Н. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского

       Художник должен быть голодным. Никто не знает, кто поразил нас этой глубокой мыслью. Но она засела в сознании. Считают, что сытая жизнь притупляет креативные способности. А вот голод стимулирует эти способности. Спорная мысль. Есть аргументы в пользу того и другого. Вот Толстой был очень не бедным человеком и создавал шедевры на все времена. А Достоевский всю жизнь был в долгах, как в шелках. И тоже создавал шедевры.

   И среди живописцев то же самое. Некоторые из них  с большим трудом пробивались к известности, будучи очень голодными в юные их годы. Левитан, Перов и не только.
 
    А художник Н.Д. Кузнецов не был голодным. Он был очень богатым человеком с рождения. Не испытывал нужды ни в чем. Его отец был помещиком. Мальчик родился в семье херсонского помещика, штаб-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова.

        И сам он  тоже был помещиком – землевладельцем.  Образование он получал в Одесской гимназии- лучшей в городе. Да вот беда  - учение тяготило его. Не нравилось ему учиться. Склонности к наукам мальчик не имел. Видимо и в этом деле он был недостаточно голоден. В 7-м классе оставляет гимназию и возвращается в поместье  к родителям. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука. Охота его любимое занятие. Занятие дорогостоящее. Вспомним, как любили охоту Толстой и Тургенев. И почти все генсеки тоже любили охоту, начиная с самого первого.

      Его мать, Клавдия Кузнецова (урожд. Леонтович), однажды заметила  у сына склонность к рисованию. Хорошо, по её мнению , мальчик рисовал. Ну раз так, то надо развивать в нём эту способность. Может быть здесь толк выйдет. Она  отвезла его в Одессу, к другу семьи художнику Ф. Мальмону - одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы.

Мальчик действительно проявил при этом завидные способности, но посвятить свою жизнь изобразительному искусству -  так вопрос ещё не стоял. Он же родился в семье военного и думал идти ему по военной стезе. Есть такая профессия – Родину защищать.  Решил ехать в Петербург поступать в гвардейский уланский полк.

   У него было, видимо, рекомендательной письмо, как некогда у Д’Артаньяна, приехавшему в Париж поступать в мушкетёры. Но к командиру гвардейских улан, барону Эссену, он не попал на приём. Тот был болен.   Что делать в большом незнакомом городе?

  И вот он идет вдоль большого красивого здания. Это Академия живописи. Вспомним, что он уже учился  живописи в Одессе. И он знал конечно самых знаменитых художников. Их называли Передвижники. Он знал их картины. Многие из этих художников учились как раз в этом красивом здании. « А почему бы мне тоже не попробовать», - подумал он. Попробовал и неожиданно для всех стал вольнослушателем в Академии Художеств. Прощай военная карьера.

     Если посмотреть биографии большинства художников того времени,  можно заметить, что почти все они – выходцы из небогатых семей. Особенно это касается передвижников. Эти люди приезжали в Москву или Петербург с несколькими рублями в кармане и вынуждены были перебиваться случайными заработками, рисовать на заказ портреты часто совершенно неинтересных им людей. И даже известность не всегда делала их успешными и состоятельными людьми. Художник Николай Кузнецов на этом фоне резко выделяется. Избалованный сын богатого помещика Херсонской губернии не любил учиться, зато любил веселиться. Вот также и в Академии. Пропускал занятия. Уезжал в своё имении. Ветер в голове, но и талант в живописном деле.

      Каким был его физический облик, это очень легко увидеть. Это  был рослый, фактурный человек и его друзья художники просили его позировать для своих работ. Знаменитых полотен.
 
     Художнику нужна модель. Вот посмотрим на палача на картине Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». Мощный мужик тяжёлым мечом вот-вот снесёт голову смиренно стоящему на коленах несчастному. Палач - это Николай Кузнецов.

   Или другая известная картин того же художника. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Казак с перебинтованной головой, старший сын Тараса Бульбы – Остап. А это  всё тот же Н. Кузнецов. А Васнецов попросил его попозировать для одного из своих богатырей.
                *****

  Он проучился в академии три года. Учился не сказать, чтобы очень усердно. Учился наездами по несколько месяцев в году.
 
