А. И. Корабельщиков. Женские рукоделия

Анатолий Иванович КОРАБЕЛЬЩИКОВ (1945 - 2021)
ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛИЯ
Из книги: «Музейные палаты семейства Корабельщиковых»


Родился я и до 18 лет жил в селе. А что за жизнь была в сельской местности в середине прошлого века и ранее. Во всём натуральное хозяйство. В магазине можно было купить, и то не всегда, соль-спички-керосин и другой «шурум-бурум». Поэтому в селе высоко ценились лишь те, мужики, и дамы у кого «руки росли из того места, где надо».

Шитьё на машинке.
 Послевоенные годы. Дефицит всего. «Достать» кусок материи – фантастическая удача. Но ведь из неё надо ещё умудриться сшить какой-либо «одяг». В этой связи уместно вспомнить шутку тех лет. Что такое кинокомедия? Это - киноплёнка, звукозапись и артист Филиппов (неповторимый и незабываемый комик). Так и здесь: помимо куска материи нужна «модистка» - закройщица-швея и швейная машинка. Машинку в нашей семье я помню с самых малых лет. Это была знаменитая ножная швейная немецкая машинка «Зингер». Чем она знаменита, кроме непревзойдённой красоты и качества, я узнал уже во взрослости, когда работал по совместительству экспертом во ВНИИ Государственной патентной экспертизы. Оказывается, талантливый и хитроумный немец Зингер запатентовал своё изобретение не как конкретное изделие, а как способ шитья с помощью иголки, в рабочий конец которой вставляется нить. Такова его формула изобретения, обойти которую до сих пор не удалось никому, даже хитроумным японцам с их сверхнавороченными многофункциональными машинами.
Помню её [машинки "Зингер"] красивую металлическую станину с многочисленными узорами, которую по просьбе мамы приходилось еженедельно протирать от пыли мокрой тряпкой.
Мамина сестра – тётя Шура Кискина была профессиональная закройщица. Шили деду Ване и штаны «галифе» из дорогого габардина, и даже стёганые телогрейки. Ибо на могучего деда Ваню таких размеров купить было невозможно. Также, как и на малых детей. Сами шили даже стёганые ватные одеяла. Позже родители купили более компактную ручную швейную машину.
…В Москве для Ладушки мы приобрёли импортную многофункциональную машину, затем - оверлок для обметки швов. Можно, конечно, воспользоваться и функцией, заложенной даже в самой простой электрической машинке, но более сложные ткани, такие как шелк, трикотаж, шерсть, не потерпят грубой обметки.

Вышивание.
Моя мама Клава очень любила вышивать, причём только болгарским крестиком. Гладью – редко вышивала. Для вышивания необходимы были разноцветные нитки мулине и своеобразный станок под названием пяльцы. И ещё требовалась специальная ткань – канва, где чётко была размечена сеточка под крестик. Раньше найти хороший рисунок для вышивания – была большая проблема. Позже – можно было уже даже приобрести ткань с напечатанным непосредственно на ней цветным рисунком.
К сожалению, произведений искусства бабы Клавы не сохранилось. Но это хобби в полной мере перешло к Тамаре, затем и к Ритуше (её «с младых ногтей» нередко на большой срок привозили к бабушке Клаве на свежий воздух и экологически чистые продукты….). Они до сих пор вышивают целые произведения. Вот, например, некоторые работы сестры Тамары Ивановны.
Говоря о вышивании крестом, уместно отметить, что в глубоком детстве у меня и у папы были праздничные рубашки, вышитые мамой крестиком. Это так называемые, «вышиванки», которые до сих пор в моде у украинцев. Но рисунки украинских и древнерусских «вышиванок» отличаются, также как мужских и женских. Нет смысла расписывать их особенности и различие – желающие их в один клик найдут в интернете.
Рушники (полотенца) в нашей семье не вышивали, а вот на образах (на иконах) в «красном» углу у бабушки Насти, помню, был рушник.
А в нашем доме, поскольку родители были учителями, которые «в принципе» «не могли быть верующими в Бога», иконы бабушки Дуни были запрятаны от чужих глаз в углу в чулане. Там они обходились без вышитой накидки.
Непосредственно в нашей семье, кроме Риты, вышиванием никто более не «заразился». И это древнее искусство у Корабельщиковых, видимо, будет утрачено, как и многие другие….
Выбивание на швейной машинке: салфетки, рушники и занавески на окна, и праздничные скатерти на стол. Данные варианты образцов, конечно, взяты из интернета. Но наша бабушка Клава в своё время выбивала и лучше. К сожалению, - не сохранились. Главное было – найти хороший рисунок-образец. Его выискивали в каких-нибудь журналах «Крестьянка» и т.п. И второе – умудриться «достать» - приобрести материю. Ибо в открытой продаже и близко ничего подобного на прилавках «Сельпо» и т.п. универмагах свободно не лежало.

