Качай-бек - предводитель восстания курелов-лезгин

Качай-бек — предводитель восстания курелов-лезгин в 1729 году

Качай-бек (Къача также Кача-бек) (ум. ок. 1729) — предводитель восстания лезгин против присоединения лезгинских земель к Российской империи первой трети XVIII века.В «Отечественных записках» Павла Свиньина за 1827 год предводитель курелов (лезгин) Качай назван «сыном» Сурхай-хана Казикумухского.


В 1726 году российский генерал Князь Василий Владимирович Долгоруков (1667–1746) назначен главнокомандующим войсками, сосредоточенными на Кавказе. По приезде в край весною 1726 года, новый главнокомандующий счел первою обязанностью поближе ознакомиться с своими войсками. Многие из начальников и офицеров по его настоянию немедленно удалились с Кавказа, как не понимавшие характера местной войны, всем остальным увеличено содержание, войскам назначены двойные рационы и даже казакам определили жалованье, которого они ни прежде, ни после Долгорукова не получали.


«В русском войске, писал по этому поводу князь Долгорукий к императрице: — есть две иностранные роты — армянская и грузинская, из которых каждая получает казенное содержание; русским казакам не дают ничего, а между тем они служат больше и неприятелю страшнее. Я определил им также денежные выдачи, ибо, по моему мнению, лучше платить своим, нежели чужим. Правда, армяне и грузины служат изрядно, однако же казаки действуют гораздо отважнее».


Улучшив, таким образом, насколько было возможно, экономическое и санитарное положение войска, князь Долгорукий отправился из крепости Св. Креста в Дербент, в Баку и далее в Гиляны не морем, как это делалось прежде, а сухим путем, чтобы, по его словам, показать персиянам фактическое подчинение нам «и воды и суши». Почти семидесятилетний старик, несмотря на февральскую распутицу, он ехал верхом и все время имел при себе «по-калмыцки» — одни только походные вьюки.


«От роду моего не видывал, писал он впоследствии к своему приятелю: — чтобы кто в мои лета начал жить калмыцким манером».


Объезд этот принес громадную пользу. Он убедил самого Долгорукова в необходимости наступательных действий не только против персиян, но и против турок, «этих мнимых приятелей», которых прежде всего надо было выжить из Персии.


«А с другой стороны появление князя в местах, где никогда не были наши главнокомандующие, произвело такое впечатление на жителей, что все соседние ханы, султаны и старшины встречали его по пути с необыкновенными почестями. Воспользовавшись этим, он без труда присоединил к русским владениям Кергеруцкую область, Астару, Ленкорань и Кизыл-Агач и приказал поставить в них укрепления "во страх неприятелям, чтобы не думали о нашей слабости". Таким образом, князь Долгорукий с ничтожными средствами сумел поддержать достоинство русского оружия».


Однако на Кавказе генерал оставался не долго. Уже 24 февраля 1728 года Василий Долгоруков был отозван ко двору, после того как был произведён в генерал-фельдмаршалы и назначен членом Верховного тайного совета. Уезжая, фельдмаршал Василий Долгоруков разделил, в начале 1728 года, командование в Закавказском крае на две части: в Гилянах остался Василий Яковлевич Левашев (1667–1751), а в Дагестане — генерал-лейтенант Александр Иванович Румянцев (1680–1749).


В тоже время, удя по рапорту, в Южном Дагестане, у генерала А.И. Румянцева, было не совсем спокойно:

«Кюринцы и несколько других племен наотрез отказались от нашего подданства. Они отвечали, что будут защищаться и скорее погибнут в бою, нежели от голода, которым им угрожают русские порядки… Более всех, бунтовали какие-то курелы, вероятно жители нынешнего Самурского округа».


Именно они, как доносил генерал А.И. Румянцев:

«Продерзостно ворвались в Сальянскую область, побили и пленили много русских людей, магазины с нашим провиантом сожгли без остатку, пожитки пограбили и учинили несказанные свирепства».


Несколько венных походов, предпринятых русскими оккупационными силами не могли усмирить восстания. Тогда пошел сам генерал Румянцев и «около аула Магмуда нанес мятежникам страшное поражение. Предводитель их, Качай, был убит, и несколько тысяч татар и курелов усеяли поле сражения. Из трёхсотенного отряда русских выбыло также более 70 человек убитыми и ранеными — потеря по сравнению с прежними весьма немаловажная».


В рассказе генерала А.И. Румянцева фигурирует «аул Магмуд», который мы можем отожествить с лезгинским сел. Махмуд (лезг. сел. Махмудхюр, ныне покинутое село в Магарамкентском районе Дагестана). И, второй момент, это предводитель местных лезгин, человек по имени «Качай» (лезг. Къача). Отметим, что имя данного исторического деятеля ранее нигде не встречалось.


