Красота спасёт мир. Ч. 7 Богом любый князь Андрей

Авторское фото: Боголюбово, Боголюбский женский монастырь, Собор Боголюбской иконы Божьей Матери; место гибели Андрея Боголюбского в княжском замке в Боголюбово (сегодня это территория монастыря) с установленной перед входом доской с надписью; Церковь Покрова на Нерли. Боголюбово Владимирская область, июнь 2022 года.


*****

Идеал красоты - духовная жизнь.

Творчество - как средство преображения души.

Красота - как символ законченности духовного совершенства всех творений Бога, лаконичности и гармонии. В творениях зодчих и иконописцев Древней Руси проявлена в полной силе. Небесное величие сакральных образов соединено с трепетной нежностью матери.

Зодчими и иконописцами прошлых веков рождались шедевры, которые и спустя сотни лет притягивают взор, заставляют размышлять о законах бытия, о вечности человеческой души, о том, как преобразить душу и подготовить её к жизни вечной.

*****

Не осознали ещё, что въехали в Боголюбово, а колёса машины уже притормозили на площадке у входа в Боголюбский женский монастырь. Это на карте Боголюбово далеко от Владимира. А на самом деле, учитывая, что город разросся и его микрорайоны вышли за черту города, Боголюбово в 5 км от Владимира.

Утро понедельника оказалось солнечным, отмытая от пыли листва столетних деревьев после вчерашнего ливня блистала в его лучах чистотой. Завершая торжественность открывшегося вида голубых куполов, возвышавшихся над белокаменными стенами монастыря.

--------------------------------

Красота! Естественная красота, соединённая с духовным наполнением, будет светить вечно! И никакие гаджеты с чёрными силуэтами готических форм никогда не затмят её!

Хотя, конечно, чёрные силы всегда будут стремиться затмить Божью красоту подкупающими новыми образами, яркостью неестественных красок, лёгкостью восприятия и новизной. Примитивизмом, алогичностью форм, одним словом.

И вот для того, чтобы уметь отличать добро от зла, которое коварно, и лукаво уводит человека от Божественного, и нужно посещать такие места. Где духовное совершенство всех творений Бога, лаконичность и гармония, проявлены в полной силе. Это, конечно же, творения зодчих и иконописцев Древней Руси.

--------------------------------

Раннее утро, в храм стекались прихожане и те, кто как и мы, туристы, хотел окунуться в мир Божественной красоты.

При входе справа - главная святыня храма: икона Боголюбской Божией Матери.

История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью Андрея Юрьевича Боголюбского.

В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю. С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.

Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила.

То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.

После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия.

В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.

Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря.

Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий.

Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь "возлюбила это место".

Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской.

Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.

------------------------------

Храм открыт для всех, ведь все - сестры и братья, рабы Божии. В Русской Православной церкви нет хозяина, кроме Иисуса Христа. Все служители церкви - проводники и такие же рабы Божии.

Служба уже началась, песнопения хора молодых послушниц проникли в самую глубину сердца, отчего слёзы осознания своего человеческого греха и глубокого раскаяния брызнули непроизвольно.

В момент чтения строк из Псалтыря послышался завывающий нечеловеческий рёв. Приглядевшись, увидела женщину, сидящую между громадными мраморными колоннами церкви на скамье. Жутко голосящую от тех мук, что испытывало её тело, когда её корёжило. В порывах припадка её удерживали две другие женщины, видимо, родственницы.

- "Оглашенная! - подумалось. - Не приведи Господи испытать такое нечеловеческое страдание."

Мученики и страдальцы... У каждого из нас свой путь к Богу.

-------------------------------

Предметом особых забот Андрея Боголюбского было повышение роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике и его знвчительное обособление. Этому способствовало превращение Божией Матери Владимирской в небесную покровительницу княжества.

Установление богородного культа как основного во Владимиро-Суздальской Руси как бы противопоставило её Киевской и Новгородской землям, где основным культом была святая София.

Внешняя политика Андрея вызвала недовольство многих бояр. Он выгнал старых, родовитых бояр и окружил себя новыми, служилыми людьми. Недовольные бояре осуществили против него заговор, в котором участвовала его жена Улита.

Заговор не достиг своей цели, Андрей казнил одного из родственников жены, Кучковича, за участие в нём. Тогда брат казнённого вместе с другими родственниками и слугами пошли на князя, как на дикого зверя.

"У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом" - так характеризует Андрея русский историк Василий Ключевский.

По пути в опочивальню князя заговорщиков охватил страх и трепет души, они спустились в погреб и напились вина. Упившись, все 20 человек ворвались на крыльцо. Убийцы взломали дверь в спальню князя.

Андрей вскочил, хотел взять свой меч, но его не оказалось на месте: кто-то из прислуги заранее, зная храбрость великого князя, постарался обезоружить его. 

И хоть Андрей был физически силён, его рубили мечами и саблями, кололи копьями, отрубили руку. Испугавшись содеянного, решив, что с князем покончено, убийцы стали разбегаться. Андрей сполз по ступеням на крыльцо. Исколотый и раненый был добит уже на крыльце. Разграбив сокровищницу, тело его выбросили на пустырь за княжеские покои.

Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя.

---------------------------------------

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени (см.фото).   

Туда я и держала путь, в желании постараться пережить произошедшее в ночь с 28 на 29 июня 1174 года вместе с великим князем.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где великий князь любил молиться,  соединялся с его покоями переходом. Вот и сама церковь, по сегодняшним меркам маленькая.

Лестничная башня XII в. Внутри каменная винтовая лестница, по которой и спускался раненый князь Андрей Боголюбский. Внизу ее небольшая ниша, где он прятался, был найден и окончательно убиен. Святое место постоянно поддерживается огнем лампад и свечей. 

Обойдя церковь с внешней стороны по кругу, спустилась к часовенке, построенной на месте, куда тело князя было положено убийцами и где оно пролежало 3 дня.

Преклонив голову, думалось о прошлом. О том времени, когда смелые и отважные сыны земли Русской отстаивали границы Русского государства от врагов.

С деятельностью Андрея Боголюбского связано образование Русского государства с новым названием, новым территориальным делением, новым политическим центром - Владимиром.

Внезапно посетила мысль: а что, если та истеричка, встретившаяся в храме, - одна из тех потомков убийц великого князя? Возможно, все следующие поколения кровавых убийц Андрея Боголюбского неведомая сила ведёт к этим местам.

------------------------

Путешествие наше по древней Владимирской земле подходило к концу. Но как же можно завершить его, не посетив Церковь Покрова на Нерли, эту жемчужину Древней Руси?

Вдали от селений на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком.

Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году и является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами.

Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов.

Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры.

Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы.

Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

---------------------------------

Покидали Боголюбово с чувством эмоционального переполнения и глубокого погружения в старину.

Если и есть в мире настоящая красота, то это те места, которые мы только что посетили.

Красота, как символ законченности духовного совершенства всех творений Бога, лаконичности и гармонии.


Продолжение - "Загадки Покрова на Нерли" - http://proza.ru/2023/10/17/1722

Начало - "Суздаль: 21 век" - http://proza.ru/2022/12/10/1295


Рецензии
Говорите Красота спасёт мир. Ну если Вера создает Красоту, а так и есть, то да.

Виктор Ищущий   21.06.2023 19:38     Заявить о нарушении
Согласна с Вами.
Благодарю!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   21.06.2023 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.