Вязание на спицах и крючком.
Это занятие окружало меня постоянно с младых ногтей. Экстра профессионалами были и б. Настя, и особенно - б. Дуня. Шерсть покупали у казахов от хороших пород овец – мериносов, нагулявших её на степных травах. Были и свои овцы. Стрижка овец производилась, кажется, дважды в год: весной и ранней осенью. Затем - чистка шерсти от репьёв и мусора, мытьё - сушка. Теперь шерсть необходимо тщательно расчесать с помощью специальных чесалок. Потом – прядение шерсти на прялке. У бабушки Дуни была красивая горизонтальная прялка с фигурными, точёными на станке деревянными всеми деталями. Хотя в России была больше распространена вертикальная конструкция прялки. Об этом свидетельствует нынешний интернет. А кое-где в «нищих» деревнях пряли на веретено. В шерсть простую нить для прочности не добавляли. Ибо она уменьшала теплоёмкость изделия. А для прочности спряденную нить ещё и сучили. В прядении и сучении нити бабушка Дуня была непревзойдённым «профессором», как на заводском станке. Ни одной неровности не найдёшь.
На спицах вязали, в основном, носки и следки, шапки и варежки, свитера и кофты. Носки - с искусно-виртуозно вывязанными пятками и высокими паголенками (это - часть носка, охватывающая голень) и отличной, особым образом связанной «резинкой», вязать умела не всякая «баба». Наши бабушки вывязывали шедевры. Я предпочитал только чёрные носки. Но когда стал ходить в старшие классы школы в Красный Кут, то стеснялся зимой ходить в шерстяных самовязных носках. Просил, хотя ходить в школу приходилось примерно 3,5 км., купить носки машинной вязки, но тёплые. А где их было купить-то в сельской местности, да и на что(?) – денег-то практически не было, хватало лишь на самое-самое необходимое. Для дам, для красоты вязали следки с узорами и без паголенков.
Варежки однотонные вязала б. Настя (мама Клавдии Григорьевны), а б. Дуня (мама Ивана Ефимовича) - пестрёные, чёрно-белые и более плотные. Рисунки у неё были разные: «колёсами», «пауками» и др. Я тоже стеснялся ходить в пёстрых варежках, а заказывал себе только чёрные и лучше перчатки. Профессионалами были настолько, что многие бабки-тётки в селе вязали это на ходу не глядя, чуть ли не с закрытыми глазами.
Позже в процесс вязания включилась и мама Клава. Она больше специализировалась на шапочках и свитерах-кофточках для детей.
Она же вязала и роскошные пуховые шали. (Вспомните песню про знаменитый «…Оренбургский пуховый платок…»). Заготовка пуха – это была особая процедура. Для этого у родителей была чёрная коза «Галка». Её купили для главной цели – поить маленьких детей чудесным, крайне полезным козьим молоком. Но покупали козу и с прицелом, чтобы она была пуховая, ибо не все козы обладают таким чудесным даром. Причём и молоко было без запаха, что не у всех коз есть такое свойство.
Но прежде чем рассказать о пухе, отвлекусь и вспомню ещё о двух особенностях коз. Они очень охочи пожевать что-нибудь вкусненького из материи. …Однажды баба Клава постирала бельё и вывесила его на дворе сушиться. Через некоторое время смотрит, а коза быстрыми темпами поглощает одно изделие. Пока баба Клава бежала к ней с какой-то метлой, от изделия остался лишь один воротник, да передняя планка с несъедобной молнией. Оказалось, что по вкусу «Галке» пришлась недавно случайно приобретённая во время поездки в Саратов югославская шикарная голубая шёлковая тенниска, в которой деда Ваня мечтал пойти на районную осеннюю педагогическую конференцию. Вы представьте на минуту состояние бабы Клавы – как ей пойти доложиться супругу о постигшем их, точнее – его, несчастье, и чтобы он в пылу естественного мужского гнева не лишил жизни всё-таки крайне необходимую «Галку». Обошлось.
А ещё раз однажды «Галка» в конце зимы благополучно окотилась и принесла двух симпатичных козлят. А на улице ещё морозы стоят, и в конюшне прохладно. А козлята ещё все мокрые. Их принесли в дом, чтобы они хоть обсохли, встали на ноги. Они обсохли в этот же день, а на второй – уже «бесились» в полной мере, запрыгивая и на стол, и на кровать. …Баба Клава ушла в школу, дети заняты своими делами, а козлята – своими. …Приходит баба домой и её взору предстаёт «картина маслом» - две обжёванных на разной высоте тюлевых занавески на окнах в зале. А «достать» (Раньше этим словом заменяли глагол «купить») новые тюлевые занавески было не проще, чем югославскую шёлковую тенниску. На сей раз уже дети уговаривали свою маму не лишать жизни симпатичных козлят и «Галку» за одно с ними….
…Ну так вот, возвращаясь к пуху. Кажется, тоже дважды в год его вычёсывали из козы специальной самодельной щёткой, похожей на маленькие грабельки с крючковатыми «пальцами». Делал её, естественно, деда Ваня. Вычесали пух. Но в этом сером пуху, к сожалению, множество чёрных козьих волос. Это – главная проблема и даже беда. По вечерам садится всё бабское и детское семейство и по одному (!) волосику начинает выбирать из пучка пухо-волосяной «смеси». Работа… - не для нервных, и не для плоховидящих.
А представьте себе – когда не было электричества и сидели с керосиновой лампой на столе, и даже когда оно появилось в селе (!!!), но разрешалось иметь только по одной лампочке ватт 60-75. Выбрали чистый пух, постирали-высушили. Теперь его надо спрясть. Не каждая «дама» могла это сделать элегантно, тонко. Ведь не носки для мужика вязать, которые он оденет в валенки или в кирзовые сапоги, а «девица красная» должна небрежно накинуть шаль на свою головку, и чтобы из-под неё томно смотрелись её глазки с поволокой. Ну и даже «строгая, но справедливая» учительница должна выглядеть гранд-дамой. И бабушка Настя, и бабушка Дуня могли спрясть такую тонкую пуховую нить «без сучка и задоринки».
Далее в действо вступала бабушка Клава. Вязала шаль она сама, и тоже надо было это делать с равномерным натяжением нити, чтобы изделие смотрелось как ровное полотно. Но это – не конец. Когда связано основное полотно шали, края обвязываются своеобразным кружевным рисунком, который придаёт ей особый шарм. Сделали и эту «процедуру», теперь – завершающую. Шаль стирают и затем натягивают на специальные «пяльцы». Это такая самодельная деревянная рамка, которая изготавливается под каждый размер шали. И в неё набиваются маленькие гвоздики на которые и натягиваются «завитушки» кружевного обрамления. Натяжение каждой завитушки должно быть одинаковым. Тогда и шаль будет строго квадратная, а не параллелограммом. Всё – теперь «девица красная» готова идти под венец, а дама в возрасте - гордиться не только своим «иконостасом»…. И ещё, вспоминаю, что именно пуховой шалью нас, маленьких детей, укутывали при простудных заболеваниях, поставив горчичники или медицинские банки. Грела шаль, как мартен.

