Цыганков Ю. Индира Ганди и Саидходжа Урунходжаев

 
Прибыв однажды из Душанбе в Ташкент на  совещание в нашем Средне-Азиатском строительном главке Минэнерго СССР, я оказался  не за столом заседавших, а в плотных рядах горожан,  встречавших в тот день не кого-нибудь, а Премьера Индии Джавахарлала Неру.

Он стоял в открытом, медленно двигавшемся лимузине, приветливо улыбаясь и помахивая рукой. Удалось протиснуться вперед и даже сфотографировать.

На другой день   лицом к лицу встретился с господином Неру, совершавшим прогулку по центру города. Поздоровался с ним в почтительном поклоне, он  улыбнулся, прикоснулся к моей руке и что-то произнёс.

Спустя несколько лет  познакомился с дочерью  Неру, известным политиком госпожой Индирой Ганди, находившейся  в Таджикистане. Неоднократно беседовал со знатной гостьей.
 
На мой взгляд, она была красива, с необычной седой прядью волос. Надевала экзотическое сари или модное европейское платье,  в зависимости от обстановки, смотрелась  органично. Впечатление  произвели  безукоризненная манера в сочетании с простотой и искренностью  общения.
Конечно же,  поведал  об эпизоде в Ташкенте, вызвавшем у нее неподдельный интерес.
 
Вскоре меня пригласил  руководитель Таджикской республики Джабар Расулов и  попросил сопровождать Индиру Ганди при посещении ею гидротехнических и других строек.
-Сама попросила,-объявил шепотком.

Индира Ганди  в сопровождении своего помощника и двух (вместе со мной) наших специалистов первым делом посетила недавно введенную в эксплуатацию  Кайрак-Кумскую ГЭС на реке Сыр-Дарья.
Заглянули  в машинный зал, совершили на катере экскурсию по водохранилищу,   перекусили.Впечатляющее сооружение!
 
 И - в колхоз, председатель которого (по-таджикски "раис") дважды Герой   Социалистического труда Саидходжа Урунходжаев.

Высокую гостью заранее  проинформировали о хозяине.  Тем не менее она  была поражена. Предстал великан с пиратскими усищами,  в широченном национальном халате. Острый, проницательный взгляд,  изрезанное волевыми складками лицо.
 
Гостья подала руку, и он бережно держал её в своих ладонищах, пока  обменивались приветствиями.
Намекнул о рукомойнике, полотенцах...Пригласил  к затененному шатром столу.
 

Начал с того, что никаких секретов у них нет, всё покажут и расскажут его помощники. Сам он с некоторых пор быстро не ходит из-за    старой  травмы.   
Постоянно будет информирован о нашем передвижении по хозяйству,  к вечеру ждёт в правлении.
 
-Будет правильно, если вы у нас немного отдохнёте,- высказал как уже решённое

Начали с показа  хлопковых плантаций.
Зеленый ковер ухоженных растений простирался до горизонта. Через месяц - полтора коробочки хлопчатника начнут созревать, лопаться, поля побелеют. А пока проводились обильные поливы, подкормка удобрениями, прополка.
 
Индира внимательно осматривает из машины поля, одобрительно кивает  и неожиданно останавливается невдалеке от  поливальщиков.
 
Приблизилась к ним, дала понять, чтобы  продолжали свое дело.  Попросила  кетмень (непременное орудие труда поливальщиков), сбросила обувь и  стала  по-свойски поправлять струйки воды в междурядьях.

Остановилась и подбирая слова пояснила, что поливальщики в Индии - это особо уважаемые труженики. Им доверено самое ценное богатство - вода, которую надо так расходовать, чтобы хватало всем.

Попросила показать, откуда   начинается и как  осуществляется полив?
Помощник раиса по части водных ресурсов  этого только и ждал.
 
Вскоре мы оказалась на берегу   Сырдарьи.

Осмотрели насосную станция с опускающимися  хоботами, на случай колебания уровня реки. Вода поднимается на  полусотню метров в запруду, откуда  расходится по мелким каналам. А далее  в арыки и - на поля, где   денно и нощно несут  вахту  люди с кетменями.

Показали  молочно-товарную ферму на четыреста коров,   механическую дойку.   Гостью удивила продуктивность – шесть тысяч литров молока в год на корову, а часть животных - дают до десяти тысяч литров.
 
-Наши красавицы, - включилась в разговор, молоденькая доярка, - даже быков толком не видят, все на искусственной любви. Зато  детки хорошенькие как на подбор,- чем вызвала  оживление. Да и Ганди не сдержала улыбку.
 
-А какую воду употребляете для питья? Неужели из арыков?,-спросила Ганди.
 
Вопрос, прямо скажем, на засыпку. Действительно, до недавнего времени так и было.

