Собака, поле и ружьё

На Кавказе диких кур зовут фазанами.
…За фазанами охотятся с кобылкой,
с подсаду и из-под собаки.
Из-под собаки охотятся вот как:
берут легавую собаку и ходят за ней…
Собака чутьём услышит, где на заре
ходили и кормились фазаны… Когда
собака подойдёт совсем близко, тогда
фазан вылетает, и охотник стреляет.
( Л.Н.Толстой «Фазаны»
ПСС, т.9,стр.140-141)

Слово «фазан» заимствовано из
немецкого языка в начале ХVIII века,
«птица с реки Фазис».

В.П.Бутромеев «Русская охота»
Собака, поле и ружьё
С собакой на фазана…
Охотиться на фазана на юге страны начинают, как правило, в начале октября месяца и заканчивают, в конце ноября, а то и декабря. Ежегодно стараюсь приобрести лицензию на добычу этой красивой птицы. Отстрелу подлежат только самцы-петушки. Не припомню случая, чтобы я взял лицензию и не отстрелял фазана.
Охота на эту птицу интересна и в тоже время не проста. Охотиться приходится в охотничьих угодьях заросших камышом, кустарником и травой, в труднодоступных местах. Но от этого охота не становится менее интересной, а наоборот более захватывающей и увлекательной. И в результате, если добудешь желанную дичь, получаешь неописуемое удовольствие от этой охоты.
В этот год я как всегда приобрёл лицензию на фазана и в компании двух начинающих охотников, коллег по работе, отправился в поиски желанной птицы. До обеда мы прошли по труднопроходимым охотничьим тропам, которые заросли густой травой, бурьяном, в камышах вдоль канала и лимана, не менее десятка километров. Фазан встречался, но поднимались только самочки. Спаниель старался, работал, как только мог, пробираясь сквозь заросли высокой плотно растущей травы. Ему удалось поднять четырёх самочек и столько же перепелов, по двум последним я не выдержал, выстрелил, несмотря на то, что ружьё было заряжено патронами с крупной для перепела дробью, рассчитанной на фазана. Оба выстрела оказались результативными. Так что с охоты я возвращался с добычей. Но самцов фазана в тот день мы так и не увидели.
Очередной выезд на фазана состоялся через неделю. Решили выехать на заброшенную рисовую систему. День выдался пасмурным, тучи плотно нависли над рисовыми чеками, накануне прошёл небольшой дождик. Фазаны молчали, хотя днём раньше я приезжал сюда на разведку и почти в каждом чеке они перекликались. Пройдя с товарищем по трём чекам с собакой, и не подняв ни одного фазана, мы решили возвращаться домой, сделав вывод, что это не наш день.
Выехав на дорогу, проходящую между чеком и каналом, и двигаясь в сторону насосной станции, я увидел впереди гуляющего прямо на дороге петушка фазана. Мы быстро остановились, не мешкая, собрали ружья, вставили патроны и я выпустил собаку, указав ей направление, где искать птицу. Увидев нас, фазан сразу же ударился в спасительные бега, удаляясь в заросли камыша. Но собака уже взяла след, вскочив в камыши, а я остановился у его кромки. Через несколько секунд, раздалось громкое хлопанье крыльями, и над камышом взлетел фазан.
Выстрел, и он камнем свалился вниз. Сразу иду по направлению падения дичи, с трудом пробираясь через густой камыш. Пройдя метров тридцать, увидел свою собаку, в пасти которой был сбитый красавец фазан.
Окрылённый успехом, я решил взять ещё одну лицензию на фазана, к счастью мне это удалось, и уже в следующий охотничий день отправился в те же чеки. К сожалению, повторить успех не удалось.
А лицензию, всё-таки необходимо закрывать, благо время позволяло это сделать, до закрытия ещё далеко. Очередной выезд пришёлся на ближайшие выходные. На этот раз день выдался солнечным безветренным. Петушков фазана было слышно повсюду. Остановившись у первого же канала, прислушался: фазаны перекликаются и слева и справа вдоль канала. Выпускаю собаку, она тщательно обнюхивает траву, камыши, периодически углубляясь в них, прочёсывая заросли по которым я не решаюсь идти. Пройдя с километр по валу между каналом и чеком, остановился, справа от меня в камышах раздался, совсем где – то рядом голос фазана. Собака метнулась в его сторону. Вдруг впереди неё поднимается, огромный фазан - перелетает в чек и тут же пытается сесть. Успеваю сделать выстрел навскидку, но не уверен, что попал. Иду к месту падения. Собака уже в поиске. Остановился в месте, где только что скрылся фазан. Отслеживать движение собаки можно только по колышущейся траве. Вот она уходит вправо от меня, тут же вижу взлетающего «свечкой» с шумным хлопаньем крыльев петушка. Делаю выстрел. Фазан, сложив крылья, падает камнем вниз. И эта лицензия закрыта. А вместе с ней для меня и сезон охоты на эту красивую птицу.


