Конвент...

      Конвент означает то же, что у людей определённого, государством не признаваемого рода занятий, обозначалось раньше, как "толковище".

    С французского языка слово "конвент" переводится как собрание, как сходка. Есть люди, которым интересно, что происходит на сходках, например, сочинителей. И то, что происходит, например, на сходке, проводимой для начинающих молодых авторов, можно описать в жанре драматургии.

     Один драматург как-то на вопрос: "Как создавать пьесу?", - ответил:

     - Ничего сложного. Слева пишем кто говорит, а справа, - что он говорит.

     А вот режиссёры- постановщики драматургических произведений сейчас пошли такие, что свободно передают реплики, это то, что кто-то произносит со сцены, от одних персонажей другим. Тогда зачем же драматургу утруждать себя и писать справа фамилию или имя того, кто говорит, то есть писать то, что обычно в пьесах пишут справа.

     Но нам всё-таки хочется проявлять себя в качестве мастера диалога. Есть такая профессия! Родину репликами снабжать! Мы не будем здесь писать, кто говорит, а будем писать только то, что могли бы говорить, в режиме не диалога (разговора двоих), а скорее, полилога (разговора нескольких, больше чем двоих, или даже многих), сочинители, на своём конвенте:

     - Кто хочет ещё высказаться по существу труда автора, работающего над литературными произведениями?

      - Какими литературными произведениями? Что вы нам парите мозг? Одни литературные произведения пишутся одним способом, а фантастика пишется совсем другим способом.

     - Вы думаете, что фантастические произведения создаются совсем не так, как, например, произведения реалистические?

     - Да, я так думаю!

     - И как же, по-вашему, создаются произведения фантастических жанров?

     - Очень трудно создаются!

     - И всё же?

     - Да он сам не знает, как объяснить, а лезет!
 
     - Почему это я не знаю! Я хотя и молодой, но достаточно опытный автор! Я не только написал, но уже и опубликовал три фантастические рассказа!

     - Ну, надо же! Целых три!

     - Сегодня, мы с вами договорились, что не будем говорить о том, как именно публиковать нами написанное. Сегодня мы говорим о том, как мы работаем над своими произведениями.

     - Вот именно! Сегодня мы говорим о том, как писать, а молодые "кипятятся", потому что не знают!

     - И чего же не знают молодые авторы-фантасты?

     - Да! Чего же мы не знаем, а знаете вы, о мудрейший, о седейший?

    - А то что следовать жанру, его канонам совсем не легче, чем заставить себя вообразить нечто фантастическое, а потом это воображённое записать.

    - И вы, уважаемый, будете утверждать, что следовать жанру труднее, чем возбуждать в себе воображение, а потом записывать то, что оно, воображение автора, ему придумало?

     - Буду утверждать!

     - Не надо ничего утверждать! Сейчас не те времена! Время утверждений давно ушло. И давно пришло время примеров. Возьмите, в качестве примера какой-нибудь фантастический жанр и покажите, как ему следовать!

     - Я возьму жанр фантастического рассказа.

     - Почему?

     - При дальнейшей обработке, его автором, естественно, фантастического рассказа, из него, то есть из рассказа, можно сделать главу, а из глав, надеюсь, всё присутствующие это знают, можно составить фантастическую повесть или даже роман.

     - Ну и с чего же начать сложное и тяжёлое следование такому жанру, как фантастический рассказ.

     - С выбора темы!

     - Чего же тут сложного?

     - Многие молодые авторы часто не замечают двойственную природу процесса выбора темы для фантастического рассказа. Точнее, - они не замечают, что для фантастических рассказов существуют, по меньшей мере, два вида тем.

     - Какие два вида тем?

     - Реалистические и собственно фантастические!

     - Это глупость какая-то?

     - Если рассказ фантастический, то и тема у него сугубо фантастическая, и никакая другая!

     - Это заблуждение!

     - Поясните!

     - Поясняю. Уже совершившийся пилотируемый полёт, с возвратом пилотов домой, конечно, на Марс или  Венеру - это тема, остающаяся всё ещё фантастической. А вот любовь, например, тема вполне реалистическая!

     - Для фантастического рассказа?

     - Именно! Любовь может стать темой для хорошего фантастического рассказа!

     - Неужели?!

     - Один недоучившийся, малообразованный и почти не грамотный химик, страдающий от одиночества, решил создать эликсир любви.

     - Приворотное зелье?

     - Химик был итальянского происхождения. Так что не приворотное зелье, а именно эликсир любви.

     - Наш почтенный и седейший друг, - мастер, - вешать лапшу на уши. Он перессказал вам фильм Марка Захарова, по сценарию, кажется, Григория Горина. "Формула любви" называется.

     - А что фильм получился не фантастический?

     - Нет. Почему не фантастический? Вполне даже фантастический! 

    - Ну, тогда наш почтенный друг прав. Для фантастического рассказа вполне можно выбирать не одну только сугубо фантастическую, но и реалистичную тему!