Но теперь питьевую воду берут из артезианских скважин, очищают и через напорную башню по трубам подают в водоразборные колонки рядом с жилыми домами, а желающим  - прямо в дома.
 
-Да, видно, что ваш раис и  помощники хорошо стараются для людей,- оценила  Ганди.  Колхозники согласно закивали.
 
-И нечистоты вывозят!- молвил кто-то из жителей. -От каждого двора по графику специальной машиной.-

Другие добавили, что в колхозе действуют  очистные сооружения, куда сходятся стоки из больницы, детских учреждений, предприятий. Стоки проходит  обработку и возвращается в реку вполне чистыми.
Этот факт особенно привлек внимание собеседницы.
 
Вот сколько разнообразной информации!
Гостья ни к чему  не теряет интереса и поход продолжается.
 
На  выбор посетили  несколько домов. И в каждом - суета беспредельного гостеприимства.Покинуть хозяев невозможно, пока не выпьешь хотя бы пиалу чая, причем, до донышка.
У каждой  семьи (их  3200) добротные по местным меркам и традициям саманные дома с приусадебными участками,  корова,  бараны, другая живность.  Почти в каждом дворе - мотоцикл, а то и машина.   

В одном из домов   задержались. Уж очень интересными оказались его обитатели. Кто-то   побывал в Индии, кто-то  вступил в разговор по-английски, а девочка, скромно  стоявшая в сторонке,  вдруг завелась в индийском танце.
И все экспромтом, от всей души.

Можно  еще многое наблюдать и познавать.

Но нас ожидал  Саидходжа.

Перед взором предстал грандиозный дворец, поразивший размерами и изысканной архитектурой,  бьющими фонтанами,ухоженными  аллеям, цветочными клумбами.
   
Восторг Индиры непередоваем:  как  на  селе   сотворили подобное чудо?  Кому, наконец, оно служит?

Когда  вступили в Главный зал на 2200 мест, Индира Ганди невольно опустилась на кресло, остальные тоже. Затаив дыхание любовались рукотворным изысканным чудом.

Здесь проводят общеколхозные собрания,   выступают   театральные коллективы из Москвы, Душанбе, Ташкента, других городов.

В  других помещениях- кружки по интересам молодёжи : авиамоделизм, судомоделизм(море-то рядом),  радиотехника, вязание, ковроткачество, кройки и шитья.
 "Средние"залы отданы гимнастам, борцам, шахматистам.
По словам раиса,- "ничего не простаивает и не гуляет".
 
-Дорогие друзья, для размещения гостей всё готово. Госпожу Ганди  ждут в апартаментах. Полчаса на отдых, и милости прошу - к столу, - провозгласил хозяин.

Стол накрыли как принято в Средней Азии.
 
Гостье - особое ненавязчивое внимание. Раис к спиртному относится сугубо символично. Ведёт застолье просто, по-домашнему, рекомендует отведать то, другое.
Предложил тосты за Джавахарлала Неру, за госпожу Ганди, за дружбу, за своих земляков, за добрый урожай, за здоровье.

 
Ганди высказалась о том, что успех или неудача каждого зависит прежде всего от самого себя. 
Восхитилась хозяином, его талантом руководителя,  память о знакомстве с ним и его  земляками  останется надолго.
Попросила разрешение поцеловать тамаду, что осуществить при его габаритах  оказалось не так-то  просто.

Саидходжа  поведал  историю  дворца.
 
Когда-то  побывал в Ленинграде. Уж очень понравились дворцы. Загорелся сотворить нечто подобное в  колхозе. Но в то время самый обыкновенный клуб невозможно было поставить без разрешения властей.

Стал осуществлять  замысел на свой страх и риск.
 
Пригласил из Ленинграда  архитектора и  мастеров по граниту и мрамору,  из Самарканда и Бухары - резчиков по пористому песчанику - ганчу, из Карелии -  паркетчиков, обучили местных строителей.
 
Соседние гидростроители, которых колхоз обеспечивал продовольствием, подготовили котлован,  дренажную систему, помогли  бетоном.
 Огородили стройку высоченным забором  и работа закипела.

Дворец, пока без зала, но с  художественной отделкой  помещений и  благоустройством, был готов  спустя три года.

Тут уж никуда не денешься. Пригласили на стройку  руководителей области. Те схватились за голову: то ли судить Саидходжа за  дерзость, то ли  благодарить за смелость. Сошлись на втором.
Но с условием - "непременно обеспечить" большой  зал к важному  областному мероприятию.Даже помощь материалами оказали.
  Зал - красавец к  сроку  приняли в эксплуатацию.

Ганди с удовольствием приняла предложение остановиться в так приглянувшемся месте. 
 
На другой день, после обеда  с участием раиса, напутствуемая  душевными пожеланиями, с цветами, корзинами фруктов  направились в Голодную степь,которая начинается отсюда в ста пятидесяти километрах.