  Учился же он  у самого Павла Чистякова, взрастившего целую плеяду передвижников. Это был очень хороший учитель. Многие самые известные художники обязаны ему их умению и мастерству держать кисть в руке. Да, мы не знаем его живописных работ. Но хорошо знаем тех, кого он научил непростому искусству живописи. Чистяков  говорил:

«Нельзя красоту произведения полагать только в том, что красиво положены, повернуты руки и ноги фигур и прочее.  Нет, в искусстве если все стороны, сила наполнения отвечают идее, то прочее уже и красиво…».

     И тем не менее Кузнецов оставил Академию, не доучившись до конца. И как ни странно, по совету самого Крамского. Мысль Крамского была простой и убедительной. « Зачем тебе учиться дальше. Ты и так всё знаешь и умеешь, чтобы стать настоящим художником. Дух академизма убьёт в тебе искренность и дух свободы самовыражения.»
 
   Чему же удивляться, если сам Крамской ушёл из Академии без диплома. Он был во главе группы 14 художников, отказавшихся участвовать в выпускном конкурсе. Они не захотели изображать,  навязанный им комиссией библейский сюжет. Сюжеты они хотели выбирать сами. И ушли. Что не помешало им каждому реализоваться в творчестве самобытными художниками.

   Так и ушёл Кузнецов из Академии. Хотя он уже получил три малые серебряные медали и имел все шансы получить бесплатную пенсионную поездку в Европу ради приобщения к мировой живописи. Но самоучкой он уже не был. Он уже был мастер. Он уехал в свое родовое поместье Степановку. Он мог не печалиться в поисках работы и приложения своего креативного таланта. Как уже было сказано, он не был бедным человеком. По большей части он был портретистом, и он сам выбирал модели для своих работ. Такое могли себе позволить не многие. Такие, как например, великий Карл Брюллов или Константин Маковский.

                *****
   И вот он вернулся в дом родной. И тут с ним случилось то, что и не могло не случится в его молодые года? Он влюбился. Влюбился горячо и бесповоротно. Глубоко и со всей чистотой юного сердца. Да ведь в кого запало его сердце. В их имении на полевые работы приехали «заробитчане». Это те, кто совсем недавно приезжали к нам в Россию из Украины на всякие работы. Она пришла в имение на летние садовые и огородные работы. Красавица и певунья в паневе, в цветастом хохлатском крестьянском наряде.  Приехала в усадьбу "наймиткой" в партии с другими работницами.
 
    И запала она в душу Николаю. И с каждым днем всё глубже и сильнее. Вспомним: «Он с именем этим ложится и с именем этим встает». Оказался в плену сладостной иной раз и жестокой страсти. И решил он – женюсь. Это судьба. Но только он сын из богатой помещичьей семьи, а она … Она наймитка и бесприданница. Вот так. Да только любовь не знает классовых и социальных различай. Вспомним. Кем была Марта Скавронская. Портомоей. Штаны стирала солдатские. Стала Императрицей Катериной первой. А граф Шереметев – один из богатейших людей российских? Женился на своей крепостной актрисе. Была крепостная Горбунова. Стала - графиней Жемчуговой.
 
    Родители были против. Особенно мамаша. Их можно понять. Уволила мать  девушку, чтобы не смущала сына. Но Николай проявил настойчивость и упорство и вернул Ганну, так звали девушку и будущую жену.

    Она оказалась способной, умной, прекрасной хозяйкой. Он научил ее грамоте и она стала матерью его троих тей.
 
    Художник  написал  портрет своей жены. Но об этом ничего не сказано в названии картины. Внизу читаем простую надпись. «Ключница», И все, без пояснений. Художник дал как бы обобщённый образ женщин этой нужной профессии. Нужной в очень большом доме с большим хозяйством. Есть масса дверей, которые закрывались на ключ. И кто -то должен хранить эти ключи при себе. Вот такую мы видим на портрете. Мы видим такую озорную молодую деваху со связкой ключей на поясе. С задорным выражении на лице она как бы слегка с вызовом обращается к нам.
 
    Это она, Ганна, весёлая хохлушка, жена художника. Или Анна Григорьевна Кузнецова.  Мы её видим  на фоне одного из интерьеров помещичьего дома в имении Степановка.

  Сын настоял на своём. Мать сдалась и  брак молодых в Одессе был оформлен, когда у них было уже двое детей. А потом  мать Кузнецова, дав в конце концов согласие на этот брак, послала новобрачных  с воспитательными целями в Париж для обучения сына живописи.