В «Отечественных записках» Павла Свиньина за 1827 год предводитель курелов (лезгин) Качай назван сыном Сурхай-хана Казикумухского:


«Возмущение курелов [народ обитающий вдоль северного берега реки Самур] подавленное в прошлом [1728?] году при самом начале генерала Румянцева, снова вспыхнуло происками Сурхай-хана Казикумухского, который имел свои виды на сей народ; но совершенное поражение казикумухов (отправленных Сурхай-ханом с сыном своим Качаем на помощь к курелам) 23 декабря [1729 г.] при деревне Махмуд (лежащей от Ерлаха в 5-ти верстах), нанесённое генералом Румянцевым, и истребление многих курельских деревень, обратило к покорности этих свирепых хищников. Разбитые казикумухи бежали во владения Сурхай-хана».


Военный историк А.Л. Зиссерман (1824–1897) по этому поводу замечает, что


«все эти действия малыми отрядами должны были иметь для нас большое значение, как первые зачатки той самой войны, которую впоследствии нам пришлось вести уже в более обширных размерах при покорении Кавказа. Решимость с горстию людей бросаться на многочисленные скопища, отвага, предприимчивость, известная самостоятельность младших чинов, навык ориентироваться и применяться к условиям боя и местности, одним словом — те качества, которыми отличалось позднее большинство кавказских офицеров, очевидно родились еще на персидской почве, в то старое петровское время, и затем передавались преемственно от одного полкового поколения к другому. Полки, входившие в то время в состав Низового (персидского) корпуса, позднее приобрели себе громкую славу и в рядах кавказской армии. Это были полки: Кабардинский, Куринский, Ширванский, Апшеронский, Дагестанский, Тенгинский, Навагинский и Ставропольский».


С восшествием на престол императрицы Анны Иоанновны, на Кавказе последовали новые перемены в начальствующих лицах. Фельдмаршал князь Василий Владимирович Долгорукий, подвергся опале и был заточен в Шлиссельбургскую крепость. С падением Долгорукова нашли неудобным оставлять в Закавказье двух самостоятельных начальников, а потому А.И. Румянцева отозвали, а главное начальство поручили одному В.Я. Левашову.


Дополнительные сведения об Качае мы можем обнаружить в историческом сочинении некого ‘Абд ал-Хайа. Судя по записям и рукописи в целом, он писал в конце XVIII — начале XIX вв., хорошо знал историю южного Дагестана. Круг интересов его был широк и охватывал фикх, арабский язык, историю. Основное содержание его хронографа — события в южном Дагестане, взаимоотношения между отдельными селениями, в первую очередь Хурюгом, Рутулом, Ахты, Кумухом, установление покровительства Ахты над Хурюгом, при активном участии Казикумухского шамхала в 900 г. х. (1495–1496); двукратное сожжение Ахты феодальными правителями Рутула, Кумуха, Кубы в 947 и 949 г. хиджры (соответственно 1540 и 1542–1543 гг.); ограбление и сожжение Рутула правителем Дербента в 948 г. (1541–1542). Описания событий интересующего нас XVIII века исчерпываются в основном взаимоотношениями Ахты, Рутула, Хурюга, Мискинджа, докузпаринских селений. Имеется ряд сведений о выступлениях лезгинских селений против царских войск в 20-х гг. XVIII в. и о борьбе против кызылбашей. ‘Абд ал-Хайа приводит две ключевые исторические даты:


1. «Дата первого сражения между неверными русскими и жителями селения Бут — 1142 год (1729–1730)». Село «Бут» примечательно тем, что в нём комендант Дербента бригадир фон Лукей получил смертельное ранение от «курелов» при грабеже «куралинской деревни Бут» (в оригинале «Бутъ»), и скончался 21 октября 1728 года по старому стилю, что соответствует дате «1 ноября 1728 года». И, здесь скорее всего речь идёт об одном и том же событии.


2. «Дата, второго сражения между неверными русскими и жителями Кумуки (Кумуха) и (дата) смерти Качи-бека мучеником от их рук 1142 год (1729–1730)». В данном сообщении приводится дата смерти «Качи-бека» 1729/30 год.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Театр войны между Россией и Персией с 1722 по 1734 год // Самурский округ.


Литература / источники


1. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gwWUQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.03.2023). — Яз. рус.

2. Отечественные записки, издаваемые Павлом Свиньиным. №32. Г. Санкт-Петербург. Типографий Карла Края. 1827. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.files.fm/f/jx9kmqf9d/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.03.2023). — Яз. рус.

3. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Том I, Выпуск 1. СПб. 1887. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33jpji, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.03.2023). — Яз. рус.


Рецензии