Вязание кружев.
В середине прошлого века (видимо, и издавна) серьёзным увлечением-хобби всех женщин было вязание кружев крючком. Это было не праздное времяпрепровождение, а и бытовая необходимость. У каждой хозяйки дома были красивые кружевные занавески на окнах, салфеточки на столах, тумбочках, комодах, подзеркальниках и трельяжах. И даже платки и шарфики. Хвастались, обменивались опытом, нитками, рисунками кружев.

Вязание половиков.
Одно время пошла мода - вязали и плели крючком и коврики-половики из тонких полосок б/у-шной материи. Которые нарезали или разрывали в основном дети, с большим удовольствием. Красивые получались половики. Делали круглые и прямоугольные. Позже во время своих путешествий по России не раз встречал в регионах такие половики, причём не только в краеведческих музеях, представляющих быт сельского люда прошлого века, но иногда и на заборе-штакетнике в селе, повешенные после стирки для сушки. Так, например, это было в станице Старочеркасская во время путешествия с Вовой и Толиком по Донскому краю. И каждый раз с умилением вспоминал своё детство в селе Ахмат. И вот только в старости лет решил написать о сельском быте своего детства для своих внуков и будущих поколений своего любимого семейства. Где они ещё об этом узнают. А ведь это – тоже история нашей Великой России, которую превратили ныне в нашуРашу….
Рита, прочитав эту часть быльки, вспомнила, как она в детстве видела, как вязала коврики бабушка Дуня. А уже выйдя замуж и перейдя жить из родительского дома в свою квартиру, сама вязала такие коврики. Но уже с учётом достижений цивилизации, использовала в качестве исходного материала старые колготки. Говорит, коврикам таким износу не было: и стирались легко, и высыхали быстро. И ещё вспомнила, что бабушка Паша в Палатках сама ткала аналогичные половики на каком-то самодельном «ткацком стане»….

