Побывальщина

ПОБЫВАЛЬЩИНА
( из серии «Сельские были- небыли»)

В одной стране, недалекой стороне было одно странное место. Называлось оно Кривулино. На карте можно найти много похожих названий, но я расскажу про это  Кривулино. Место, как место, вдоль реки, среди полей , лесов и перелесков, но в  глаза бросалась одна странность. Все в этом поселении было несколько  скособочено. Дома, если присмотреться, стояли  с наклоном, крыши съехали набок, даже рамы окон напоминали ромб. Не было такого забора, чтобы стоял прямо. Даже водонапорная башня очень напоминала всем известную Пизанскую башню. Усиливало это впечатление и одно место в лесу, которое называлось – криволесье. Деревья там, тонкие и изогнутые, как будто застыли в диком танце. Это место у жителей Кривулино считалось нечистым – там никогда не было ни грибов, ни ягод и трава там росла чахлая и уже к середине лета усыхала.
Люди в этом селе носили и соответствующие фамилии: Кривоносов, Косоглазов, Кривошеин, Косолапов, Криворучко, Кривобоков, был даже Кривобякин , то есть производные от слов криво и косо. Внешне этот народ был вполне  нормальным, лишь иногда с не большими отклонениями согласно фамилии. Все они были кудрявыми – кто мелким бесом, кто крупными завитками, кто длинными локонами. Женщина  здесь считалась красивой, если у неё слегка косили глаза, и волосы пышным шаром вздымались над головой, а пальцы на руках должны быть длинными  и изогнутыми.
Красивый мужчина – это мужчина, который элегантно хромает, опираясь на трость, и обладает большим горбатым носом. Кривые руки не были достоинством, ибо все жители этого места должны были много работать, чтобы прокормиться  и пользоваться благами цивилизации.
Интеллектом этот народ не был обделен. Вспомним сподвижника Богдана Хмельницкого, фамилия которого была Кривонос. Иконописец  Рогуля, герой гражданской войны  на Дону Кривошлыков, певец- бас Кривченя, сказительница Кривополенова – перечислять  можно еще долго. Рассматривая такие   научные понятия , как  кривой брус, криволинейный интеграл, криволинейные координаты, и, наконец, кривошипный механизм – понимаешь, что корни  этих изобретений и открытий ведут в эти места.
Все это кривое окружение не могло не сказаться на характерах людей.  Здесь не принято было говорить прямо, то, что думаешь, а надо было доходить до нужного смысла окружным путем. Например , встречаются две женщины.
- Привет, Тань, смотрю я на твой пиджачок и вспоминаю, как лет 15 назад давились за ним в очереди в нашем универмаге. Вот, как раньше шили, какой был материал; ничего, что выгорел и на рукавах пообтрепался, если пуговицы поменять, будет еще ничего.
Татьяна, оглядев подругу, отвечала – твои туфли тоже долгожители, ничего, что пряжки отлетели, если  сделать правильные набойки, чтобы не было заметно, что ты правой ногой косолапишь, то можно еще лет 5 походить.
Женщины расходятся, не сказав друг другу грубого слова, но каждая довольная собой.
Или, понадобилась мужику отвертка, была, но куда- то завалилась. Пошел к соседу, тот возится в гараже.
- О, слушай, какой у тебя порядок, смотрю, тисочки новые приобрел, и шуруповерт последней модели.  А у меня петли на двери сарая разболтались, а привернуть нечем. Сосед, не поворачивая головы, говорит -
- Бери вон там , в ящике, да не забудь вернуть.- Мужик берет отвертку и уходит, с завистью глядя на шуруповерт  и понимая, что хозяин гаража не предложил ему новый инструмент потому, что фамилия его Косоруков. В общем, здесь все было, как везде. Люди довольствовались тем, что имели и если завидовали, то молча, времени хватало только на работу.
Руководители этого поселения жили не далеко, но на другом берегу реки. Место это называлось Кривулины Рогули – здесь река раздваивалась на два русла , которые извиваясь, текли себе  в разные стороны. Вместо моста был паром, который причаливал к большому, красивому, белому дому, стоявшему на высоком берегу. Это была настоящая барская усадьба с колоннами, мезонином, с оранжереей.  Паромщики, в форме, тщательно проверяли пропуска у тех, кто хотел попасть в усадьбу.
