Старинные часы. Глава 25
В тот день, когда Марианна Добролюбова организовала благотворительный базар, собрав в усадьбе своего отца предпринимателей, общественных деятелей, артистов, служителей церкви, шёл сильный дождь. И хоть мероприятие планировалось проводить на лужайке позади дома, где ещё вчера установили многочисленные шатры, Марианна заранее постаралась предусмотреть альтернативный вариант, поэтому уже сегодня утром распорядилась всё перенести в большой зал, совмещённый с просторной лоджией. С неё открывался хороший вид на парк, где в это время года пышно цвели бугенвиллеи, стрелиции и огненные делониксы. Кроме базара в ходе мероприятия состоится аукцион. Все собранные сегодня средства пойдут пострадавшим от землетрясений и цунами, а также социальным домам и приютам. Ещё Марианна задумала, наконец, воплотить в жизнь свои давние намерения – открыть адвокатскую контору для бедняков.
Эти планы она начала строить ещё в юности, когда однажды ей пришлось выступать свидетелем по делу о краже жемчужного колье. Его из сумочки одной женщины вытащила шустрая девица прямо у кассы магазина. Тогда Марианна буквально схватила её за руку, но как только дело дошло до суда, стал известен мотив кражи – бедность. Бедность пугающая, безвыходная. В семье было пятеро детей, из которых двоим ещё не исполнилось и года. Их отец погиб, работая на стройке, а мать продавала всякую мелочёвку в небольшом киоске. Вырученных денег едва хватало на пропитание, поэтому старшей дочери пришлось бросить школу и зарабатывать чем придётся. Реальность, в которой жила семья, оказалась настолько удручающей, что поначалу она не поверила в то, что увидела собственными глазами. Эти люди жили в доме, который по её представлениям и на дом-то вовсе не похож. Скорее, на лачугу или сарайчик. Маленькие дети ели всё, что удалось купить на жалкие крохи, которые зарабатывали мать и старшая сестра. Они были вечно чумазые, полуголые и голодные. Когда Марианны впервые вошла в их дом, все они выстроились в ряд и долго смотрели на красивую даму, похожую на королеву. Эту семью она потом взяла под своё покровительство, а на суде обрушилась с гневной речью на всех присутствующих.
– Скажите, кто виноват в том, что в современном мире до сих пор есть люди, которые живут вот так? В такой чудовищной нищете! Почему так устроено наше общество, что порой они не находят другого выхода, кроме как пойти на преступление? Не мы ли сами толкаем их на этот путь? Ответьте мне, почему эти люди лишены даже хрупкой надежды на возможность изменить свою жизнь? Да, разработаны разные программы поддержки малоимущих слоёв, но все мы хорошо знаем, что на практике они не решают проблему в корне, а только замаскировывают её. Сегодня катастрофически необходимы глубокие структурные изменения, иначе уже в этом десятилетии количество людей, живущих за чертой бедности достигнет чудовищной цифры! Этой семье я помогу, но сколько ещё их таких же? И чтобы раздобыть свой кусок хлеба они будут совершать преступления, как эта девчонка, которую мы сегодня судим. А ведь она сейчас смотрит на всех нас и ненавидит за наше холёное благополучие. Кто мы такие? Что мы знаем о ней, чтобы иметь право решать её судьбу? Знаете, о чём она думает, глядя на ваше кольцо на мизинце, господин судья? Она думает, что её семья могла прожить за него некоторое время тогда, как для вас это всего лишь украшение! Преступно то устройство общества, при котором люди вынуждены совершать кражи, разбои, даже убийства, чтобы выжить! Я сейчас выступаю не против богатства. Я выступаю против нищеты! Я не оправдываю преступлений, но осуждаю нас с вами. Тех, кто у кого есть возможность изменить ситуацию. Помните, что мир несправедлив не сам по себе. Таковым его делаем мы – люди. Нельзя замыкаться в личном благополучии, а нужно посмотреть по сторонам, чтобы увидеть мир вокруг богатых особняков! Я призываю к созданию обязательных фондов за счёт отчислений крупного бизнеса с целью их последующего использования на улучшение жизни таких вот людей, как обвиняемая. Я призываю богатых людей строить школы, больницы, приюты, открывать недорогие магазины, доступные тем, кто не может всё это оплатить. Мы и только мы можем дать неимущим людям шанс вырваться из замкнутого круга, ведь у них наравне с богатыми должно быть право на будущее. Но до тех пор, пока такие люди, как эта девчонка, не находят другого выхода, кроме преступления, общество не станет ни более развитым, ни более гуманным. Мы в ответе за тех, кто попал в трудную ситуацию, а значит и ответственность за совершённые ими от безысходности преступления лежит и на нас. Судите её, но знайте, что судите самих себя.
