Выдающиеся гитаристы. Мауро Джулиани

Мауро Джулиани – итальянский классический гита-рист, педагог, композитор. Один из известнейших представителей итальянской школы гитары.
Родился гитарист 27 июля 1781 года в Бишелье, Италия. С детства обучался игре на виолончели, флейте и скрипке. В один момент его заинтересовала гитара, и Джулиани научился играть и на ней. Примерно с 1798 года начал сочинять музыку и давать первые концерты. Поскольку сделать карьеру концертирующего гитариста в Италии было затруднительно из-за малого интереса публики к этому инструменту и из-за наличия большого количества первоклассных гитаристов, прочно занимавших концерт-ные сцены, Джулиани в 1806 году перебрался в Вену, где быстро завоевал репутацию одного из лучших гитаристов Европы и хорошего композитора.
В 1808 году большой интерес публики вызвало ис-полнение им своего Концерта A-dur с оркестром. С этого времени он начинает публиковать свои композиции, продолжая активно концертировать соло, играть в ансамблях и даже в оркестре. Так, сохранились сведения о том, что Джулиани исполнял партию виолончели на первом исполнении Седьмой симфонии Бетховена 8 декабря 1813 года
В 1814 году Джулиани получил титул «придворного камерного виртуоза» при императрице Марии-Луизе Австрийской, в следующем году принимал участие в праздничных концертах в честь Венского конгресса. Несколько лет спустя Джулиани из-за огромных долгов вынужден был покинуть Вену и вернулся в Италию, где жил сначала в Риме (1820—1823), а затем — в Неаполе, где играл при дворе Королевства Обеих Сицилий. Стремительно ухудшающиеся здоровье и ослабление иммунитета не позволяли ему работать с 1827 года. Джулиани скончался 8 мая 1829 года в Неаполе.
Джулиани — один из крупнейших представителей итальянской школы игры на гитаре и гитаристов-виртуозов XIX века. Его сочинения — одна из наиболее ярких страниц гитарной литературы. Композитору принадлежат около 400 сочинений для гитары, широко использующихся в концертной и педагогической практике. Пожалуй, главным произведением Джулиани является «Большая увертюра», мечта каждого гитариста.  Мауро Джулиани написал методику игры на гитаре, шесть учебных пособий. Его стиль одновременно виртуозен и продуман. Как и в творчестве Никколо Паганини, мелодические и гармонические аспекты сильно вдохновлены Россини . Желая поднять гитару до уровня фортепиано или скрипки, он сочиняет для нее сонаты и пьесы с амбициозными разработками и часто требовательными для гитариста. Хотя Джулиани был на несколько лет моложе Бетховена, он придерживался более классических принципов Моцарта и Гайдна.


Учебные и методические работы:
• «Методика игры на гитаре» (1821)
• «Техника исполнения в этюдах в шести томах» (1815 – 1825)


Рецензии