Отсюда и шли все указания для поселян . Указания эти были легко выполнимы, но не всегда понятны. Выходит, например , указ- рекомендация  - женщинам ходить на работу только в брюках, а мужчинам вместо шляп и кепок, носить бейсболки. Женщинам носить бейсболки тоже не возбранялось. А чтобы не было путаницы, мужчинам рекомендовалось носить усы.
При этом возникало такое удобство – легко можно было отличить мужчину от женщины и подростка от взрослого. Ко всяким переменам народ  приспосабливался, не углубляясь в их суть. Некогда, работать надо. Однажды в выходные идут  три мужика погулять, отдохнуть и видят на знакомых заведениях  незнакомые вывески:pelmennay, а на  другом -  zakusochnay. Стоят, открывши рот и не поймут, в какой стране оказались.
- А, сказал один -  это чтоб никто не догадался!
- Конспирация – сказал другой громким шёпотом,  а третий, подкрутив ус, громко крикнул : смерть шпионам!  И тогда мужики все поняли, успокоились, и смело открыли дверь в закусочную.
А под Новый Год, когда витрины и улицы украсили к празднику, дети задавали такие вопросы : Почему деда мороза теперь зовут Санта Клаус, и зачем ему обрезали шубу. Ответ был такой -  это, чтобы быстрее бегать, ведь подарки надо разнести детям в разных странах.
А где Снегурочка?
-Никак не может его догнать.
- А когда догонит?
- Скоро, сынок, скоро.

-
После нескольких таких перемен и указов, народ понял, что их руководители из барского дома, занимаются не чистописанием , а крючкотворством.  А что еще можно ожидать от « слуг народа» из Кривулино. Они ведь руководители, вот и водят руками, как умеют.
- Они ИЗБРАННИКИ – многозначительно говорила 90 летняя баба Глаша, поднимая кривой указательный палец к небу. Кем и когда были избраны владельцы усадьбы, никто уже не помнил, потому что, на листках, которые нужно было бросать в прямые, красивые ящики, были напечатаны такие фамилии, что их не только запомнить, а и выговорить было невозможно.
- Много званых, да мало избранных – бормотала старуха-  и будут последние первыми, а первые последними.
В этих местах тоже были свои сумасшедшие, пророки и экстрасенсы, был даже свой театр, он назывался «Косое Зазеркалье» и в нем ставили пьесы про «другую жизнь» с легкой сатирой  на нынешнюю. Так все и  жили, люди мирились с тем, что у них было, работали и не роптали. Время шло , умирали старики, рождались дети.
И, вот в семье Кривозубовых родился мальчик, такой, как и все новорожденные – с кривыми ручками и ножками. Назвали его Германом, сокращенно – Гера. Он быстро рос и к пяти годам, когда у его сверстников ноги были еще колесом, шустро бегал на совершенно прямых ногах, удивляя родителей своей резвостью.  И волосы у него были прямые, светло – русые. Ребенок был очень смышленым и приметливым.
- Почему у вороны две лапы, а у собаки четыре. Бабочка умеет ходить? А кто из тучи нас поливает дождиком?
Однажды он смотрел  мультики по телевизору и позвал маму.
- У них что, у всех одинаковая фамилия   Косоротовы?
Мама посмотрела на экран и увидела там фигурки мальчиков, девочек, собачек, овечек и у всех у них рот был на щеке.-Не знаю, сынок, возможно..
А разве у животных могут быть фамилии?
 В кино все может быть
- А мы им родственники?
- Почему?
- Ну, мы  ведь Кривозубовы.
Все, кто встречался с этим ребенком, удивлялись его внешнему виду и поведению. Он все говорил прямо, без всяких, принятых здесь экивоков, но считали, что с возрастом это пройдет. Когда Герман пошел в школу , вопросы посыпались на учителей. У учительницы русского языка он спрашивал, что такое « сикось - накось»  и чем отличается от понятия « вкривь и вкось». Учительница объясняла, и тогда следовал другой вопрос – значит, то, что криво – это плохо? А накосячить?