Своё первое дело Марианна выиграла, наняв для девчонки хорошего адвоката. Та получила небольшой условный срок с выплатой «морального ущерба» пострадавшей. Разумеется, его выплатила сама Марианна. Но тогда она впервые задумалась о том, чтобы открыть адвокатскую фирму для бедняков. Эти планы оставались нереализованными в течение нескольких лет, пока она получала юридическое образование и писала книги на социальные темы. И ещё шокировала время от времени обеспеченных гостей своего отца призывами раскошелиться на нужды бедных людей.
Но в те годы представители её круга воспринимали Марианну, как чудачку. Юная девочка с обострённым чувством справедливости вызывала умиление и, поддавшись на её обаяние, они вносили на открытый ею благотворительный счёт небольшие суммы. Тогда никто не мог подумать, что эта хрупкая девушка уже пять лет спустя сумеет заменить свою сильную энергичную мать, став не только хозяйкой большого дома, но и управляющей компанией своего отца. Она сразу же увеличит программу благотворительности и развернёт широкую социальную рекламу с целью привлечения к проекту всех самых богатых людей мира. Она добьётся такого резонанса, что благотворительность станет трендом крупных компаний. Марианна мастерски сыграет на тщеславии богачей, сформировав общественное мнение. Теперь будет престижно иметь собственные благотворительные проекты. Из юной наивной девочки она превратится в умную, просчитывающую каждый свой шаг, женщину. Однако представители её круга со временем начнут недолюбливать Марианну за резкость, прямолинейность, безапелляционность. Однако на выбранном пути Марианна окажется упорной и вскоре её имя станет синонимом филантропии. Каждому будут известны школы и больницы, находящиеся под её патронажем. За годы своей деятельности Марианна сумеет помочь десяткам семей, подобным той, которую она взяла под своё покровительство ещё в юности. Однако никогда она не приводила домой бездомных, после одного единственного случая, произошедшего несколько лет назад.
В тот вечер по дороге из офиса она увидела парнишку, лежавшего на картонной коробке под мостом. Марианна попросила водителя остановиться, сходить и привести мальчишку к машине. Она внимательно наблюдала за тем, как он ступает босыми ногами по асфальту и всё время подтягивает разорванную на коленях штанину. Когда они подошли, Марианна предложила мальчишке сесть рядом на заднем сиденье. Он ужом проскользнул в полуоткрытую дверцу и зажался в уголок. Парень немного неуверенно смотрел на неё, как будто извиняясь за то, что от него плохо пахнет и что своей грязной одеждой он испачкал белоснежное сиденье. Марианна кивнула водителю, и машина тронулась с места. Некоторое время она продолжала молчать, а потом заговорила с мальчишкой по-испански.
– Как тебя зовут?
– Мигель.
– Сколько тебе лет?
– Пятнадцать.
– У тебя есть родители?
– Я сирота.
– Ты давно живёшь под мостом?
– Пять лет. С тех пор, как сбежал из приюта.
– Почему? Тебе в приюте хуже, чем под мостом?
– По-разному. Бывает холодно и сыро. Иногда забирают в тюрьму, когда не успеваю унести ноги. Но под мостом свободно, и никто не бьёт.
– На что ты ешь?
– Иногда украду (я шустрый, меня трудно поймать), а иногда ящики перенесу (я сильный, хоть и худой) и за это мне дают еду.
– Ты грамотный?
– Читать и писать умею. Но чтобы раздобыть картонную коробку и кусок хлеба мне это ни к чему.
Марианна привезла его в усадьбу и распорядилась поселить мальчишку в домике для гостей, где он потом прожил три года. Поначалу она намеревалась дать Мигелю образование, но к учёбе парень оказался совершенно неспособным. Он плохо запоминал и к тому же ленился думать. Но зато работа в конюшне пришлась ему по душе. С лошадьми он возился часами, стараясь под любым предлогом увильнуть от занятий. Наблюдая за ним, Дмитрий Васильевич не раз убеждал дочку перестать мучить его ученьем и предоставить возможность делать то, что у парня неплохо получается.
– Мексиканского Ломоносова ты из него не сделаешь. Оставь Мигеля в покое.
