Я назвала его Виктором

Документально-художественная повесть.  (Небольшие отрывки из этой повести)

"Дни и ночи битву трудную вели –
 Этот день мы приближали как могли.
 День Победы!.. "
 В. Харитонов, « День Победы».

"Они боролись и погибали,
 Чтобы мы с вами жили.
 Не забывайте об этом, люди!"

 НЕМЕЦ ВАЛЬТЕР.
 —----------------------------—
 В сентябре 1942 года русские военнопленные работали на лесозаготовке. Охраняли их только лесничий и немец Вальтер. Он был уже в годах, лет под пятьдесят. Работа в лесу тяжёлая, пленные изнурённые, а кормили их плохо. И немец Вальтер ходил в деревню и приносил им чего-нибудь поесть: женщины собирали, что у кого было, стараясь помочь несчастным пленникам.
 А лесничий, литовец, к пленным был лют: издевался над ними и унижал, как вздумается.
 Однажды ночью в лесничество нагрянули партизаны. В бараке все спали на полу вповалку. Тут же и охрана — лесничий и немец Вальтер.
 Партизаны вошли в барак, наставили автоматы: "Руки вверх!.." Со сна не могут понять, что происходит. Пленные догадались: партизаны!.. Обрадовались.
 Партизаны всех забирают с собой.
 — А эти двое?.. — спрашивают о лесничем и немце.
 — Лесничий — собака! Хуже врага!.. — послышались голоса. — А немец Вальтер — ничего, он даже еду нам приносил из деревни... Его стрелять жалко...
 Вальтер понял. Подошёл, протянул руки ладонями кверху:
 — Нихт стрэляйт!.. Вальтер нихт фашистэн! Вальтер ист арбайтэр, мнёго киндэр...*
 Лесничего расстреляли. А Вальтера отпустили:
 — Чёрт с тобой, иди к своим фашистам.
 — Найн!.. — упёрся Вальтер. — Их вилль партызан!..**
 — Иди, иди!.. Ты нам в партизанах не нужен.
 
 
 * — Не стреляйте!.. Вальтер не фашист! Вальтер есть рабочий, много детей...
 ** — Нет!.. Я хочу партизан!..

 БОЙ БАРАНА С ФАШИСТОМ.
 —--------------------------------------------—
 С началом войны председатель колхоза ушёл на фронт. Вместо себя за председателя оставил Катю, шестнадцатилетнюю девчонку, только что
 окончившую девять классов — грамотная, значит.
 Когда приближались немцы, Катя всё колхозное имущество и скот раздала по дворам. Остался один чёрный баран — огромный, сильный, с большими рогами. Он был очень бодливый, и к нему никто никто из всей деревни не осмелился подступиться. Барана одного закрыли в колхозном сарае
 В деревню пришли немцы, требуют председателя. Ответили, что его на фронт забрали. Катю люди не выдали. "Где колхозное имущество, где скот?" — спрашивает через переводчика длинный сухопарый немец, холёный такой. Повели его к сараю. Немец открыл дверь: видит — один только баран в сарае...
Немец смотрит на барана, баран — на немца... Смотрел — смотрел да как разгонится, как боднёт его!.. Сбил немца с ног.
 Немец поднялся, взбешённый, и выстрелил в барана из нагана. Баран разогнался во второй раз и опять сбил с ног фашиста!.. Разъярённый немец выпустил в барана целую очередь из автомата. Баран упал и затих. У дверей столпились жители деревни...
 Бой барана с фашистом заставил людей как-то по-другому взглянуть на события, на вторжение немцев и воодушевил молодёжь деревни — многие ушли в партизаны.

 СТРАННЫЙ НИЩИЙ.
 —------------------------------—
 12 апреля 1943 года разведчики Арефьева отправились разузнать дорогу: бригада имени Суворова готовилась к трудному переходу в западные районы, в Вилейскую область, для расширения там партизанского движения.
 А в полдень того же дня произошло событие, которое насторожило командование бригады. Боец Эстрин из отряда имени Чкалова, будучи в дозоре, задержал подозрительного нищего. Он то останавливался, то прибавлял шагу и, сильно хромая, шёл к деревне, где располагался штаб бригады.
Когда неизвестный приблизился к посту, дозорного Эстрина поразил его жалкий вид: сгорбленный, еле живой калека, рот искривлен, глаза выпучены, ноги и руки конвульсивно подёргиваются... Одет убого: изодранный ватник, на старых чёрных брюках спереди и сзади нашиты большие голубые заплаты, на ногах растоптанные опорки... Словом, какой-то больной нищий, вызывающий жалость. Известно, война не скупится на увечья...
И всё же Эстрин задержал этого человека и — к начальнику особого отдела Алексею Жабину.
Взглянув на задержанного, комиссар бригады Николай Усов подумал, что Жабин тут же прикажет накормить несчастного. Но Жабин в первую очередь вежливо поинтересовался:
— Кто вы и откуда?
Лицо человека ещё больше перекосилось. Он забормотал что-то нечленораздельное. Тогда Жабин вытряхнул его холщовую котомку. Из неё высыпались куски крестьянского хлеба, луковицы… Затем Жабин ловко отпорол ножом несколько голубых заплат на брюках нищего – под заплатами не оказалось ни одной дыры!.. На все вопросы нищий, выпучив глаза, непонимающе разводил руками.
— Снимите ватник! – приказал Жабин. И тщательно прощупал каждый шов, каждую складку. Задержанный с недоумением смотрел на это, пытаясь что-то сказать… Но вот пальцы начальника особого отдела растягивают узкую ленточку жёлтого шёлка, на которой по-немецки что-то напечатано на машинке… Удостоверение личности!
— Раскололи!.. – вдруг внятно и враждебно процедил сквозь зубы задержанный и мгновенно преобразился: перед Жабиным и Усовым стоял нормальный, здоровый мужчина! А как искусно, как естественно он играл роль нищего калеки! И подумать трудно, что это была игра… Задержанный оказался немецким лазутчиком, шпионом.
Скромный с виду, вроде даже несколько несерьёзный, Алексей Жабин обладал завидной логикой и проницательностью. Он умело и настойчиво добыл от шпиона очень важные сведения. Разоблачённый шпион при допросе сначала отпирался, потом всё рассказал. Он был послан узнать и уточнить расположение, численность и силы партизан в Дисненском районе: немцы готовились их уничтожить. Он назвал имена несколько известных ему других шпионов, направленных фашисткой разведкой в советский тыл.
Этого крупного шпиона два года учили в школе гестапо в Берлине. Он был сам родом из Дисненского района, братья его служили у немцев полицаями. Он владел четырьмя языками. В 1939 году, когда освободили Западную Белоруссию, он перешёл границу СССР и, уйдя на Запад, стал служить гитлеровцам.
 Комбриг Хомченко срочно отправил в партизанский Центральный штаб сведения, полученные от задержанного матёрого шпиона, который был вовремя обезврежен. Шпиона расстреляли. Боец Эстрин за свою бдительность был представлен к награде.
Бригада двинулась в намеченный путь.


Рецензии