На уроке геометрии ему было интересно: если есть параллельная прямая, то есть ли  параллельная у кривой  и ломаной линии. Когда он получил сведения о генетике, то крепко задумался о своем происхождении. Не внедрилась ли новая молекула  в его цепочку ДНК, ведь он не такой, как все жители Кривулино и не являются  ли они все какой то особой популяцией?. Из учебников ему стало известно, что есть  раса негроидная, монголоидная и европеоидная, и ни к одной из них его народ не подходил.  Это было загадкой.
Поведение у нашего героя тоже оставляло желать лучшего. Увидев, что его сосед по парте  прячет в свой портфель чужую ручку, тут же встал перед ним.
- Верни сейчас же..
- Я не брал, она сама мне отдала.. И сразу же воришка получал в лоб -  не ври, я видел, как ты её взял, когда она вышла.
Герман считал, что за  всякий проступок, если он сделан намеренно, надо отвечать, поэтому тумаки он раздавал направо и налево.  Директор вызывал родителей в школу, грозил исключить »хулигана»,  но не делал этого. Уж больно хорошо учился парнишка, знания схватывал на лету. По мере взросления, все больше ему  хотелось исправить те « косяки», которые он видел вокруг себя. Начал с покосившейся собачьей будки . И вот она уже ровным желтым кубом стоит у крыльца.  Крыша – скат, прямоугольник , равносторонний треугольник с фасада, красота!  Родители не оценили, им было все равно, а Жучке понравилось. Короче, парень не ходил кривыми дорогами, а предпочитал идти напрямик. Зимой испортилась уличная колонка, из которой  население  привыкло брать воду. Жители направили жалобу в Барский дом, где обитала наравне с другими избранниками, управляющая компания.
Ответ N 1 – надо ждать весны. Ответ на весеннюю жалобу  был таков – колонка в порядке, пишите тем, кто монтировал трубы. Далее отсылали к тем, кто чинит насосы. Те ответили – нужен новый, а денег нет. Собрали деньги, починили, воды в колонке нет, а в канаве и под домом – озеро.
Поселяне почесали в затылке и решили проблему по своему – кто, побогаче, пробурили себе артезианскую скважину, а кому это было  не по карману, почистили колодцы, из которых брали воду их прадеды, поставили новые срубы и уж не глядели в сторону барского дома. Но эта инициатива не понравилась «слугам народа» и они обложили штрафами тех, кто копнул слишком глубоко. «Нечего транжирить природные ресурсы», и  сразу появились  контролеры, которым белый дом нашел, чем заплатить.
Герман знал, как просто можно было решить вопрос с водой. Подвести воду к каждому дому, поставить счетчики и люди бы знали, за что они платят и научились бы экономить. Вот газ провели и все довольны – дрова не нужны, трубы не дымят, газовые плиты стоят.  И он стал писать, куда надо, напрямую. Но, скоро его вызвали в одно учреждение, где ему длинными, запутанными фразами объяснили, что он выбрал неправильный путь .
К тому времени, когда он заканчивал школу, он приметил , что в младших классах появились ребятишки, «хулиганы», такие, каким он был когда то сам. У них  не было заметных дефектов во внешности ,и волосы были прямые, правда, у одной девочки с длинной толстой косой, слегка косил правый глаз.
На выпускном вечере к Герману подошел директор, чтобы лично поздравить «золотого» «медалиста.
- Куда будешь поступать, Гера? На биологический?
- Нет, пойду в архитектурный, хочу построить большой, красивый город и переселить туда односельчан.  Таков был ответ юного максималиста. Сначала он уехал учиться в другой город, потом в другую страну, потому что здесь его идеи о новом градостроительстве не были поняты. Когда он обзавелся собственным домом, то приехал на родину, забрал к себе родителей а, заодно и девушку с длинной косой и слегка косящим правым глазом.