… И на всяких перепёлок
Сколько ни выезжай на охоту по перу, каждый раз испытываешь ни с чем ни сравнимые чувства. И все уже вроде бы знакомые события и приключения воспринимаются по-новому. Вот и в этот раз последняя из охот оставила свой незабываемый отпечаток.
На дворе уже ноябрь. Скоро завершится сезон охоты на полевую дичь. Выехал рано утром один, как всегда с собакой, добрался до заброшенного и необрабатываемого уже несколько лет поля, заросшего высокой травой.
Как быстро дичает брошенная пахарем земля! Прошло вроде бы немного лет, а бурьяны местами достигают буквально двухметровой высоты.
Сюда я уже приезжал в этом сезоне неоднократно, зная, что перепел здесь задержался надолго, да и фазан не облетает стороной этот участок.
Моя собака – русский охотничий спаниель, как говориться, «с порога» поднимает перепела. От неожиданности опаздываю с выстрелом. Упустил. Делаю для себя вывод: дичь есть, теперь надо быть внимательней. Но особенно не расстраиваюсь: хоть и промазал, но первую порцию адреналина уже получил.
Собака работает активно, вот снова поднимается перепел, и опять мне показалось это неожиданным, хотя и ждал, как всегда на охоте, этого момента.
На этот раз дичь бита. Иду к месту падения птицы. Дойдя до него, останавливаюсь. Опережая меня, в заросли бросается мой четвероногий помощник. И вот дичь уже у него в пасти. Делает подачу, и первый трофей оказывается в ягдташе.
Продолжаем идти вперёд, пробиваясь через густые дебри травостоя. Собака прилежно делает своё дело, работая челноком – то скрывается в густой траве, то появляется передо мной. Но разглядеть её можно только на короткое время, и она тут же исчезает из поля зрения. Определяю её путь только по верхушкам колышущейся травы. Наблюдать за работающей собакой – одно из непередаваемых словами удовольствий, которые можно испытать только на охоте с четвероногим помощником.
Вот она остановилась, посмотрела, где хозяин, и резво бросается вперёд, на поиск. Продвинувшись метров десять, тщательно обнюхивает траву, фыркая и поводя носом. Это уже сигнал для меня. Останавливаюсь.
И тут же с шумом поднимается перепел. Долго целюсь в него, проскакивает мысль, что уже далековато, но палец автоматически нажимает курок. Птица падает. Вспомнилось такое выражение: «Если ты охотник, ты счастлив. Если при этом имеешь собаку, ты счастлив вдвойне».
В такой густой траве найти сбитого перепела, да ещё если он ранен, человеку, как правило, невозможно. А вот с собакой совсем другое дело. Немного её усилий в поиске, и второй перепел у меня в охотничьей сумке. Потрепав помощника за ушами в знак благодарности, отпускаю его снова в свободный поиск.
На какое-то время теряю собаку из виду. Вдруг справа слышу громкое хлопанье крыльями. Резко поворачиваюсь на шум. Оказывается, в метрах тридцати от меня спаниель поднял фазана. Останавливаюсь. В лучах утреннего солнца вижу свечкой взмывающего вверх золотистого цвета красавца. Стрелять бессмысленно, патроны в ружье с мелкой дробью на перепела. Вот досада! Осталось только проводить взглядом улетающую птицу.
Перезарядив ружьё на патрон с более крупной дробью, двигаемся со спаниелем в сторону, куда приземлился улетевший фазан. По пути собака поднимает ещё одного перепела. Я уже не стреляю, ведь впереди самая желанная добыча – фазан.
Сердце в груди бьётся так сильно, что закладывает уши. Пот катится по лицу ручьём, заливает глаза, едва успеваю его стряхивать.
- Ну, ты Дик, - обращаюсь к собаке, - и задал мне сегодня темп. Давай-ка чуть помедленнее.
Но, кажется, устал только я, а не собака.
После нескольких минут безрезультатного поиска, даю собаке команду «Ко мне!». Тяжело и как бы нехотя обращаемся обратно, к машине. Но собака всё ещё в азарте, она вновь бросается в заросли и поднимает фазана.
Молниеносно вскидываю ружьё. Но нет, приходится тут же расслабиться – на этот раз передо мной взрослая самка фазана. Стреляем по разрешению только самцов.
Опять перезарядил ружьё патронами с мелкой дробью. Начинаю размышлять: отчего это я сегодня такой нервный, излишне суетливый? От этого, наверное, быстро наступила усталость.
На обратном пути удалось добыть ещё одного перепела, но ещё умудрился сделать два промаха. Опять обращаю своё внимание на то, что раньше такого за собой не замечал.
Дойдя до машины, напоив собаку, сделал трёхминутный перерыв на отдых. Решил, что сегодня фазаны не для меня, буду охотиться только на перепела. А то, как в поговорке: «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Очередной променаж по полю увенчался добычей ещё трёх перепелов и одного коростеля.
Следующий выход на охоту был целенаправленным – только на фазана, и задача по его добыче была выполнена.


Рецензии
Павел!!!
Все твои рассказы о природе,
о твоём хобби покоряют всех!
Благодарю всей душой!

Мария Нечаева 4   12.04.2023 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо Мария за такую высокую оценку.

Павел Черкасский   13.04.2023 19:13   Заявить о нарушении