Изготовление ковров.
Высшим пилотажем в рукоделии, вероятно, является изготовление ковров. Но это удел женщин Востока, Средней Азии…, но не Ахмачей. Но вот и в Ахмате жил уникальный рукодел – Иван Михайлович Черняев, муж двоюродной сестры - Антонины Георгиевны, ныне живущей, старейшины рода Бурлиных, в ком течёт наша общая кровь по материнской линии. Оба они были учителями. Она вела химию и биологию, он физику. Был мастер и по дереву, и по металлу, чего он только не делал, начиная от выпиливания лобзиком, мебель, поделки из металла…. А в старости на пенсии занялся изготовлением ковров. Покупалось каньёвое покрывало с рисунком, с весьма приличными сюжетами - вплоть до знаменитых картин. Красили шерсть в разные цвета, до 10 и больше. И специальной иглой зимними вечерами вышивал. Делал подолгу, за вечер вышивал площадь размером с тетрадный лист. Поэтому ковры делал «тильки для сэ’бэ», как говорил тот хохол, и для своих детей.

Изделия из пера и пуха.
Поскольку в каждом домохозяйстве была птица - куры, утки и реже – гуси, то осенью после лишения их жизни заготавливали перо и пух на подушки и перины. Воздушные…. В перине так «утонуть» можно было. Особой заботой было изготовление такого приданного, у кого была молодуха «на выданье». Ведь на свадьбу, когда сватья с женихом приезжали забирать невесту на лошадях, а позже на грузовике, загружали и её приданное. И когда везли этот скарб по селу, то жизнерадостные тётки-свахи, которые уже приняли не по одному стакану самогона, когда продавали жениху невесту, спрятанную в каком-нибудь чулане, а то и в котухе, - трясли напоказ для любознательных селян все простыни и воздушные думки-подушки-перины из нежного пуха и пера.….
Справочно, для истории. Когда выдавали замуж сестру Тамару за только что пришедшего со срочной службы на флоте моряка Николая Никулина, то невесту по традиции тоже, естественно, прятали в укромное место. И тут чуть не произошёл конфуз, который дорого обошёлся семье жениха. Братец «заховал» свою любимую сестрицу под крыльцом, густо заросшим диким виноградом «девичьи слёзы», так, что никакой двери там не было видно. А продают невесту обычно «жизнерадостные» тётки, которые для куражу уже приняли по гранёному стаканчику. В качестве выкупа идут и деньги и водка. Привезённые свахами и друзьями жениха запасы твёрдой и «жидкой» валюты уже к концу приходят, а невесту никак не найдут, хоть плачь…. И невеста переутомилась в ожидании в окружении кучи оставшегося с зимы угля и поленницы дров, опасаясь «извазюкать» белоснежное платье в угольной пыли. Уже и чихать начала, чтобы как-то выдать себя. …Нашлась, выкупили и стали грузить на машину приданое, чтобы провезти по селу, и всё те же тётки обязательно должны потрясти для любопытных селянок подушки, перину и другие постельные принадлежности. Таковы были традиции.
Кстати, из гусиных крыльев делали очень удобные и эффективные метёлки для сметания золы из русской печи, а из отдельных перьев – получались хорошие типа кисточки для смазывания блинов «с пылу-с жару» топлёным маслом из маленького керамического горшочка, какой я хорошо запомнил у своей бабушки Насти. Тоньше и вкуснее её блинов я ни у кого не ел….
*
Ну, уж и в качестве заключения к вопросу о пухе и пере перескажу эпизод уже со своей свадьбы здесь же в Ахмате несколькими годами раньше.
…На второй день свадьбы с утра бабушка Дуня понесла в переулок на компостную кучу какие-то помои, остатки вчерашней снеди. И смотрит: на этой кучи валяется вся стая их уже взрослых уток, штук 15 (?!?)… и …чуть в обморок не упала. Сотворив «крестное знамение», притащила стульчик и, вся в слезах, причитая, уселась щипать уток по принципу: «с паршивой овцы хоть шерсти клок». А с усопших уток - хоть перьев и пуху нащипать для очередной перины, для молодожёнов. Угнездилась…, начала щипать… и вдруг слышит невнятное: «кря-я-я-я, кря-я, кря-я-я-я». Баба Дуня от неожиданности с трудом удержалась на скамеечке, и начала опять суматошно совершать «крестное знамение»: «Свят-свят-свя-я-ят».
…Проведённое расследование показало, что утки с большим удовольствием склевали выброшенную на помойку вишню, на которой дед Ваня настаивал самогон к свадьбе, и утки просто отдыхают с глубокого похмелья….
Более подробно эти события описаны в быльке «Щучий хвост или свадьба по-Ахматски».


Анатолий Корабельщиков
март 2019г.

(НА ФОТО: Вышивки Тамары Ивановны Никулиной (урожденной Корабельщиковой), сестры Анатолия Ивановича).


Рецензии