Постепенно жизнь в Кривулино сошла на нет. Молодежь уезжала, узнав, что где- то есть совсем другая жизнь. Старики умирали, а тут еще случилось моровое поветрие, которое косило их одного за другим. Хоронили их прямо в поле , за криволесьем и назвали это место  Божьей нивой. Опустевшие дома стали разрушаться, а с Барским домом тоже случилась беда, он загорелся, но пожарные, как ни странно, приехали вовремя и дом отстояли. Никто не пострадал, потому что это были выходные и служащие отдыхали кто на Мальдивах, кто на Канарах, а кто и на Лазурном берегу в своих виллах.
Если вы приедете в Кривулино сейчас, то увидите на этом месте большой, красивый парк, где можно заняться спортом, отдохнуть на удобной скамейке, покормит белок и птиц. Иногда здесь из укромной чащи к вам может  выйти  грациозная косуля и позволит угостить себя морковкой, если вы ей понравитесь. На другой берег реки теперь перекинут мост, по которому любой желающий может пройти в Барский дом.  На нем вывеска – « Музей прошлой жизни.» Здесь можно увидеть на фотографиях, каким было Кривулино в прошлом веке – кривые дома, сараи, заборы, водонапорная башня. В бывшей «бальной зале» усадьбы стоит макет русской печки с чугунком и ухватом, черными сковородами  и кривым сковородником. В углу стоит та самая собачья будка, сконструированная «первопроходцем» этих мест, Германом Кривозубовым .   В витринах можно увидеть керосинку, керогаз, примус – на этом когда то готовили еду.  На лавке, сбитой из толстых досок стоит корыто, в ней стиральная доска и кусок темно-коричневого мыла, не нем  цифра 72. Так раньше стирали. Рядом стоит  одна из первых электрических стиральных машин под названием « Волга». Стирать то она стирала, а вот выжимать надо было вручную , пропуская мокрое белье через валик. А вот и средства информации – первое радио в форме черной тарелки, радиола, телевизор «Авангард», магнитофон «Яуза», «Спидола» , телефон «Моторола» и много еще чего, уже давно забытое. Над камином висит большая картина неизвестного художника. На ней на фоне темного мятежного неба , стоят деревенские дома укрытые снегом, кое где в окошках горят огоньки. На столбах покосившихся заборов тоже шапочки снега, не видно нигде протоптанных тропинок. Далеко за домами виден  башенный кран, протянувший свою стрелу в черные облака. На переднем плане картины, на досках столешницы справа  стоит граненый стакан , в прозрачную  воду которого опущен свежий букет ландышей. Его белые  маленькие бубенчики написаны так мастерски, что невольно хочется  их понюхать и потрогать их руками. Слева стоят два  не совсем чистых бокала, и на них можно различить даже отпечатки пальцев.( Автора картины?) Между бокалами и букетом на газете «Правда» лежит грубо порезанная селедка, и хвост её упирается в стакан с ландышами.  О чем эта картина?  О нежности чувств, о грубости быта , о грядущем , неясном будущем? Каждый решает по- своему.  Но, равнодушно пройти мимо этой картины невозможно. Теперь  в том месте на реке, где Криулины рогули, сделаны мостки для рыболовов. И это не единственное место, которое напоминает о прошлом.  Ученые сохранили участок криволесья и до сих пор бьются над загадкой этого места. На «Божьей ниве» , где хоронили умерших от гнилого поветрия, стоит небольшая стела, как напоминание о предках и  их прошлых бедах.  Теперь здесь ежегодно в июне проводят  « праздник косаря». Не подумайте ничего плохого.
В этот день мужчины, одев красивые белые вышитые рубахи, соревнуются в мастерстве  скашивая травы ручной косой. Женщины и девушки убирают её деревянными граблями, а  дети и пожилые сельчане «болеют» за них и веселятся.
Еще ученых занимает вопрос интеграции, уехавшей из этих мест молодежи. Какие качества перейдут от них к людям и что они  возьмут новое для себя. Нитью Ариадны, конечно, могут служить их фамилии, но все это не однозначно. Фамилии останутся, а люди могут измениться. Время покажет.
Вот такую историю слышал я про эти места, вот такая ПОБЫВАЛЬЩИНА.


Рецензии