И Марианна сдалась. Так и жил он в домике для гостей, работая в конюшне. За три года возмужал, окреп, поправился. Стал смелее, а порой и наглее. За всё это время он ни разу не покидал усадьбу. Только в последние два месяца стал иногда уезжать в город по выходным. Как правило, он отсутствовал двое суток и возвращался утром в понедельник, скрываясь в домике для гостей до полудня. В то время у Марианны было так много работы в компании, что странное поведение Мигеля она заметила не сразу. Впервые она задумалась об этом, когда однажды он ответил на какое-то её замечание оскорблением. С тех пор Марианна стала присматриваться к нему. Взгляд у Мигеля теперь был злой, движения резкие, порывистые. Она заметила, что он почти не смотрит в глаза и старается избегать случайных встреч с ней.
– Папа, тебе не кажется его поведение странным? – как-то спросила она у Дмитрия Васильевича.
– У парня началась личная жизнь. Не век же ему сидеть в нашей конюшне! Не дави на него и всё образуется. Ведь помнится раньше ты и сама этого хотела.
– А ты что думаешь? – поинтересовалась Марианна у сестры. Жанна призадумалась, пожимая плечами.
– Здесь что-то нечисто. Насчёт личной жизни не знаю, но то, что он влип в какую-то историю это точно. Надо бы проверить парня.
Но организовать такую проверку Жанна не успела. В то утро понедельника он, как обычно, появился рано. В окно Марианна видела, как неуверенным шагом он направляется в домик для гостей. На этот раз она решила, наконец, поговорить с ним откровенно и сразу же, пока тот не лёг спать, пошла за ним вслед. Едва Мигель открыл дверь, Марианна увидела, что он сильно пьян. В этот момент она поняла, что серьёзные разговоры лучше отложить на вечер. Покачиваясь, он пытался ухватиться за ручку двери, чтобы не позволить закрыть её.
Марианна сказала по-испански:
– Проспись. Я приду позже.
Он не ответил, и она развернулась, собираясь уйти. Но сделав всего пару шагов, почувствовала сильный удар между лопаток. Марианна покачнулась, но ещё несколько секунд держалась на ногах. Обернувшись, она удивлённо посмотрела на Мигеля, стоявшего в двух шагах от неё. Последнее за что уцепилось её сознание, был окровавленный нож у него в руке.
– За что? – прошептала она по-русски и упала на лужайку.
Пришла в себя Марианна только на следующий день в больничной палате. Её прооперировали. Нож прошёл в нескольких миллиметрах от сердца. Увидев отца и сестру, Марианна слабо улыбнулась. Дмитрий Васильевич беззвучно плакал, а Жанна легонько сжимала её ладонь. Говорить пока было трудно, но Марианна нашла в себе силы задать единственный вопрос.
– Где Мигель?
Жанна ответила:
– В тюрьме. Охранники сработали быстро, и он не успел уйти. Кроме того, садовник видел, как он вонзил в тебя нож. Но ты же знаешь, он старик. Пока добежал, тебе уже помогли. Но свидетелем может быть, так как был в очках и всё видел довольно хорошо. Думаю, Мигелю светит большой срок.
– Я хочу поговорить с ним, – прошептала Марианна.
– Зачем? Он едва не убил тебя! Что ты скажешь ему?
– Я хочу посмотреть ему в глаза.
Когда две недели спустя Марианна покинула больницу, водитель привёз её на встречу с Мигелем. Они сидели, разделённые стеклом и долго молчали, глядя друг на друга. За это время он сильно осунулся. На Марианну смотрел отрешённым взглядом и заговорил сам. Тогда Мигель ещё не знал, что нанятый Жанной частный детектив за это время выяснил, что несколько раз он встречался в баре «Лагуна» с человеком, передававшим ему конверты, но именно об этом он сказал сейчас сам.
– В них были деньги, которые я получал частями. В общей сумме мне должны были заплатить десять тысяч долларов.
– Заплатить за что?
От растерянности Марианна спросила по-русски, но спохватившись быстро перешла снова на испанский:
– Чтобы ты меня убил?
– Нет. Не убил, а припугнул.
– Кто заказчик?
– Я не знаю. Я встречался только с посредником.
– Значит, Мигель, ты продал моё доверие к тебе за десять тысяч долларов?
Он дёрнулся, а в глазах сверкнула молния.
– Ваше доверие? Что вы! Кто я такой, чтобы говорить о доверии?! Вы подобрали меня на улице, как щенка. Ведь вы добрая. Вы должны были пожалеть, приютить, накормить! Но вам и в голову не приходит, как чувствует себя тот, кто вынужден просить. А чем я хуже вас? Вы холите свою доброту, полагая, что я должен быть благодарен за ваши подачки. Но я не хочу подачек! Я хочу взять своё и у меня есть на это право! Я не ваша собачонка! Место под солнцем я выгрызу зубами. Не надо мне вашей милости и дорогих адвокатов тоже не надо! Я не хочу вас видеть. Никогда больше не приходите ко мне.
