Весной на селезня

…История эта произошла в прошлом столетии. Отец мой, заядлый охотник, в те годы работал шофёром в совхозе и часто ездил в командировки по краю.
Однажды он привёз маленьких кряковых уток.
- Будут весной подсадными на селезня! – объяснил он домашним.
И пересказал историю, услышанную от своих друзей-охотников.
…Вечерело, когда Иван вышел из двора. Он полдня потратил на подготовку к весенней охоте на селезня и устал. Немного постояв у калитки, присел на лавочку. Достал из кармана портсигар, закурил папиросу, и к нему тут же подсел подъехавший на велосипеде старый друг Виктор:
- Здорово, Ваня. Как поживаешь?
- Жив, как видишь, и на здоровье не жалуюсь. Вижу, и ты ещё хоть куда… Шестьдесят ведь стукнуло, так? Ты откуда? Неужели на озере был?
- Угадал. Невмоготу ожидать открытия охоты. Дай, думаю, поеду, посмотрю.
- Ну и что там? Утка есть?
- Есть, вся по камышам сидит, готовится к гнездованию. В основном кряква, и чирок иногда встречается.
- То, что надо, так ведь, дружище? – воодушевился Иван.
– А как твоя Манька? – спросил Виктор.
- Рвётся в бой, – улыбнулся Иван, - пока в сарае сидит, ждёт своего часа. А ты как? Готов?
- И я готов, и Дашка моя тоже. Сидит взаперти, ждёт не дождётся, когда я её вывезу на свиданье с кавалерами.
- Ну, вот и хорошо. Давай, Виктор, накануне открытия встретимся и обговорим все детали. Я ещё и сам хочу побывать на озере. Завтра же пойду посмотрю.
- Договорились, я к тебе через денёк загляну, - попрощался Виктор и нажал на педали велосипеда.

***
Утром следующего дня Иван, как всегда, встал рано. Солнце ещё не взошло, но красная полоска на горизонте, обрамляя землю, обещала его появление. Стояла ранняя весна: днём тепло, а ночью холодно. Хуторяне встали рано, везде слышался шум и разговоры: кто скотину выгонял на выпас, кто гусей и индюков выпускал со двора на молодую зелень. Да и работа в колхозной бригаде начинается рано, надо успеть. Собаки, молчавшие всю ночь, начали подавать свой голос, продолжали кричать петухи, проспавшие наступление нового дня.
Пройдясь по двору и подышав свежим воздухом, Иван зашёл в сарай, снял с гвоздя резиновые сапоги с длинными голенищами, надел их и вышел на улицу. Ноги сами его понесли, - сначала к речушке, а затем через косогор, поросший мелким кустарником, к озеру.
Прямого подхода к воде не было, надо было пройти через камыш, поредевший за зиму. Когда приблизился к воде, раздалось хлопанье крыльев и кряканье уток. С десяток птиц, не поднимаясь высоко, полетели на середину озера. Годится! Охотничью страсть удовлетворить можно!
«Здесь, в прогалине, поставим мой шалаш, рядом Виктор может обосноваться… - прикидывал Иван. - В общем, завтра покумекаем, что и как…»
***
С Виктором Иван почти ровесник. Здесь оба выросли, работали в колхозе. Виктор шофёром, а Иван трактористом. Теперь оба на пенсии, коллеги «по несчастью». Весной ходят на селезня, осенью на уток, куличков и гусей на пролёте. С открытием сезона на зайца бродят по окрестным полям и лесополосам в поисках пушного зверя.
Хутор, в котором живут друзья, маленький, с полсотни дворов. Ещё пятеро молодых ребят считаются охотниками. Но тем подавай что-нибудь покрупнее, рогатое и с копытами. «Баловство это – вам, старикам. А нам, - ноги в руки и вперёд», - смеются они.
- Ну, ну, каждому своё, - отвечали им друзья-пенсионеры. - Вы хотя бы раз слышали, как уточка приглашает кавалера-селезня на свидание? И как он откликается своим жваканьем. Да что вам объяснять…
Ближе к вечеру следующего дня, как и договаривались, Виктор и Иван всё обсудили и пошли к озеру делать шалаши.
Много времени опытным охотникам не потребовалось, всё необходимое для строительства они ещё дома заготовили и взяли с собой.
Итак, завтра на охоту!

***

Ночь в ожидании тянулась долго. Оба так и не сомкнули глаз.
Когда Виктор подъехал на велосипеде к дому Ивана, тот уже стоял у ворот в полной готовности. У каждого на багажнике велосипеда были закреплены клетки с их помощницами Манькой и Дашкой, которым предстояла встреча с кавалерами после долгой разлуки.
Ещё затемно прибыв к своим шалашам, друзья высадили манных уток на воду, залезли в шалаши, предварительно замаскировав в камышах свои велосипеды.
С утра над водной гладью висел небольшим облачком туман, но по мере, того, как становилось светлее, он полностью исчез.
Иван через бойницу в шалаше хорошо видел свою Маньку. Как только она освоилась на воде, начала работать, приглашая кавалеров к себе. Её голос, казалось, был слышен на всю округу, забивая все остальные звуки на озере. Работала Манька страстно, не забывая временами прихорашиваться, и труд её не был напрасным. Скоро Иван услышал вначале жваканье селезня, а затем шлепок о воду. Это отозвался на её призыв кавалер, но самого селезня ещё не было видно. Манька перестала подавать голос, но начала активно нырять, плескаться, изредка подавая своё «кря-кря».
Иван смотрел на всё это и любовался, забыв на какое-то время, зачем он здесь. «Ну, Манька, ну баба, она и есть баба. Вот уже женская натура!»
В это время из-за островка с камышом показался зеленоголовый с белым воротничком красавец селезень. Он резво поплыл к Маньке, но затем остановился, как бы присматриваясь к невесте. Затем осторожно двинулся в сторону избранницы. Иван с замиранием сердца смотрел на это действо, боясь пошевелиться. Селезень тем временем продолжал медленное движение. Манька затихла в ожидании.
«А он, дурак, и не догадывается, что подружка его – провокатор! - думал про себя Иван. - А почему собственно, дурак, - тут же отверг он своё утверждение, природа берёт своё». А потом, как бы в оправдание себя, продолжил: «Я ведь тоже смотрю, любуюсь, слушаю и делаю своё дело –удовлетворяю свою охотничью страсть».
Поверженный выстрелом, кавалер остался лежать на воде. Наступила тишина. Иван думал о том, как вовремя и точно он поразил цель. А его помощница Манька, не поняв, что случилось, некоторое время находилась в замешательстве и молчала. Но уже через минуту вновь принялась за своё дело.
- Знает Манька, что ей нужно делать, молодец, - похвалил Иван свою помощницу. – Давай следующего!
Со стороны Виктора тоже раздался выстрел. Значит, и у него охота задалась.
Утро пролетело быстро. Пять голов красавцев-селезней заманили Манька и Дашка.
- Ну что, Виктор, доволен? – спросил Иван.
Виктор молча кивнул головой.
- Мне кажется, воспоминаний и разговоров у нас с тобой будет ровно на год, до следующей охоты на весеннего селезня, - широко улыбнувшись, Иван посмотрел на приятеля.
Виктор ещё раз кивнул головой и коротко подытожил:
- Это точно.


Рецензии
Павел!!!
Интересный и содержательный рассказ"Весной
на селезня", много узнала нового!
Спасибо от всей души!

Мария Нечаева 4   03.04.2023 23:06     Заявить о нарушении
Да, это рассказ-быль. Спасибо за положительную рецензию.

Павел Черкасский   04.04.2023 08:25   Заявить о нарушении