     Кузнецовы прожили в счастливом браке многие годы. Их дочь, Мария Кузнецова-Бенуа (1880–1966), переняла красоту родителей, став оперной певицей и танцовщицей, солисткой Мариинского театра. Пела она и в Гранд-Опера в Париже.  Николай Кузнецов сделал несколько портретов своей красавицы-дочери.

    Картина «Ключница» была показана на 15-й выставке Товарищества передвижников в 1887 году. В 1892-м, узнав о желании П.М. Третьякова приобрести картину, Кузнецов писал ему, договариваясь о цене и возможности копировать портрет: «Вы понимаете, многоуважаемый Павел Михайлович, что мне в частные руки не приходится ее продавать, так как это, как Вам, кажется, известно, портрет моей жены…».

   В 1889 году с ним произошло несчастье. Выше было сказано, что он был физически очень сильным человеком. Богатырь. Не случайно Васнецов писал с него богатыря для своей известной картины.  Николай любил поразить людей своими мышцами и силой необыкновенной. И вот однажды перед толпой взял себе на плечи двух здоровенных мужиков и вдобавок хотел поднять с земли ещё один немалый груз. И надорвался. Поясница, связки на ногах. С тех пор долго-долго передвигался с помощью костылей. Даже работать перед мольбертом мог только сидя.

                ***** 
     Он участвовал во многих Передвижных выставках. Но считать его передвижником в полном значении слова  наверное нельзя. Всех этих художников объединяла главная тема. Критический реализм.  Реализм —  это такая эстетическая и художественная позиция, согласно которой задача искусства  состоит в том, чтобы как можно точнее и объективнее изображать действительность. Это нечто противоположное романтизму и академизму. Это наиболее точное изображение окружающего мира. Это  традиция изображения угнетенных, обездоленных и бесправных, чтобы вызывать сочувствие к бедным.

   А у Кузнецова  ничего такого не было. Его не увлекали бытовые драмы, темы социальной несправедливости, и тому подобное, что так любили передвижники. На большинстве его картин сценки из повседневной жизни. Даже если сюжет и говорит о социальном неравенстве, выглядит оно буднично. И ещё много портретов. Замечательных портретов
                *****
    Лучшим считается портрет Чайковского. Тот, который вы видите над текстом. Это вообще самый лучший портрет великого композитора среди прочих.  Он же  стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гения музыки. Портрет Чайковского для зала Московской консерватории писал другой художник уже после кончины композитора.

    А как получилось, что портрет был написан в общем-то  провинциальным живописцем из Малороссии. До кто он такой, чтобы ему доверить изображение гения.

   Кузнецова  считали, да и до сих пор считают художником таким периферийным – то есть, тем, кто не очень-то и достоин был писать разных столичных знаменитостей. Для таких случаев был, к примеру, Валентин Серов, который творил изображения и царственных особ.

 А вот брат композитора Модест Ильич назвал портрет «потрясающе жизненным изображением». И ему ли не знать, каким был Пётр Ильич.  Он сказал, что лучшего портрета он не знал и что художнику удалось угадать и достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора.

   Потрет был написан в Одессе к  закрытию оперного сезона в театре, который считался одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра. Заказ был доверен Николаю Кузнецову.

     Кузнецов обратился с просьбой к композитору написать его портрет с потаённой робостью в душу. Композитор не ломался и тут же согласился. Он ещё не знал, какая это не простая работа – позировать.
 
      Несколько часов он добросовестно стоял в одной позе перед художником, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет уже без модели.

       Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский восхитился и по достоинству ее оценил, назвав «чудной».

 И Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Хотя портрет был заказан театром в Одессе. Перекупил изображение «славы и гордости земли русской» предприниматель Павел Третьяков.
 
   А вот Чехову его портрет , написанный художником Бразом в Ницце, совсем не понравился. Со свойственной ему иронией Антон Павлович сообщал своей  сестре: «Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».

   Напрасно он так. Это действительно лучший портрет Чехова. Он тоже находится в Третьяковской галерее. Когда я веду очередную экскурсию по музею, то никогда мимо не прохожу.

     А вот как сам Чайковский выразился по поводу своего портрета: ««Художник Кузнецов написал в Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен».

     А при жизни художника появилась уже фотография. Казалось, что фотографию убьёт живопись. Особенно портретную живопись. Серьёзно начали думать, что моментальное изображение человека заменит долгое сидение перед живописцем. Это почти живое изображение человека. О похожести здесь и вовсе говорить не приходится. Чего же ещё лучше.
 