Мигель резко встал и постучал в двери. Заложив руки за спину, он отвернулся к стене, ожидая пока его уведут. Марианна ещё несколько минут сидела с трубкой в руке, а потом, вернувшись в машину, попросила водителя поколесить по городу. Устало откинувшись на спинку заднего сиденья, она украдкой смахивала слёзы с лица и невидящим взглядом смотрела, как за окном мелькают машины, дома, люди. Она думала о Мигеле. О несчастном мальчике, попавшемся в капкан. Вчера вечером Жанна показала досье, собранное частным детективом. Изучив его, Марианна поняла, что глупый парень стал пешкой в чужой игре. Её благотворительные программы добились большого резонанса, а обличительные статьи и книги пятнали репутации многих людей. Мигеля обрабатывали несколько месяцев, формируя у необразованного парня мнение о своей роли в обществе и своих правах. Его последняя пылкая речь тому подтверждение. Эту речь ему внушили. Загрузили, как программу в компьютер. Правильные слова, направленные на преступные цели. Мало знающего человека очень легко использовать вот так практически вслепую, сыграв на чувстве собственного достоинства. Но самое страшное, что частный детектив так и не выяснил имя заказчика. Очевидным было только то, что это человек, возможно, бывавший у них дома. Один из тех, кто гладил её маленькую по голове, умиляясь добротой и обострённым чувством справедливости. Тот, кто пил с её отцом вино и смеялся хорошим шуткам. Кто бывает на праздниках в доме и играл в шахматы с ныне покойной Барбарой. А теперь он же пытается запугать её, воспользовавшись алчностью глупого Мигеля.
Эта история многому научила Марианну. Получив удар в спину от человека, которого приютила, отныне она стала осторожнее.
– Ведь понимаешь, на одной Земле существует два параллельных мира: мир бедных и мир богатых, – как-то сказала ей Жанна. – Я знаю, что ты будешь продолжать своё благородное дело, но не пытайся их объединить. Это сизифов труд, дорогая.
– Ты права. Те, кому нечего есть, никогда не примут нашего благополучия. Но если я не в силах изменить тот мир, к которому принадлежу, то должна попробовать хоть чуть-чуть улучшить другой. Грош цена будет всем моим начинаниям, если предательство Мигеля сломает меня. Таких, как он много, а цель у меня одна.
Но с тех пор в усадьбе их отца никогда не было бездомных людей. Всех, кто просил помощи, Марианна определяла в приюты и обустроенные ею дома постоянного проживания. Мигель был первым и последним человеком, которого она привела в усадьбу.
Его осудили на десять лет, но через пять лет он умер в тюрьме от какой-то неизлечимой болезни. Об этом Марианна узнала только вчера, накануне своего благотворительного вечера. Эту историю пятилетней давности она вспомнила сейчас, когда с открытой лоджии смотрела на домик для гостей, наполовину скрытый от глаз пышными кустами роз. Теперь в нём жил старый садовник.
В этот вечер будут собраны средства, которые значительно увеличат благотворительный счёт Марианны, а уже несколько месяцев спустя заработает её адвокатская фирма для бедняков. Марианна продолжит упорно расширять благотворительные программы, несмотря на глубокую рану в сердце, нанесённую Мигелем. В его последних словах, сказанных ей в тюрьме: «Вы холите свою доброту, полагая, что я должен быть благодарен за ваши подачки. Но мне не нужны подачки! Я хочу взять своё, и я выгрызу его зубами!» она почувствует и свою вину за то, что волей судьбы принадлежит не к его миру. За то, что не в силах изменить вечное противоречие, которое, в сущности, непреодолимо, потому что держится на алчности, эгоизме и безразличии человека. Для того чтобы изменить мир, прежде всего, следовало бы изменить самих себя. Но, к сожалению, люди почти неспособны меняться. Однако стремясь помочь тем, кто оказался в безвыходном положении, когда отчаявшийся человек вынужден идти на преступление, чтобы накормить или вылечить своих близких, Марианна до конца жизни будет выполнять взятую на себя миссию. Ещё не раз её будут пытаться запугать, очернить, лишить веры в людей и своё дело. Но год за годом она всё также упорно будет идти своей дорогой.
Сегодня на своём благотворительном базаре, а потом ещё не раз и на других подобных этому вечерах, она произнесёт:
– Жестоко загонять в угол зверя, а человек ведь не зверь. Не оставлять ему выхода не только жестоко, но и преступно. Мир несправедлив не сам по себе. Таким его делаем мы сами. Поэтому только нам это и исправлять.
Продолжение здесь: http://proza.ru/2023/03/16/1201
Свидетельство о публикации №223031601167