Косы и монг. культ огня
Хорошо известно как по византийским сообщениям, так и по резбы по камню самих обров-хаганидов Аварского каганата, что вархонитская знать оставляла косы, заплетавщиеся в ленты. В целом они носили причёску, напоминавшую современные причёски "ирокез", могавк", но только с косами. По одной только этой причёски было достаточно, чтобы причислить их к кругу сяньбийских (парамонгольских) племён. Попытаемся ответить методом лингвистической археологии, с чем могло быть это связана не вообще, а у конкретно сяньбийцев.
Халха-монг. ГАЛТ "огненный, горящий", ГАЛЗУ "бешенный,неистовый,яростный", ГАЛДАХ "жечь, сжигать", ГАЛ "огонь, пожар", АЛБННЫ ГАЛ "блуждающий огонь"
Ойрат. Синьцзяна hАЛ "огонь, свет, освещение","искра, молния",hалдаха "жечь, сжигать, предавать огню", haлцзуу "бешенный, сумасшедший",haлцуураха "беситься, приходить в бешенство"
Монг. божество огня ОДХААН-ГАЛАХАН, здесь "од" - тюркское заимствование ("костёр, огонь"), а ГАЛАХАН произноситс как фрикатив ГЪАЛА- "огонь, пламя, костёр" и т.п.
Ав. ГЪАЛ "коса, связка, плеть", диал. гъвал, гъалакI,ГЪАЛАКО "чуб", ГЪАЛАРАБ "лохматый". При этом в диалектах есть обозначение "чуба" конского, и есть ещё один диалект, в котором ав. "чуб" обозначено как "корона" . Диал. ЖАЛ "грива". Вы спросите, а где здесь "огонь"?
1. Косы у сяньбийцев должны были намекать на языки пламени.
2. ав. обозначение "огня" отъехало в немного другую сторону: ГЬАЛИ [hali "кипение"] "кипение", ГЬАЛИЗЕ "кипеть, закипать, вскипятить", "бежать под гору": ойрат. халулха "греть, разогревать, халуун "жара, зной, горячий"
Свидетельство о публикации №223031601130