   Оказалось всё не так. Художник настоящий стремится не только к «похожести». Он стремится показать внутреннюю суть человека, которая у каждого из нас своя. Неповторимая. И не всем хочется, чтобы эта суть была выставлена всем на обозрение. От замечательного художника Серова очень хотели иметь свой портрет. Хотели, но и боялись. Боялись увидеть на портрете то, что даже и от себя тщательно прятали.
                *****
     Кузнецов писал портрет не в самый лучший период  жизни композитора. Он  почти постоянно находился в состоянии глубокой депрессии. Его терзал безотчетный страх и непреодолимое чувство одиночества. И в тоже время он любил одиночество и не выносил никакого шума.  Ненависть к шуму граничила у Чайковского с манией. И на родине, и за границей он искал квартиры, в которых соседние комнаты, коридоры совершенно изолировали бы его от внешнего мира.  Его можно понять. Он мог слышать только звуки музыки, которые рождались в его душе. И ничто не могло мешать этому рождению.

   Петр Ильич был мучительно застенчивым человеком. Он сторонился публичности и старался не быть на виду у всех. Такого человека назовут интроверт. Да ведь куда спрятаться при его огромной мировой славе.
 
     Его зовут в Одессу на премьеру оперы «Пиковая дама». Приглашают к подготовке спектакля. Одесситы с большим нетерпением ждали приезда маэстро. Билеты на концерты брались с бою, несмотря на высокую цену.

      Музыканты одесского Городского театра с энтузиазмом ожидали первой репетиции «Пиковой дамы», шли на неё, как на праздник. «Задолго до назначенного часа все оркестранты были на своих местах… Как только Пётр Ильич вышел из-за кулис на сцену, раздался гром аплодисментов и крики «Ура!», оркестр грянул туш, и композитор, к немалому своему изумлению, был подхвачен на руки. Его долго качали. Все присутствующие в театре встали, аплодисменты продолжались около 15 минут. Пётр Ильич прошёл в первый ряд кресел, оттуда наблюдая за репетицией».
 
   Премьера «Пиковой дамы», имела огромный успех. «Вся публика, как один человек, поднималась с мест при каждом выходе Чайковского и благодарила за музыку, а он, растроганный до слёз, в свою очередь, благодарил её», – писали газеты.

   Оркестранты и члены Музыкального общества Одессы в благодарность подарили маэстро лавровый венок и дирижёрскую палочку из чёрного дерева с золотой рукояткой-лирой и бриллиантом. Одна артистка  от имени труппы драматического театра преподнесла композитору венок с позолоченными листьями и надписью «Смертные – бессмертному».

  А сам композитор пишет так: «Никогда я ещё не испытывал ничего подобного тому, что испытываю теперь. Меня чествуют здесь, как какого-то великого человека, чуть ли не спасителя Отечества».

   Он скромен, конечно. Но со всей искренностью и честностью говорит: «Среди живых композиторов нет такого, перед которым я должен склонить голову».
 И при этом он пишет следующее:

    «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

                *****
   А художник Николай Кузнецов после революции уехал из России. Многие художники, и не только художники, покинули страну в те жестокие времена, когда мир переломился. Но не многие сумели состояться в жизни  за пределами родной стороны. Комплекс того, что ты чужой в чужой стороне, не все могли преодолеть. Кузнецов не смог. Он умер в феврале 1929 года в Сараево. Там же и был похоронен.


Рецензии
Спасибо большое, Геннадий!
Очень интересно и познавательно!

Буду приходить Вас читать.

Всего доброго Вам!
С уважением, Вера.

*
Поправьте, пожалуйста, - описки -

*«Запорожцы пишут ... султану». КАзак с ....

*и на основной странице - про внучку - ....лет.. (не пропечатался возраст..)

Липа Тулика   19.04.2024 23:59     Заявить о нарушении
Добрый вечер. Опечатку исправил. Спасибо. Со мной это случается. У меня ведь нет ни корректора, ни редактора. А Маша уже и не такая маленькая. Ей не так давно сполнилось 13 лет. Ну а для Вас дверь всегда открыта. Буда рад Вас видеть. Спасибо.

Геннадий Мартынов   22.04.2024 18:26   Заявить о нарушении
Доброго вечера, Геннадий!
Спасибо за приглашение!

Единичные опечатки - и я не без них, просто увидела и решила сказать! Если встречу, могу еще сказать.. Не в них дело!

Спасибо за Ваш труд!

Всего Вам доброго!
Вера.

Липа Тулика   22.04.2024 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.