 Со  смотровой площадки наблюдала как люди с помощью разнообразной техники  роют русла каналов, равняют  откосы, укладывают  бетон, прокладывают дороги. 
И  эту трудовую армию требуется достойно питать, обслуживать, беречь.
 
Возвратилась в Душанбе самолетом и поселилась в том же  коттедже дачного квартале, охраняемом единственным милиционером.
 
Неоднократно приглашала меня   уточнить детали  увиденного, делала пометки.
 
Проявила интерес  к моей личности: где учился, что изучал,о журналистских наклонностях, о семье, о пережитых тяготах Великой Отечественной войны. 

Интересовалась как  российским людям разных вероисповеданий удаётся сосуществовать в такой гармонии и дружбе.
 
В один из поздних вечеров  попросила  пройти с ней по улицам уже засыпавшего Душанбе, что мы  спокойно и совершили.

 Госпожа Ганди решила побывать  на других стройках. Предложили посмотреть  возведение Нурекской ГЭС на реке Вахш.

Высочайшая в мире  плотина, пробитые в скалах циклопические тоннели, поднятая в ущелье гигантская масса воды -  для того, чтобы, по крайней мере в течение столетия получать миллиарды киловатт-часов дешёвой электроэнергии и более надёжно обеспечивать водой миллионы  людей.Впечатлилась!... 
 
-Вот где нам следует у вас учиться. И не только в области гидротехники. Непременно буду говорить об этом на своей родине, - такими словами завершила она свое пребывание в Нуреке.

 Индира Ганди побывала  также  на   заводе по производству азотных удобрений, вникла в  химическую технологию.

Осмотрела тоннель под  горным хребтом, по которому готовились подать воду на орошение   Яванской долины.

Перед отбытием на родину Ганди устроила   чаепитие.   По-доброму отозвалась о каждом из нас, и  пригласила посетить  Индию. К сожалению, тогда не получилось.
Но история имела продолжение.
 
После  кончины  лидера Индийского государства Шастри, на этот пост избрали госпожу Индиру Ганди.
 
По почте поздравили её, выразили самые добрые пожелания и чувства.   
Пришел  ответ с повторным приглашением в Индию.
Этот шанс   не упустили...
   
Встреча с госпожой Ганди на ее родине не предусматривалась. Но  на протяжении трёх недель были окружены вниманием и заботой. Имели возможность много поездить и посмотреть.

Мелиорации в Индии уделяется огромное внимание.
Методы  полива  самые разнообразные - каналы, запруды, арыки, колодцы,  механизмы на тяге животных,  вёдра, ковши и непременно - кетмень.
 
Сооружаются  мощные ирригационные комплексы, два из них  посетили. Это Бхакра - Нангал на реке Сатледж  и Хиракуд на реке Маханади.  Строителям хотелось бы иметь больше техники, но и обеспечивать работой массу людей тоже необходимо.

Народ – миролюбивый, доброжелательный.Страна контрастов,  привычно соседствуют роскошь и нищета.

Множество народностей со своими укладом жизни, традициями, обычаями. Край удивительной природы, животного и растительного мира,  потрясающей экзотики.

"Прокатились" на слоне. Пообщались с обезьянами, которые, того и гляди,  оставят без очков, часов, а то и без документов.

Посещали  бассейн,  смотрели по телевизору длиннющие индийские фильмы про любовь, непременно со счастливым исходом. Подумывали о доме.
 
Вячеслав Подкопаев, испытанный друг, из коренных туляков, переводчик,   время убивал на настольный теннис. Выиграть у него было практически невозможно.
 Его  окружала местная публика и командированные россияне. не позволил никому себя обыграть.  Пробовал его уговаривать: -Ну, что тебе стоит  поддаться. Ошибись немного, порадуй людей.- А он своё: -Не уговаривай, пусть учатся, всё должно быть по-честному.-

Накануне  отъезда из Индии   пригласили в ресторан. Всё  красиво и строго,  чувствовалось прибытие  важной персоны. Действительно, в зале  появился  молодой высокий мужчина.
 
 Это был  Раджив Ганди,  сын  Индиры Ганди.
Обменялись рукопожатием.

Произнес  приветствие и вручил каждому   памятные сувениры.
Отдельный подарок   предназначался Саидходже Урунходжаеву, которого, как он сказал, помнят и ценят.
 Презент по возвращении  передали раису. Осмотрел  с  интересом, и задумчиво произнес:
 -Какой прекрасный человек, какая мудрая женщина! И какая интересная, сложная штука – жизнь.

У россиян к Индии испокон веков особо теплые и дружеские чувства.

Дай Бог, чтобы они  развивались и крепли  на общее благо.
 

 

            


Рецензии