     - Ура! Мы вломились в ворота, которые никто перед нами и не закрывал!

      - Главное, что вломиться или в открытые ворота, или проломиться через  ворота закрытые, автор должен в определённом состоянии. И, если автор, не находится в необходимом для творчества состоянии, то он не сможет привлекательно раскрыть читателям ни реалистичную, ни сугубо фантастическую тему.

     - Вы сейчас, о мудрейший и седейший, о вдохновении, что ли, говорите? Но есть мнение, что вдохновения даже для авторов-фантастов не существует, а есть только уровень развития и степень усталости авторского воображения.

    - Подождите, коллега, такой же молодой и начинающий, как я, вы утверждаете, что воображение может уставать?

     - Утверждаю! А также я утверждаю, что воображению надо давать отдохнуть. Или подпитывать его новыми впечатлениями. И чтобы у воображения укреплялись не только его память, но и его сообразительность.

    - Сообразительность воображения? Чушь какая-то! Тавтология!

    - А я утверждаю, что тавтология иногда способствует рождению новых и даже оригинальных идей.

    - Да не можете вы ничего утверждать, коллега, такой же молодой, как и я, но не такой, как я мудрый. Время утверждений ушло навсегда!

    - А время магических состояний осталось!

     - Браво! Наш седейший и мудрейший друг снова вторгся в наш конвент. Магическое состояние - это что такое?

    - Это замкнутый круг, который можно попробовать разорвать. Не у всех авторов есть высокоразвитое воображение. Чтобы развить, до фантастических размеров, своё воображение, нужно уметь, без всякой посторонней и химической помощи, вводить себя в определённое магическое состояние. А чтобы ввести себя в магическое состояние, нужно иметь развитое воображение.

    - Значит, сначала автору нужно научиться воображать способы, которыми он мог бы вводить себя в магическое состояние, в котором он может эффективно применять свое воображение, даже то, которое было недостаточно развито!

    - Прекрасный и непонятный вывод! Но,  господа участники
нашего конвента, пришло время ужина. Все на ужин. А завтра мы договоим о творческом метода работы автора-фантаста и начнём говорить о том, как  заинтересовывать издателей нашими произведениями.

     Молодые участники конвента так проголодались, своими молодыми организмами, что все поспешили на ужин.

    - Спасибо, Свенельд Иванович, вы хорошо их завели!

     - Да не мне спасибо. А им самим! Они не только амбициозные и горластые, но и задорные, энергичные. От них так и пышет энергией воображения. Лишь бы они не расточали её напрасно!

     - Ой! Свенельд Иванович. Я тоже проголодался. Может быть,  побежим на ужин?

     - Побежим!

     Председатель конвента и Свенельд Иванович Пирогов пошли на ужин, а режиссёр-постановщик может приступить к распределению реплик между несколькими персонажами, ставя, карандашом, их имена или фамилии,  около каждой из реплик. А самих персонажей  постановщик может начать распределять между несколькими исполнителями. И пусть он сам решает, сколько, и каких именно исполнителей, должно быть у этой сценки...
 

 

 

    


Рецензии
По моему фантастика самый трудный жанр. И Вы это доказали, как мне кажется. Спасибо, дорогой Борис!!!

Игорь Тычинин   15.03.2023 17:44     Заявить о нарушении
Согласен с Вашим определением, Игорь, фантастики, как очень сложного жанра. Автору фантастических произведений часто приходится искать баланс между доступностью, простотой, ясностью своего языка и необходимостью удовлетворительного проникновения в тему, в которой многое неясно, многое предположительно, многое туманно. Например, духовенство со многим несогласно в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", но если посмотреть на это произведение как на фантастическое, то Булгакова можно назвать автором, нашедшим уникальный баланс между привлекательностью, ясностью своей авторской манеры и невозможностью простого подхода к рассматриваемым им в этом романе тем и проблем. И многие писатели, последователи М.А. Булгакова выбирают такие темы, рассмотрение которых нельзя было бы назвать "ересью". Мне иногда думается, что некоторые советские писатели-фантасты достигли высокого мастерства, что не боялись обвинений в религиозной ереси, хотя и сильно страдали от советской цензуры, борющейся с "ересью" идеологической. Так что выбор тем для фантастических произведений, действительно, очень сложная задача. Верующему писателю и сейчас трудно писать фантастику и, если он её всё-таки создаёт, то по темам, которые можно рассматривать, не впадая в религиозную ересь. А впасть в идеологическую "ересь" современный автор фантастики не может, по крайней мере, в нашей стране и до тех пор, пока в ней нет господствующей, единой, идеологии. Замолкаю, а то и так всё запутал в рассмотрении сложностей фантастического жанра. Спасибо Вам, Игорь, за внимание к этому моему тексту, и желаю Вам такого вдохновения, которое помогало бы Вам предрлевать любые сложности литературного творчества!

Светлан Туголобов   15.03.2023 18:20   Заявить о нарушении