются на белом снегу ветви вербы. На них чинно сидят серебристо-серые мохнатые бутузы почек.
Вот и наша белочка взобралась на одно такое небольшое деревце и, не обращая внимания на назойливых, любопытных птиц, срывает зубками ошмётки коры. Плотно набила ими пастёнку и притаилась. Будто и нет её. Но не на тех напала, не оставляют в покое зверька соседки. Спрыгнула с деревца, и по присевшему снегу побежала к близстоящему кедру: там, на достаточной высоте у неё гайно. Обустраивает его белка, торопится.
Умелая хозяйка красивого меха обычно устраивает несколько гнёзд. Одно из них — самое главное, где она обычно отдыхает и спит, а также выводит своих деток в апреле — маленьких бельчат, числом  от трёх до пяти. Больше месяца потом будет их кормить мать молоком, переходя со временем к мягкой пище. Но пока она прихорашивает жилище. И ни к чему теперь соглядатаи да как отвязаться от них…
Где-то призывно стучит дятел, выкликает свою подругу. И она отзывается. Словно знаменитые  барабанщики выработали они свою технику, найдя индивидуальный почерк. И рождается больше чем мелодия — рождаются песнь леса.
Протяжно затенькала  юркая синица. Да сколько их! Целыми стайками перелетают с дерева на дерево, в погоне за чем-то съестным, а может пока и просто так.
Двадцать первого марта день сравняется с ночью — день весеннего равноденствия. Теперь весна — окончательный поворот природы к лету!
Чередуется мокрый снег с оттепелями. Сыреет, приседает и мякнет он податливо под ногами. Сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметнее пригревать. При свете белого дня — капель, появляются первые проталины, а то и лужи. Ведь совсем не зря называли его прежде — протальник. И уже вовсю летят птицы, просыпаются лягушки и всякая насекомая мелюзга.
В таёжных дебрях всё ещё плотно лежит снег. И долго ещё лежать будет, словно серьёзное напоминание о том, что зима ушла, но обещала вернуться…


Рецензии