Мысли на заметку. 10 сентября 2011 года
Всё думаю о различии чистого разума и практического разума. И так это сложно и противоречиво, что и не записать.
Для чистого разума мироздание (мировоззрение) всё равно представляется бессмыслицей. «Я знаю, что ничего не знаю». Я могу знать в миллиард раз больше фактов и сделать в миллиард раз больше выводов и заключений, но это ничего не значит, потому что всё равно остаётся незаконченность действия. Мало того, чистым разумом я понимаю, что это действие закончено быть и не может. Никогда. Я просто постигаю бесконечное. И хуже того, я постигаю отражение бесконечного в моём восприятии. Бессмыслица. Практический же разум делает своё дело: надо это, надо то; то надо этак, а это — так.
Человек чувствует осмысленность, когда разум можно приложить к чему-то, чтобы разум чем-то двигал.
Чистый разум живёт сам по себе, постоянно поддерживая и расширяя миросозерцание. Мир — это что вообще существует, а не то, что мы можем воспринять. Мир — это всё.
Чистый разум нужен для самого осознания.
Для чистого разума нужна тайна, иначе он был бы не нужен, и самосознания не происходило бы.
Для практического же разума тайна не нужна.
Это практический разум обесценивает стремление чистого разума к самосознанию.
Да, кажется, ответил на то, что меня мучило эти дни. (Хорошо.)
Трудность всегда возникает с переводом самосознания в практический разум. Это и у Толстого. Это и в христианстве. Это везде так. Тут нужна теория идеала и приближения к нему.
Противоречие между теоретическим разумом и практическим порождает нравственность. Практический разум ведёт кратчайшим путём к исполнению желаний (потребностей). Теоретический (чистый) — изменяет самосознание; и по этой своей сущности противиться практическому разуму.
А практический прост: «Ты там что хочешь осознавай, а жрать-то надо».
И чем выше самосознание, тем сложнее найти компромисс между теоретическим разумом и практическим. Вместе с тем, это противоречие между разумами и порождает человечность.
Не противься злому насилием — бессмыслица с точки зрения практического разума, но совершенно верно и естественно с точки зрения теоретического (чистого) разума.
Свидетельство о публикации №223031500596